Ученые раскрыли секрет устойчивости тихоходок к радиации

Ученые раскрыли секрет устойчивости тихоходок к радиации В организме тихоходок существует белок, который защищает ДНК от радиации © Lenta.ru
Специальный белок в случае угрозы охватывает ДНК тихоходок.

Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего заявили о том, что им удалось раскрыть секрет устойчивости тихоходок к радиации. Специальный белок в случае угрозы охватывает ДНК тихоходок, закрывая ее от свободных радикалов и радиации, сообщает Naked science.

Важным элементом противорадиационной защиты считается уникальный для тихоходок белок Dsup (Damage Suppressor - "подавитель повреждений"). Эксперименты, проведенные исследователями, показали, что внедрение этого белка людям позволяет на 40% повысить их устойчивость к радиации и свободным радикалам.

В ходе нового исследования ученые выяснили, что Dsup напрямую связывается с хроматином, сложным комплексом ДНК и стабилизирующих ее белков. При упаковке хроматин организуется в цепочки нуклеосом - петель ДНК, накрученных на несколько белков-гистонов. Лишь отдельные участки ДНК остаются открыты и легко подвержены действию свободных радикалов. Поэтому в ответ на опасность Dsup "окутывает" нуклеосомы, закрывая оставшиеся фрагменты от контакта с радикалами и взаимодействия с ними.

По мнению исследователей, этот механизм изначально возник для защиты от пересыхания: этот процесс способен вести к появлению свободных радикалов, повреждающих клетку, и лишь как побочный эффект оказался полезным и при радиации.

Ранее японские исследователи заявили об открытии нового, 168 вида тихоходок. Существо получило название Macrobiotus shonaicus. Оказалось, что данный вид тихоходок способен размножаться в лабораторных условиях, что наблюдается нечасто. Кроме того, исследователи заметили отличия генома нового вида от генома сородичей.