Согласно статистике сообщений о жертвах нападений на почве этнической и расовой ненависти в Украине, 2014-й отличился "только" 24 зафиксированными преступлениями.
Эксперты Группы мониторинга прав национальных меньшинств и Конгресса национальных общин Украины, проводившие исследование, отмечают, что озвученная цифра может быть только оценочным показателем. Поскольку это незначительная часть случаев, которые удалось проверить, - подчеркивает руководитель Группы мониторинга прав национальных меньшинств Вячеслав Лихачев.
Более того - преступления на почве этнической и расовой ненависти до сих пор крайне редко фиксируются правоохранительными органами. А если и фиксируются, то не квалифицируются адекватно (т.е. с учетом мотива) сразу же при открытии уголовного производства. Еще реже такие преступления расследуются.
Также эксперт отметил, что в контексте войны существенно усложнился сбор информации, особенно на оккупированных территориях Донбасса и Крыма.
Вандализм
ради пропаганды
"Если смотреть с 2006 г., то ситуация с преступлениями на почве ненависти, слава Богу, заметно стабилизировалась", - комментирует В.Лихачев, опираясь на данные мониторинга. 24 случая в 2014-м (25 случаев - в 2013-м) - это значительно меньше по сравнению с 88 сообщениями в 2007-м и 84 - в 2008-м.
Это при том, что Украина находится в ситуации тотальной информационной атаки со стороны страны-агрессора, подчеркивает эксперт.
"В России работает целый ряд карманных неправительственных псевдоправозащитных организаций, которые осуществляют псевдомониторинг, создают пропагандистский продукт, нередко - откровенную ложь… Эта информация активно распространяется медиа, используется в работе посольств, дипломатических служб, т.н. агентами "русского мира". Однако очевидным является факт, что всплеска ксенофобии в Украине не произошло - несмотря на тотальную информационную атаку", - объясняет В.Лихачев.
Эксперт также обращает внимание на то, что в прошлом году наблюдалось наибольшее количество, по сравнению с предыдущими годами, актов антисемитского вандализма - 23 зафиксированных случая. Это - надписи, граффити, свастика на синагогах, объектах культового значения, кладбищах, мемориалах, памятниках Холокоста, которые дают однозначное понимание: их сделали на почве ненависти.
"Во-первых, с началом войны в украинском обществе снизился порог допустимости символического насилия. Так, десятки тысяч людей наблюдали за свержением памятников Ленину, актами хулиганства перед посольством России. С другой стороны - большое количество жертв войны и движения сопротивления. Понятно, что на этом фоне акты антисемитского вандализма не воспринимались как ужас-ужас-ужас", - говорит В.Лихачев.
Другая причина, которую называет эксперт, - евреи начали весьма сильно ассоциироваться с проукраинским движением со времен Майдана.
"Дальше еще острее - когда Коломойский стал символической фигурой эдакого украинского еврея-бандеровца. Это вызвало всплеск идеологически мотивированного символического насилия - в основном со стороны сторонников пророссийски настроенных людей. Неудивительно, что памятник жертвам Холокоста стал объектом агрессии антисемитского вандализма", - подчеркивает Лихачев.
Эксперт осторожно называет некоторые из таких случаев провокацией, но не берется утверждать однозначно за неимением точной информации. Впрочем, вспоминает осквернение Симферопольской синагоги, когда город был занят российскими оккупантами.
В ночь на 28 февраля 2014 г. в Симферополе неизвестный антисемит осквернил фасад синагоги "Нер тамид", принадлежащей общине прогрессивного иудаизма. На дверях синагоги преступник черной краской написал: "Смерть жидам". Слева от дверей и на самих дверях оставил свастику, по правую сторону - "Вольфсангель" ("волчий крюк"), один из самых распространенных в неонацистском движении по всему миру графических символов.
Впрочем, эксперт обращает внимание, что "Вольфсангель", нарисованный в зеркальном отражении, не отвечает "традиционному" изображению символов, используемых обычно украинскими национал-радикалами.
Напомним, что 25 февраля того же года в Киеве праворадикальный активист с уголовным прошлым Игорь Мосийчук в эфире телеканала "112" от лица "Правого сектора" заявил, что украинские патриоты готовы приехать в Крым, дабы противодействовать сепаратистским настроениям. Его выступление имело значительный резонанс в Крыму и активно использовалось в пророссийской пропаганде для запугивания жителей полуострова украинскими "карателями-фашистами". Мосийчук был одет в футболку с "волчьим крюком".
Эксперты предполагают, что именно это выступление "подвигло" неизвестного вандала осквернить синагогу, используя упомянутые символы ради дискредитации украинских националистов (под которыми имелись в виду любые сторонники независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности Украины).
К тому же акт вандализма произошел менее чем через сутки после того, как Симферополь взяли под контроль российские войска. Хотя до того времени факты присутствия организованных украинских национал-радикалов в центре крымской столицы зафиксированы не были.
"Лично я убежден, что подобные акты антисемитизма совершены ради "хорошей" пропагандистской картинки в условиях войны, которую "удобно" показывать по телевизору", - комментирует Лихачев.
Видимые жертвы
Традиционными объектами нападений Лихачев называет т.н. видимые меньшинства, которые легко отличить на улице.
Прежде всего, это касается выходцев из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Центральной Азии, Южного Кавказа. Из традиционных украинских меньшинств - ромы.
"Если говорить о религиозных меньшинствах, то это, например, религиозные евреи, которых легко узнать по характерным признакам - одежде, прическе и т.п. В случае с мусульманами поводом для агрессии может стать хиджаб", - объясняет эксперт.
Кроме этого, отмечает Лихачев, агрессивные действия совершают также и против переселенцев из Крыма и Донбасса.
Политические причины ненависти
Ситуация с преступлениями на почве этнической и расовой ненависти в Крыму, Донецке и Луганске - еще сложнее. Эксперты отмечают, что в основном люди становятся объектами насилия по политическим мотивам, когда проявляют проукраинскую позицию или либеральное к ней отношение.
"Убийство Решата Аметова считать политическим или на почве расовой ненависти? Потому что он был проукраинским активистом? При этом есть ряд случаев, когда украинцев тоже похищали, били, простреливали им ноги - но не убивали…
В Донбассе под пресс попали протестантские общины, ибо считается, что они поддерживают единую Украину, и в большинстве случаев это действительно так. Вспомните молебен за целостность Украины и т.п.
К слову, "неправильных" христиан в Донбассе дискриминируют намного чаще, чем тех же евреев и мусульман. Это объясняется и идеологией православного "русского мира", рассматривающего "неправильных" христиан как политических оппонентов", - говорит Лихачев.
По данным мониторинга, использование антисемитизма в публичной риторике достигло самого большого масштаба на территориях Донецкой и Луганской областей, оккупированных Россией. Антисемитскую риторику позволяют себе руководители т.н. "ДНР" и "ЛНР", антисемитские материалы размещаются на официальных сайтах "ДНР" и "ЛНР", публикуются в самых популярных на подконтрольных им территориях газетах.
Легализация "своих"
Среди других тревожных тенденций эксперты называют легитимизацию украинским обществом праворадикальных движений.
"Не секрет: чем дольше длится фактическая война, тем труднее воздержаться от того, чтобы воспринимать мир черно-белым. Многообразие, завоеванное во время Майдана, может нивелироваться в ситуации войны, которая делит физически линию фронта на лагеря "они" и "мы". Это такие себе в основном хорошие и в целом плохие - что вполне естественно. Но это приводит к тому, что любые идеи, которые исповедует человек, с оружием в руках защищающий Украину, многие автоматически воспринимают с уважением. Какими бы эти идеи ни были, - комментирует координатор проекта "Без границ" Центра "Социальное Действие" Максим Буткевич, - от левых, либеральных мыслей и убеждений до праворадикальных, шовинистических, ксенофобских, расистских и неонацистских взглядов. И последние, поскольку их исповедуют те, кто воюет за целостность Украины, вызывают уважение или восприятие наподобие: "Ну и что, что нацисты, так ведь наши нацисты…".
Причем, подчеркивает Буткевич, на стороне т.н. "ДНР" и "ЛНР" воюет больше известных активистов крайне правых, расистских движений - речь идет даже не об отдельных людях, а о целых подразделениях. Так называемая "Русская православная армия" фактически укомплектована бойцами "Русского национального единства". На территории Донбасса действует террористическая группировка "Русич" с откровенно крайними правыми символами и соответствующей биографией лидеров…
"На самом деле таких людей там много, и они пополняются добровольцами из других стран, не только из России. Мы знаем о ветеранах Балканских войн...", - говорит эксперт.
Однако, по словам Максима Буткевича, на украинскую сторону тоже приезжают воевать из других стран. И случается, что это люди, которые в своих странах известны как участники неонацистских движений.
"Те, кто следит за темой, сразу вспомнят неонациста Романа Железнова, которого с фурором встречали представители батальона "Азов". Или белорусского неонациста "Малюту", известного еще и тем, что президент Порошенко вручил ему украинский паспорт, а "Малюта", принимая его, радостно прикладывал кулак к сердцу в начале характерного жеста. Конечно, все это не способствовало улучшению имиджа Украины", - отмечает эксперт. Кроме имиджевых рисков, Буткевич обращает внимание на реальную опасность из-за возможной эскалации насилия.
Открытым остается и вопрос "А как быть с этими "героями" в будущем?".
"Уже сейчас мы видим, что у этих людей есть военный опыт, в их руках - оружие, и часто они не скрывают, что не собираются его сдавать, - говорит Буткевич. - Потому послевоенные внутренние проблемы, связанные с происходящим сегодня, - еще впереди".