За что профессор Пинзеник ненавидит науку

23 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 50, 23 декабря-30 декабря 2005г.
Отправить
Отправить

На взволновавший всех вопрос депутата Волкова «Куда идет Украина?» есть еще один ответ: она вообще...

На взволновавший всех вопрос депутата Волкова «Куда идет Украина?» есть еще один ответ: она вообще никуда не идет — страна стоит и глядит вслед уходящему поезду, в первом вагоне которого уносятся в голубую даль Китай и Индия, места в литерном вагоне давно заняли США, Япония и Европа, а за последним вагоном все энергичнее несется, пытаясь зацепиться за подножку, Россия. При этом все упомянутые страны руководствуются, как любит повторять наш президент, одной дорожной картой — наращивают экономический потенциал, развивая инновационные технологии, и, в первую очередь, технопарки. На это правительства не жалеют средств…

Украинские ученые, недавно побывавшие в городе Дзи Нань (провинция Шаньдунь, Китай) познакомились с работой китайско-украинского технопарка. За девять месяцев китайцы спроектировали и построили современнейшее здание площадью 128 тысяч квадратных метров. Для сравнения: все здания гиганта НАНУ — Института электросварки имени академика Е.Патона — занимают примерно такую же площадь. Китайцы не экономят и на финансировании работы технопарка — за счет бюджета города обеспечивается около 80 процентов проекта, за счет провинции — 15 и за счет государства — пять.

В работе технопарка участвуют Национальный технический университет Украины «КПИ» со своими высокотехнологическими разработками, Херсонский университет (с текстильными проектами) и даже Харьковский институт шелководства, разработавший биологически активные вещества, которые значительно увеличивают продуктивность шелкопрядов. Украинские ученые отдают себе отчет в том, что в ближайшей перспективе их уникальные знания будут использованы в интересах Китая и их выбросят как ненужный шлак. Но выхода нет — ситуация в стране и отношение к науке у наших нуворишей таковы, что приходится искать приложения сил хоть где-нибудь. Не до жиру…

В начале года министр финансов Виктор Пинзеник поведал стране о том, что ни один из проектов наших технопарков не работает, а вот льготы из бюджета эти ученые ну просто гребут лопатой. Другой молодой реформатор Николай Томенко был еще более категоричен. На вопрос о том, что собирается власть делать с технопарками, ответил: ничего не собирается — их попросту не будет. А сколько было технопарков, столько будет уголовных дел...

Гонение на технопарки с подачи своих министров финансов и экономики начала еще Юлия Тимошенко. Впрочем, перед уходом с должности она признала, что это было ошибкой и честно работавшие технопарки будут восстановлены…

После отставки Юлии Владимировны президент не раз заявлял о том, что курс Украины — вперед к инновациям… И всю вину за провал на этом направлении возложил на прежнее правительство.

И все же, когда парламент в ноябре принял Закон о восстановлении специального режима инновационной деятельности технопарков, гарант Конституции уже 7 декабря наложил на него вето. А как же провозглашенный вами курс на инновации, Виктор Андреевич?..

Впрочем, не царское это дело — разбираться в деталях. Их должны проанализировать эксперты и подготовить необходимые документы на подпись. Скажу более — не такая уж это беда, что министр финансов (пусть и профессор) не понимает тонкостей функционирования технопарков в условиях современной экономики.

Для того чтобы донести нужную информацию о них в высшие эшелоны власти, в МОН есть специальный департамент науки, который возглавляет Андрей Гуржий. Пока не разгорелся сыр-бор, ему необходимо было во всем разобраться самому и защитить технопарки, находящиеся в его ведении. Андрея Николаевича нельзя упрекнуть в том, что он не владеет информацией о развитии технопарков в мире — первый заместитель министра ежегодно по нескольку раз в лучший курортный сезон отправляется в Китай, Индию, Египет и другие страны, имеющие теплые моря и технопарки, и там изучает опыт вместе с учеными друзьями и не менее учеными подругами…

Тем не менее Андрей Гуржий не посчитал нужным опровергнуть ложные данные о том, что украинские технопарки в 2006 году якобы нанесут урон государству в 400 миллионов гривен. А ведь ими оперировал министр финансов, и они легли на стол президенту страны.

Андрей Николаевич, откуда появилась эта явно лживая цифра — ведь за все пять лет существования технопарки получили в виде льгот всего 387 миллионов гривен, а в бюджет перечислено 252 миллиона? Уж кто-кто, но вы-то, господин Гуржий, должны были дать правдивую информацию, чтобы не подставлять президента, министра финансов и не заносить топор над лучшими украинскими учеными и инженерами, которые еще остались работать в этой несчастной стране!..

Честный государственный человек должен был доложить президенту о том неисчислимом государственном вреде, который принесет уничтожение этого направления. Наконец, он мог (нет, должен был!) поставить вопрос на Совете национальной безопасности о том, что высшие государственные чиновники совершают действия, подрывающие безопасность страны и ведущие ее в пропасть.

Однако своя рубашка оказалась ближе к телу. Как и во многих других аналогичных случаях, Андрей Николаевич промолчал, подумав «как бы чего не вышло». Он и всем своим подчиненным намекает, чтобы те особенно не суетились в продвижении всяких идей. Мол, чем меньше мы тревожим начальство, тем лучше для нас. Вот такой человек, умеющий произнести лестный тост, направить вовремя поздравление и подарок, обладающий удивительной гибкостью в спине, оказался совершенно незаменимым как при прошлой власти, так и при нынешней. И лживые цифры были положены на стол президенту. Гарант Конституции наложил вето…

Далее события развивались стремительно. Верховная Рада приняла решение вновь рассмотреть вопрос о технопарках. Точку зрения правительства и мотивы, подвигнувшие президента на вето, должен был обосновать министр. Но он не пришел по причине… болезни. Докладывал его первый зам — А.Гуржий. Оказалось, что руководитель департамента науки смог выдавить из себя только… обвинительные слова в адрес технопарков, которые хотели услышать от него в Министерстве финансов им же самим дезинформированные чиновники. Даже интеллигентный Игорь Рафаилович Юхновский вынужден был, возражая Гуржию, прибегнуть к непарламентским выражениям и заявить, что «эта цифра абсолютно высосана из воздуха». Верховная Рада 15 декабря 245 голосами приняла решение о принятии закона с некоторыми поправками…

«ЗН» не раз писало о том, что далеко не все технопарки заслуживают защиты. Среди них немало таких, которые действительно были дырами в бюджете. Для них есть КРУ, Уголовный кодекс, но зачем же закрывать те, которые были бюджетонаполняющими единицами?

К примеру, «Технопарк Института электросварки имени Е.Патона» в 2004 году получил льгот на 61 миллион гривен, а отчислений в госбюджет вернул 84 миллиона. В целом за пять лет деятельности этого технопарка налоговые льготы составили 143 миллиона, а в бюджет было перечислено 179 миллионов гривен. И это при том, что, как показывает опыт западных технопарков, настоящие поступления в бюджет они начинают давать только на пятый-шестой год. Таков период внедрения крупного изобретения. Зачем же надо было подстреливать птицу, несущую золотые яйца, на взлете?

Вообще вопрос «льгот» украинским технопаркам заслуживает отдельного разговора. Мы любим считать деньги в чужих карманах, по-видимому, поэтому в стране распространено мнение, что технопарки по закону получают право 50 процентов льгот класть себе в карман. «Это неправда, — пояснил директор технопарка Александр Мазур. — По закону исполнители инновационного проекта, работающие у нас, 50 процентов льгот перечисляют себе на спецсчет и потом используют их только на инновационные проекты. Остальные 50% перечисляются на централизованный спецсчет технопарка. Используются эти средства также для финансирования только утвержденных инновационных проектов. Даже институт, при котором работает технопарк, не имеет права использовать из этих средств ни копейки. Так что технопарк — это стартовый ускоритель для новых проектов. Он выдает средства из общей кассы только для начала инновационного решения».

Кстати, постановление Кабмина четко расписывает правила, куда можно расходовать средства со спецсчета. Например, там есть пункт, согласно которому можно выделять средства на участие в конференциях, выставках. Причем специально оговорено — на это можно расходовать не более пяти процентов от общей суммы спецсчета. Практически в патоновском технопарке не использовали даже одного процента. Здесь до 93 процентов средств шло на обновление оборудования, приборов.

Генеральная прокуратура с подачи Минфина обвинила технопарк «ИЭС имени Е.Патона» в том, что он причислил простую руду к инновационному продукту и зарабатывает на этом сумасшедшие деньги. Опять возникает вопрос: неужели департамент науки МОН не мог доходчиво объяснить своим коллегам из Минфина, что эта претензия не выдерживает никакой критики?

Руководство департамента могло бы объяснить финансистам, экономистам и КРУ, что украинские железные руды, к сожалению, бедные и поэтому, как правило, должны проходить через обогатительные фабрики. Оттуда концентрат выходит с содержанием железа 60 — 62 процента. В то же время российская железная руда с Курской магнитной аномалии содержит 64 — 65 процентов железа. Вот это, казалось бы, небольшое преимущество российских руд чуть было не сыграло злую шутку с украинскими ГОКами. Металлургам использовать бедные руды не выгодно, так как увеличиваются затраты топлива, времени на выплавку и так далее. В Украине из-за этого начал быстро расти импорт обогащенного концентрата из России. Над нашими горно-обогатительными комбинатами нависла та же угроза, что и над нашей угольной промышленностью. А что получится, если захлебнутся украинские ГОКи? Ведь это, как правило, градообразующие предприятия. В Украине появится второй Донбасс с его трудноразрешимыми социальными проблемами.

Новая украинская технология позволила резко улучшить показатели. Сейчас (хотя остается еще полтора года до окончания проекта, разрабатывавшегося в рамках технопарка) на Ингулецком ГОКе достигли 69 процентов содержания железа. Великолепный результат! Остается спросить у замминистра, который «обосновывал» в Верховной Раде вето президента на технопарки: сколько бы потеряла Украина, если бы этот проект не был реализован, и кто бы понес ответственность за то, что украинские ГОКи ушли с рынка?

Показателен пример с претензиями к ОАО «Веста-Днепр». Он говорит о чудовищной некомпетентности и предвзятости чиновников от науки и экономики. С их подачи Генеральная прокуратура предъявила к ОАО «Веста-Днепр» претензии в том, что на нем якобы нет инноваций и выпускаются простые автомобильные аккумуляторы. Какие, мол, здесь инновации? В «ЗН» (№43, 5—11 ноября 2005 г.) подробно рассказано о более чем 40 патентах, заложенных в уникальные аккумуляторы завода. Свидетельством того, что это инновационное достижение действительно мирового класса, является тот факт, что завод работает по заказам Германии, Италии, России... Портфель заказов расписан на год вперед. У завода огромные планы…

Но после закрытия технопарков предприятие не может в прежнем темпе внедрять новшества. Год потерян. При нынешней конкуренции на мировом рынке — это целая вечность. Западные конкуренты догоняют ушедших вперед украинских производителей аккумуляторов. Приостановлена еще более масштабная программа по выпуску энергосберегающей продукции, использующей энергию солнца и ветра. Хотелось бы знать: кому выгодна эта подножка украинским производителям? И почему так происходит, что главным врагом украинского разработчика и производителя инновационной продукции чаще всего является украинский чиновник?..

Парламентарии проголосовали за восстановление работы технопарков. Хотелось бы надеяться, что поставлена окончательная точка в победе над корыстным консерватизмом чиновников. Но что-то не видно особой радости среди инноваторов. Они с настороженностью ждут, что еще придумают в Минфине, и какую подножку подставит им побывавший на этой неделе (в который раз!) за рубежом «главный научный турист Украины», а по совместительству первый заместитель министра образования и науки А.Гуржий…

Сейчас все работы в технопарках остановлены. У них нет денег на содержание даже исполнительной дирекции технопарка. Молодые талантливые специалисты уже подыскивают себе работу и вскоре уедут в Китай, США, Европу. И не нужно винить их в отсутствии патриотизма — люди не могут годами не получать зарплату и слушать лживые речи чиновников, объясняющих всем, с одной стороны, как хорошо развиваются технопарки в Китае, а с другой — подписывающих запреты на развитие их у нас в стране. Разваливаются структуры, которые с таким трудом создавались в нашей стране. Вот уже год, как не разрабатываются новые проекты. Статистика показывает — у нас резко падает процент инновационной продукции. И это в то время, когда конкуренты идут вперед на полных парах...

Еще один из озвученных в Верховной Раде мотивов Минфина, по которым были закрыты технопарки, — они, якобы, противоречат нашим обязательствам по вступлению в ГАТТ-ВТО. Давайте разберемся и с этим заблуждением на примере Польши. Наши соседи не так давно решали подобную проблему. Тогда польское министерство экономики посчитало, что если пойти на выполнение требований ГАТТ-ВТО, оно будет должно компенсировать инвесторам 972 млн. долл. И Польша не стала подписывать документы. Наши соседи пять лет дискутировали с международными организациями, отстаивая свои интересы. В итоге выторговали себе 15-летний переходный период, во время которого все льготы технопаркам будут существовать. В Польше на сегодняшний день действует 14 технопарков. Восемь из них создано в 2003—2004 годах, то есть уже после того, как страна вступила в ГАТТ-ВТО. Думаю, и здесь комментарии излишни…

Сегодня в технопарки Индии, Китая, Америки вкладываются огромные деньги и ни у кого в правительстве и в обществе не текут слюнки по поводу того, что это средства — в бюджетную дыру. Здесь понимают — идет вложение денег в будущее экономики их страны. Эти страны предоставляют ученым и инженерам здания, начальный капитал, а потом и средства на сопровождение проектов — от 20 до 90 процентов (наиболее продвинутые китайцы финансируют все 100 процентов) текущих затрат на деятельность технопарков, освобождают от налогов и таможенных пошлин.

У нас «льготы» даже в старом законе, который так раздражал Пинзеника, покрывали всего где-то 6—10% средств, необходимых для выполнения инновационных проектов. Притом государство ничего не давало из бюджета, а лишь позволяло распоряжаться заработанными средствами в оговоренном законом объеме. Фактически то была не реальная помощь, а морковка, которую подвешивали перед осликом — предприятием, которое решалось наладить инновационные проекты. Но при нашей бедности украинские инноваторы и ради этой морковки потуже затягивали пояса, понимая, что без этого у страны нет будущего.

Самое драматическое в этой ситуации то, что технопарки — не панацея. Они должны были стать лишь первым шагом на пути к инновациям. Да, «Веста-Днепр» построила свое производство более чем на 40 патентах, завод сварочного оборудования в Каховке на 52. Да, именно это позволило прорваться на мировой рынок. Но они — лидеры, элита наших инновационных дел. А стране необходим поток инноваций на всех уровнях. Украине нужны инновации на уровне области, района, села, чтобы и здесь организовать новые рабочие места. Приведу такой экстравагантный пример: Канада когда-то выдала визу украинскому инноватору для работы в стране, так как он привез из Карпат рецепт приготовления… самогонки.

А почему бы нашему государству не поощрить инноватора-гуцула, который хочет производить на карпатских полонинах какой-нибудь особый сорт сыра или брынзы? Почему бы не помочь сельской общине, которая вместо ненадежных линий электропередачи возьмется за установку термоэлектрогенераторов, разработанных в Черновцах, или солнце- и ветрогенераторов той же фирмы «Веста-Днепр»?

Для этого когда-то был разработан и утвержден закон об инновационной деятельности. Там было меньше льгот, чем в законе о технопарках. Там были выписаны менее жесткие требования, он был более демократичным — проще было утверждать проекты, и во многом инициатива была отдана местным властям. Прекрасное начинание, но закон… тоже не действует, как это было и раньше, потому что сразу же после его принятия экономические статьи закона были заблокированы. А сейчас и вообще ликвидированы…

Давно пора ввести комплекс законов управления инновационной деятельностью и увязать их с прочими действующими у нас законодательными актами: на прибыль, о бюджете и так далее. Украине нужен не только свой Уголовный, Гражданский или Хозяйственный кодекс, нам нужен свой Инновационный кодекс, где бы все вопросы законодательного обеспечения, регулирования и работы были решены в комплексе…

Совет национальной безопасности собирается вскоре рассмотреть вопрос о состоянии и перспективах инновационной деятельности. В законе о национальной безопасности Украины четко записано, что инновационная деятельность является одной из важнейших составляющих безопасности Украины и ее эффективная государственная поддержка — залог обеспечения национальной безопасности. То, что творилось до сих пор, — прямое вредительство. Как сказал один из важных налоговых чинов, властям чихать на светлое будущее — им нужно обеспечить наполнение бюджета сегодня. А дальше — хоть трава не расти. И она не растет...

P. S. Экономист Анатолий Сухава как-то рассказал о том, что группа ученых в 2001 году разработала стратегический план развития Донбасского региона, целиком опирающийся на инновационное развитие. Чтобы проверить правильность направления, они пригласили представителей НАНУ во главе с Б.Патоном. После рассказа о своих планах, докладчики были удивлены тем, каким растроганно счастливым выглядел президент Национальной академии. Видимо, истинный ученый впервые за последнее десятилетие увидел людей, которым всерьез нужны были научные достижения.

Об инновациях мы постоянно слышали от прежнего президента. Со временем это начинало вызывать улыбку, а затем и зевательный рефлекс. Но тот президент хотя бы понимал, о чем говорил. Видимо, ему просто недосуг было между двумя рюмками отвлекаться на конкретное дело.

Сейчас мы снова на каждом шагу, как отче наш, слышим от нового гаранта о важности инноваций. Отличие в одном — есть серьезное подозрение, что новый президент просто не ведает, о чем говорит…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК