Экспресс-УЗ
В Украине, сообщил первый заместитель руководителя вычислительного центра Юго-Западной железной дороги Владимир Коваль, решено разработать Национальную программу «Экспресс-УЗ». Это система продажи железнодорожных билетов. Разработка поручена Киевскому предприятию вычислительной техники и информатики. До этого все подобные системы разрабатывались в Москве.
Сейчас она находится в опытно-промышленной эксплуатации. Управление программой «Экспресс-УЗ» осуществляется системой параллельных серверов IBM S/390. Хотелось бы отметить, что у нас впервые установлена новая лицензионная техника, потому что в прошлые времена мы получали «секонд хэнд». Кроме того, раньше операционные системы приходилось собирать с миру по нитке: что-то разрабатывать самим, частично получали от оборонки, из Москвы, Минска, что-то делал Институт кибернетики. Но все равно это была адаптация к нашим условиям программных продуктов, которые разрабатывала фирма IBM. Сейчас все это кончилось - только на лицензионном продукте можно двигаться вперед.
И вот впервые имеем такой продукт. Мы развернули все необходимое оборудование. Установили лицензионную математику - операционную систему со всеми приложениями. Это все поставила фирма-разработчик. Раньше об этом и не мечтали, так как техника достаточно дорогая. Но зато теперь, если что-то случится с программой, будем знать, куда обращаться, а не так, как раньше, когда систему ставили какие-то варяги. Крайними всегда оставались мы.
- А что разрабатывает КП ВТИ?
- Они разрабатывают полностью весь технологический цикл - начиная от продажи билетов до ведения различных финансовых отчетов, которые имеют защищенность. Такие отчеты предъявляются и налоговой инспекции, и банкам.
Национальная система открывает широкие возможности, так как мы знаем, каковы новые требования, уже понятно, как мы ее будем дальше развивать. Ведь кроме продажи билетов есть масса вещей, с которыми работают пассажирские хозяйства и главки.
«Глобальное информационное пространство: ресурсы, технологии, инновации»
Под таким названием в Киеве состоялась 5-я (юбилейная) Международная научно-практическая конференция, посвященная 40-летию УкрИНТЭИ. «По сравнению с предыдущими, которые мы проводили, - отметил министр по делам науки и технологий Станислав Довгий, - в названии этой конференции появилось новое слово - «инновации». Это слово все чаще звучит из уст наших руководителей. Оно занесено в специальный раздел действий правительства, комитетов Верховной Рады. Все понимают: нет иного пути, кроме внедрения новых технологий, инноваций и таким образом выхода из кризиса.
Что касается Центра научно-технической информации, то в свое время это была мощная структура в рамках бывшего Советского Союза. Она объединяла научно-технические библиотеки, патентные фонды, информационные и компьютерные центры. К сожалению, эта система сейчас ослабела. Я с первого дня своего назначения каждую неделю посещаю один-два областных города, где в первую очередь знакомлюсь с центрами научно-технической и экономической информации. Работаем с директорами, коллективами, чтобы возродить систему, а это научно-технические библиотеки, которые формировались десятками лет; патентные фонды, сегодня так необходимые для того, чтобы научно-техническое рационализаторство, изобретательская деятельность были на соответствующем уровне.
- Будет ли Украина выпускать технику для информационного сервиса?
- Компьютерный рынок у нас формируется на протяжении последних восьми лет. Можно сказать, что уже есть национальные производители компьютеров, которые имеют собственный бренд-нейм, выпускают компьютеры со своими торговыми марками, разрабатывают собственную платформу. Здесь разговор уже не идет о пресловутой «отверточной сборке».
Как показывает анализ компьютерного рынка во всех странах, мировые лидеры - IBM, SUN, Silicon Grafics Corp. Однако всегда в странах, где сформировался рынок, до 40% его остается для отечественного производителя: соответствующее программное обеспечение, сопровождение, гарантийный сервис и так далее. Колебания могут составлять плюс-минус 10%. Эти направления следует развивать как можно быстрее.
Настоящий спрос на информационную продукцию впереди
Как считает Владимир Камышин, заместитель директора УкрИНТЭИ, «уровень нашего мелкого и среднего бизнеса не дорос до уровня потребления новейшей технической информации. Здесь интересно обратиться к опыту Запада - там крупные фирмы в большинстве своем создают информационные и аналитические службы, сами становятся провайдерами Интернета. Поскольку мелкий и средний бизнес не имеет такой возможности, он становится наибольшим потребителем информационной продукции. Его кровно интересуют новые веяния, разработки, технологии и прочее. У нас потенциальный потребитель такой продукции не видит пока смысла вкладывать средства в это. Однако с развитием экономики необходимость в информационной продукции будет увеличиваться, поэтому такой сегмент рынка не следует упускать из вида.
По поводу жалоб на проникновение и якобы засилье западных компаний с информационными технологиями на нашем рынке, а также вопросов типа «почему мы сами все это не разработаем со своими кадрами кибернетиков» приходится сказать откровенно, что конкурировать с созданием новой операционной системы, которая, к примеру, могла бы заменить Microsoft Windows, не реально. Достаточно одной цифры - только инвестиции для ее создания составят десятки миллиардов долларов. Такое же положение и со многими программными продуктами и информационными технологиями, к примеру с теми же Интернет-технологиями и так далее. Затраты на закупку программного обеспечения информационных систем в десятки тысяч раз меньше, чем на создание того же самостоятельно.
Что же касается прикладного программного обеспечения: в различных отраслях промышленности, услуг, вплоть до обычных программ для домохозяек, программ для Интернета и так далее, то на этом рынке мы имеем возможность конкурировать с кем бы то ни было. Квалификация программистов в Украине не ниже, а в некоторых случаях и выше, чем квалификация их коллег, которые занимаются этим же на Западе. Немаловажно, что стоимость разработки прикладного программного продукта будет гораздо ниже при сопоставимом или более высоком качестве.
И еще один аспект: мы обязаны конкурировать там, где у наших специалистов естественная монополия, - на рынке информационных ресурсов об Украине. Никто о том, что представляет собой Украина, какие здесь ресурсы, возможности, лучше нас не знает.