ЗИМОВКА РАДИ ЗИМОВКИ?

Поделиться
В Киеве прошло заседание научно-технического совета Государственной программы исследований Украины в Антарктиде, посвященное возвращению судна «Горизонт» из рейса пятой Украинской антарктической экспедиции...

В Киеве прошло заседание научно-технического совета Государственной программы исследований Украины в Антарктиде, посвященное возвращению судна «Горизонт» из рейса пятой Украинской антарктической экспедиции. Традиционно стратегической задачей была смена отрядов зимовщиков на станции «Академик Вернадский», обеспечение ее горючим, продовольствием и новым научным оборудованием. На борту судна находилось 27 ученых, работающих в областях геофизики, геологии, физики верхней атмосферы и океанологии. Их целью было проведение научных исследований на протяжении всего перехода «Горизонта» через Атлантику, в районе самой станции и на Антарктическом полуострове. Рейс продолжался 95 суток, причем из-за крайне позднего срока отбытия из Украины (21 февраля) пребывание на самой станции вместо планируемых двух недель было сокращено до четырех дней. Резко ухудшившаяся погода, движение крупных массивов льда привели к тому, что «Горизонту» в буквальном смысле пришлось спасаться бегством. Результаты пятой антарктической экспедиции в целом были признаны удовлетворительными. Она была организована Украинским антарктическим центром Министерства образования и науки Украины при участии Севастопольского отряда научно-исследовательских суден, фирмы «Шип-Моторс-Сервис», Севастопольского КБ радиосвязи, а научную программу рейса обеспечивали Институт геофизики, Институт геологии НАНУ, радиоастрономический институт, Морской гидрофизический институт, Киевский национальный университет, Львовский центр космических исследований, Центр радиолокационного обеспечения Земли, Национальное космическое агентство, в общем научная элита Украины.

Бюджет экспедиции составил более 1 млн. долл., тогда как в прошлом году средств было выделено вдвое меньше, и зимовщики четвертой экспедиции надеются получить свою зарплату только сейчас. Выбору экспедиционного судна предшествовал тендер, на рассмотрение тендерной комиссии было представлено всего два варианта. Украинский научный центр экологии моря предложил хорошо известное судно «Эрнст Кренкель», а Севастопольский отряд научно-исследовательских суден — «Горизонт». Разница в оплате составила два миллиона гривен. В результате победила экономия, и «Горизонт» был выбран как менее затратный вариант. Насколько это оказалось оправданным, будет рассмотрено чуть позже. Заканчивая же вопрос финансирования, нельзя не отметить один уникальный момент: вышеперечисленные суммы не включают в себя расходы на непосредственно научные исследования! Подготовка отрядов ученых, их разработки, необходимая аппаратура — все это не обеспечивается бюджетом и продолжает осуществляться за счет таинственных «внутренних резервов» и пресловутого энтузиазма украинских научных работников. То есть — зимовка ради зимовки?

О научных результатах прошедшей экспедиции говорить пока рано, поскольку львиная доля научного материала еще не осмыслена и не обработана. Наиболее емко и точно о концептуальных научных направлениях и идеях, которые можно реализовать благодаря антарктической активности нашей страны, рассказал профессор Института радиоастрономии Ю.Ямпольский:

— Для Украины чрезвычайно важно сохранить свой имидж среди тех стран, которые традиционно занимаются антарктической деятельностью. Особенности станции «Академик Вернадский» просто уникальны, поскольку она находится на границе мощных теплообменников, таких, как Тихий и Атлантический океаны. Именно это место является единственным в мире магнитосопряженным для основных техногенных районов, и научные данные, которые могут быть собраны там, представляют огромную ценность. Нам ни в коей мере нельзя быть поставщиками первичной информации для других стран, которые интерпретируют эти данные и строят целые научные концепции по их использованию. Поэтому прежде чем посылать научную экспедицию и формировать ее состав, необходимо четко сформулировать основные стратегические линии.

Признавая бесспорными свои успехи и достижения, радуясь открываемым перспективам, ученые упорно возвращались к обсуждению морского перехода на судне «Горизонт». По-человечески понятная экономия средств «вылезла боком» именно научному составу экспедиции. По утверждению заместителя начальника морской части экспедиции В.Усенко, «работать на судне было чрезвычайно сложно. «Горизонт» категорически не подходит для проведения научных работ, тем более в Антарктиде. Бытовые условия, качество еды и особенно воды не выдерживали никакой критики (заплесневелую вермишель долго промывали, потом жарили, чтоб не отравиться). Малое водо- и топливоизмещение приводило к вибрации судна, нехватке электроэнергии и «вырубанию» компьютеров с внесенными туда научными данными».

Директор Института геологии НАНУ П.Гожик отнес к счастливой случайности факт возвращения «Горизонта» вообще. Уважаемого и компетентного ученого волновал вопрос, почему еще в Севастополе не были вовремя приварены лебедки к кронштейнам, из-за чего судно могло остаться в забитом льдом проливе Дрейка навсегда. «По результатам наших экспедиций публикуются научные статьи в США, России, — продолжал Петр Федосеевич. — Нам действительно есть чем гордиться. Но прежде всего нам нужно научиться уважать самих себя».

Капитан «Горизонта» Л.Пономаренко держался стойко, соответственно своему статусу. Мы с интересом узнали, что судно было построено в 1962 году в Польше, в 80-е годы прошло модернизацию в Болгарии. Для проведения научных работ там есть помещения — собственно каюты, где жили ученые. Но чтобы расширить «научные площади», количество ученых нужно сократить. Еще можно развивать антарктический украинский туризм или заниматься коммерческим отловом креветок. В отличие от «Кренкеля» ни в одном порту «Горизонт» не стоял больше суток, чем продолжал экономить деньги. На вопрос о том, подготовлен ли и подан ли на рассмотрение научно- технического совета экологический отчет о морском переходе, Л.Пономаренко ответил: «Передо мной такая задача не ставилась» (?! — Авт.) И еще о водоизмещении. Ввиду его малого объема естественные отходы на судне могли сохраняться в течение шести суток (напомним, что рейс продолжался 95 дней). Цитата из предоставленного пресс-релиза: «…Еще один день «Горизонт» прошел по местному геолого-океанографическому полигону, где геологи подняли со дна интересные пробы грунта.» Действительно, пробы, взятые В.Усенко прямо в районе станции, возле геологической трубки, показались ему весьма интересными ввиду своего цвета и запаха — уж прости нас, читатель, за подобные физиологические детали.

* * *

«Антарктида — особо охраняемый район. Антарктида всегда должна использоваться в мирных целях и не быть ареной или предметом международных противоречий. Это отвечает интересам всего человечества» (из материалов Мадридского протокола об охране окружающей среды). В ближайшем будущем Украина собирается ратифицировать этот документ. А пока не за горами шестая экспедиция…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме