Мы являемся цивилизацией принудительного обмена, и государство - это монополия на осуществление такого принуждения. Но по смыслу своих функций государство выступает как "контрмонополия" - с экономической точки зрения.
Особенностью организации монополии, транснациональных корпораций (ТНК) является самоорганизованный характер процесса, который базируется на минимизации транзакционных затрат.
Государство же - это мощнейший источник транзакционных затрат. В этом и заключается "антиэкономическое" содержание его функций. Регуляторная деятельность государства - это побудительный мотив к созданию монополий и ТНК. Собственно, монополии и возникают как преодоление, минимизация этого обстоятельства.
В самом общем смысле транзакционные затраты - это затраты, направленные на то, чтобы соглашение состоялось. Очевидно, что скорее всего и проще всего происходят транзакции, основанные на доверии. Если мы покупаем в магазине килограмм моркови, то никто из нас не требует свидетелей, справку о зарплате, а продавцу не приходит в голову, получив деньги, спрятать товар под прилавок. При этом самым важным обстоятельством является то, что и продавец, и покупатель признают деньги и доверяют им. Мы можем утверждать, что феномен денег заключается в том, что они являются аккумулятором общественного доверия.
Известно, что налог на ресурс приводит лишь к сокращению ресурса. Присутствие государства в любой транзакции - это своеобразный налог на доверие. Таким образом, присутствие государства сокращает ресурс доверия, а ее дефицит она компенсирует принуждением.
Государство вмешивается (регулирует) в ценообразование. Оно устанавливает требования к качеству товара, его сертификации. Продавцы вынуждены получать соответствующие разрешения, патенты и т.п. Даже покупатель, платя НДС, также попадает в регуляторное поле государства.
Так возникают транзакционные затраты на поиск цены, товара, продавца, покупателя.
Масштаб присутствия государства на рынке определяет затраты на ведение переговоров между контрагентами. Разные законодательства в разных государствах представляют транзакционные затраты на заключение контрактов.
Постоянное изменение законодательства требует его постоянного мониторинга, а также связанных с этим обстоятельств. Это тоже транзакционные затраты, связанные с государством.
Аппарат надзора над выполнением контрактов и принуждения к соблюдению их условий также принадлежит государству. Его содержание суть транзакционные затраты.
К этому следует добавить затраты на обеспечение прав собственности и защиты этих прав. Это тоже транзакционные затраты, связанные с функциями, которые должно выполнять государство. И выполнять монопольно.
Понятно, что любая монополия заинтересована в минимизации транзакционных затрат. То есть она заинтересована в минимизации присутствия государства в своих транзакциях. Собственно из этого она и вырастает, это же есть и причиной (мотивом) образования транснациональных корпораций.
Но государство всегда будет настаивать на своей необходимости, будет обосновывать свою значимость. Это неизбежно будет приводить к генерированию новых транзакционных затрат для бизнеса - монополия государства на принуждение будет выступать как "контрмонополия".
Подчеркнем, что эти выводы касаются не только коммерческих, но и общественных отношений. Присутствие государства всегда уменьшает возможность солидарных действий в обществе. Но даже если такие действия и возникают под надзором государства, они не солидарные, а принудительные либо ангажированные, и поэтому очень быстро распадутся, потому что будут требовать постоянных дополнительных транзакционных затрат.
В самом общем случае транзакционные затраты, сформированные (вызванные) государством, можно назвать "государственной услугой". Они возникают везде: в бизнесе, обществе, быту.
Чем обременительнее становятся государственные услуги (сильная монополия государства), тем большие масштабы в стране приобретает "тень". Она формируется в условиях, когда затраты на уклонение от легальных санкций (государственных услуг) становятся более дешевыми, чем санкции; когда затраты на трансферты доходов становятся более выгодными, чем уплата легальных налогов; когда затраты на уклонение от начислений на зарплату становятся более дешевыми, чем уплата этих начислений; когда нелегальное содержание собственности коммерчески выгоднее, чем его легализация; когда соблюдение контрактной системы становится слишком дорогим; когда нелегальные процедуры решения конфликтов становятся более доступными, чем государственные услуги (например, взятки и штрафы на дорогах).
Если получение государственной услуги отягощено коррупционными обстоятельствами, волокитой, физическим и психологическим истощением, то рынок разрушается, экономика останавливается, общественные инициативы распыляются до уровня соседей, родственников, семьи, где еще теплится доверие, а жизнь в стране становится нелегальной. А тотальная нелегальная жизнь страны являются наилучшим обоснованием необходимости "сильного" государства. Круг замкнулся - государство воссоздает само себя, а не предоставляет какие-то услуги, которые становятся недоступными или критическими (справка о рождении, браке, смерти). Жизнь человека - это получения нового опыта. Если же человеку опыт навязывает государство, то это не жизнь.
Какие же функции государства являются уникальными, оправдывающими его присутствие в жизни народа?
Если говорить о денежной системе, то она в своей основе базируется на доверии людей, а не администрировании системы, хотя и зависит от него.
Если говорить об обороне страны то, как показал опыт последнего периода нашей истории, эту функцию лучше выполняет сам народ, взяв на себя содержание армии.
Если говорить о правопорядке, то пример самоорганизации Майдана свидетельствует, что существуют и другие формы достижения его обеспечения кроме государства. А главное, что в основе этих коммуникаций лежит доверие, которое "разгоняет" все транзакции до невероятной (для государственных услуг) скорости.
Если говорить о фискальной функции государства, то она оправданна лишь при признанном людьми распределении взысканных средств.
Образование, здравоохранение, связь, транспорт - со всем этим люди справились бы лучше, чем государство, или нашли бы лучших исполнителей и распорядителей средствами, принадлежащими людям, а не государству, и т.п.
Чтобы исправить такое состояние дел, нужно изменить функцию государства как генератора транзакционных затрат. Государственные услуги нужно демонополизировать, минимизировать и в процесс их предоставления внести приоритет доверия. А это достигается присутствием общественных институтов в отношениях бизнеса, общества и власти, сформированных на четкой нормативно-институционной базе, являющейся основой новой корпоративной культуры.
Институт государства, безусловно, необходим. Но не как монополия на принуждение, а как инструмент содействия. Государство должно прекратить быть источником транзакционных затрат и стать основанием для доверия контрагентов в коммерческих, общественных, бытовых взаимоотношениях.
Украина сейчас входит в период глубокого реформирования всех составляющих частей своей жизни и государственного управления в том числе. От того, как будут переписаны функции государства, зависит развитие экономики и прогресс общественных отношений, развитие домохозяйств.
Следует считать, что современная цивилизация переживает конфликт между глобальным (ТНК) и локальным (государством, территорией, общиной). Это конфликт, рожденный транзакционными затратами. К тому же глобализация приводит к потере эстетического качества цивилизации. Таким образом наибольшим абсурдом глобальной цивилизации становится присутствие в ней человека. Все это и составляет суть обозначенного конфликта.
Нам нужно вписаться в лекала глобального распределения в качестве его субъекта, но при этом не потерять свое "ментальное лицо", не путая элиту с кликой, модернизацию с деконструкцией, а моральный закон и меру бытия с архаикой. Для этого следует внимательно присмотреться к прецедентам, рожденным Майданом и последующим событиям. У нас есть уникальный опыт, когда транзакционные затраты минимизируются не только монополизацией (глобализацией), но и солидарными действиями, заботой, доверием. Именно из этих новейших фактов нашей истории и нужно составлять ментальный портрет нового украинца и определять новые функции государства как института благоприятствования.
Не следует глобализацию воспринимать как "абсолютное зло". Да, глобальный мир пытается превратить человека в "квазичеловека", он охотится уже не за деньгами потребителя, формируя спрос, а за его временем. Потому что все транзакции в "этом времени" будет администровать он, и они будут принадлежать ему. Но глобальной является и система стандартов, без которой немыслимы современная экономика, технологии, быт. То же самое можно сказать и о синхронизации времени, без которой невозможна координация солидарных действий.
Но нужно ясно осознавать и потери, которые приходится испытывать за преимущества глобализации. Эти потери не должны делать жизнь человека абсурдной, превращая ее в имитацию, подчиненную целесообразности минимизации транзакционных затрат. Есть и другие, кроме глобализации, способы обеспечить выполнение соглашений. Это, например, изменение функций государства.
Украина должна использовать реформы как шанс.
Субъектом глобального распределения Украина может выступить как один из гарантов продовольственной безопасности мира. При этом ее уникальность (локальность) может быть сохранена, если она будет обеспечивать мир не сырьем, а уже готовой продукцией и совершенными транзитными услугами. Потому что богатство Украины - это ее земля и уникальный транзитный потенциал (ГТС, перевалка зерна и т.п.).
Это лишь два примера, которые демонстрируют то, в каком направлении должны идти реформы в стране.
У Украины много уникальных особенностей. Их нужно осознать и развивать, потому что вряд ли она удивит глобальный мир "украинскими" чипсами, пиццей или попкорном. И это уже задача не государства, а креативного класса. Ведь смогла Украина порадовать весь мир глобальным продуктом - "Щедриком" и писанкой! Политики должны это понимать, а бизнес должен такие шаги воплотить. Задача же государства - создать условия для реализации планов позиционирования Украины в современной цивилизации.
Глобализация приводит к унификации социальных ролей в обществе. Они очень быстро заполняются, потому что на это направлена вся система образования и подготовки кадров. Но значительное количество людей оказывается вне этого распределения. Человек без социальной роли теряет свою социализацию, а это чрезвычайно опасное состояние для самого человека и общества в целом. Поэтому в условиях глобализации одной из важнейших задач государства становится создание условий для возникновения новых социальных ролей человека и обеспечение возможности получить новую профессию и квалификацию.
Дерегуляция чрезмерных государственных функций - это естественный путь к демонополизации и развитию малого и среднего бизнеса, скованного сегодня изнурительными транзакционными затратами.
В таких условиях многочисленные инициативы станут коммерчески выгодными, общественные проекты - реальными и продуктивными, а домохозяйства получат новые факторы стойкости, что сделает их перспективы более широкими, чем перспективы ниш выживания.
Если в Украине удастся найти компромисс в дополнении глобального и локального, то она сможет стать проводником на пути поиска ответов на вызовы современной цивилизации. Так "последние станут первыми".