Война с Россией: почему Украине нужна математика

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Война с Россией: почему Украине нужна математика © unsplash/thisisengineering
Как поднять математическое образование и почему это важно сейчас и после войны

Еще до войны в нашей стране шли дискуссии о том, каким должно быть математическое и физическое образование. А сколько хороших слов сказано о качественном обучении, которое, мол, является нашим будущим. И вот теперь общество может наглядно убедиться в том, почему это важно. Потому что современные войны — это прежде всего войны технологий. Сверхсовременное оборудование может превратиться в обычный бинокль, если не понимать, как это работает и как им пользоваться. Артиллерист не рассчитает траекторию попадания снаряда без математики.

Квалифицированные работники со знаниями основ естественно-математических наук очень понадобятся стране и после войны. В промышленности, строительстве, развитии технологий. Без математических знаний не обойдутся и самые гуманитарные гуманитарии, которым, вероятно, придется встать в ряды ВСУ. Или писать о событиях, анализируя числовые данные либо технологии. И здесь некомпетентность, которой раньше даже гордились отдельные журналисты и переводчики, уже неприемлема.

Мы не на словах увидели, насколько важно математическое образование. А с ним у нас в стране проблемы. Еще до войны общество было шокировано результатами международного исследования PISA, показавшего, что большинство наших подростков не знают математику. И в начальной школе далеко не все было хорошо, — данные национального мониторинга ярко свидетельствуют об этом. Не радуют и результаты ВНО, когда будущие студенты не могли решить элементарные задачи. Нынешний НМТ с учетом войны в математической части обещает быть примитивным, поэтому так и не решенная проблема перейдет в высшую школу.

Возможно, кто-то скажет, что говорить о качестве образования несвоевременно. Главное сейчас — война. Но на самом деле война — это как раз шанс увидеть проблемы и радикально искоренить их причины. Сейчас мы защищаем будущее Украины, а без изменения качества образования оно невозможно.

Еще до войны в украинском образовании появились тенденции к легкому, в основном игровому обучению с незначительным включением собственно учебных элементов. К «толерантному» отношению к детям, причем под этим термином скрываются закрывание глаз на списывание, игнорирование домашних заданий и учебного процесса в целом и выставление хороших оценок за приблизительно нулевой уровень знаний. Обвинение в нежелании учиться исключительно учителей (потому что детям «неинтересно»). Значение любых знаний и навыков преуменьшалось, главное в школе — психологический комфорт, питание, чуткость к нежеланию приложить даже малейшие усилия, культ легкости и беспроблемности жизни. В действительности такая ситуация создавала у детей иллюзию, что их жизнь и в дальнейшем будет легкой, комфортной, кто-то будет решать все их проблемы, никакие усилия не нужны и вообще все им что-то должны.

Некоторые родители поддерживали это, потому что им хотелось вечной привязанности детей к себе, поэтому они или требовали от общества обеспечения комфортного пузыря для ребенка в школе, или платили немалые деньги за частную школу, где такой пузырь создан.

Математику в школе комфорта «выносили за скобки» — вплоть до неизучения таблицы умножения как преимущества «новой школы» и неявного разрешения не изучать математику в дальнейшем, когда подавляющее большинство детей не имели бы доступа к физико-математическому профилю, если местные органы образования создадут, например, только «гуманитарный» и «спортивный».

О потребности страны в инженерах и квалифицированных рабочих, которые все же должны знать, что такое угол, и уметь выполнять элементарные расчеты, никто не думал. Мизерное количество выпускников, знающих математику, недостаточно даже для потребностей сектора ІТ, для физических и математических звезд открыты аспирантуры лучших мировых университетов.

Война внезапно уничтожила все пузыри, говорить о полном комфорте странно даже применительно к детям, переехавшим в хорошие условия и в хорошие школы за границей. Уменьшились или даже исчезли возможности для учебы. Продолжение дистанционки, иногда сугубо формальное, и выставление оценок в журналы далеко не всегда равнялось настоящему обучению.

Я полностью за психологический комфорт, но это не означает потакания лени, нежелания прилагать хоть какие-то усилия и толерантного отношения к требованию хороших оценок просто так. Хорошо понимаю, что у многих детей не было и нет возможности учиться, поскольку до этого была дистанционка, требовавшая контроля родителей, который не все семьи могли обеспечить, а сейчас — война, воздушные тревоги, потеря жилья, родных, оккупация, эвакуация...

В этих условиях необходимы меры по поддержке получения базовых знаний (не только по математике) для школьников разного возраста и для взрослых.

Я не надеюсь на современных руководителей образования, — что-то сделать сейчас можно исключительно общественными усилиями.

Итак, что я предлагаю?

Первое. Нужны курсы базовой подготовки по математике и естественным наукам согласно потребностям конкретных специальностей по числовой грамотности, естественным наукам и анализу данных. Их необходимо вводить для всех специальностей, в частности и гуманитарных.

Реальность такова, что большинство студентов пропустили обучение по этим предметам в средней школе. Напомню, что такие курсы для всех специальностей есть в университетах многих стран.

Многие специальности, которые в Украине считаются «разговорными», в мире нуждаются в серьезных навыках анализа данных. Люди, которые по опыту более легких программ в зарубежных именно начальных школах требуют дальнейшей примитивизации всего образования в Украине, не понимают, что в тех странах возможность выбора «очень простого» школьного образования означает невозможность обучения в университете ни на одной специальности.

Второе. Необходима надлежащая коммуникация — объяснять родителям и детям, что «совсем без математики/физики/химии/биологии» их личные профессиональные перспективы довольно сомнительны в условиях высокой конкуренции уже опытных специалистов в сферах «без математики».

Базовая математика необходима всем. Это уверенные расчеты без калькулятора (надеюсь, уже все поняли, что доступ к гаджету с калькулятором не всегда гарантирован, что-то надо знать и наизусть); элементарная геометрия; умение измерять и оценивать величины; основы анализа данных и числовой информации, основы теории вероятностей; пропорции, проценты и основы финансовой грамотности.

Третье. Тем, кто учился в школе, но все забыл, помогут дистанционные курсы. Для остальных надо предусмотреть корректирующие курсы в рамках хотя бы профессионального обучения и повышения квалификации, — да, в частности и для юристов, учителей гуманитарных дисциплин, историков, филологов, переводчиков и журналистов.

Интересно, что многие западные справочники и учебники для инженеров, врачей, фармацевтов, медсестер и квалифицированных рабочих включают также информацию по базовой математике — арифметику, пропорции, проценты... Право на работу по этим специальностям подтверждается квалификационными экзаменами, где, кроме сугубо профессиональных вопросов, есть и задания, требующие знаний этой базовой математики. Думаю, этот опыт следует позаимствовать.

Четвертое. Требования и пропаганда необходимости знаний — это хорошо, но необходима также инфраструктура для получения этих знаний, в частности взрослыми людьми. «Почитать школьный учебник» не поможет, тем более что украинские школьные учебники не очень ориентированы на самостоятельное обучение и на взрослых читателей. Тем, кто хорошо знает английский, доступно большое количество соответствующих книг и платформ для обучения. Было бы неплохо найти ресурсы для перевода таких книг и курсов или создания собственных, украинских. Очень надеюсь на возможность использовать ресурсы международной помощи для образования взрослых по этим направлениям.

Пятое. Создать условия для поддержки и развития детей, которые хотят и могут изучать математику углубленно и которых не удовлетворяет примитивная арифметика. Война уменьшила возможности доступа к системному качественному математическому образованию для этих детей. Даже выехавшие за границу учатся там в обычных школах с довольно легкой программой. Базовые знания у них будут, но учиться на высшем уровне — проблематично. Во многих странах дополнительные занятия на уровне выше школьного довольно дорогие и требуют хорошего знания соответствующего языка. Многие родители утратили возможность оплачивать дополнительные занятия и летние лагеря с обучением. И снова нужно думать, как это компенсировать хотя бы частично, как дать «математическим» и «естественным» детям возможность развиваться. Для них это не только любимое занятие и развитие, но и психологический комфорт, который в это сложное время очень необходим.

Придется и здесь организовываться и искать ресурсы для создания и развития инфраструктуры дополнительного внешкольного обучения. Возможно, с помощью грантов для оплаты обучения ученикам в платных проектах и хотя бы небольшой компенсации работы преподавателей-волонтеров в бесплатных кружках (это обычно учителя, ученые и преподаватели, которые лищились значительной части своих зарплат и уже не смогут заниматься чистым волонтерством с использованием собственных ресурсов). Я планирую вести бесплатные занятия (конечно, это максимум несколько часов в неделю), но не у всех потенциальных преподавателей есть такая возможность.

Преподавание математики в Украине оставалось без внимания подавляющего большинства общественных организаций. Даже некоторые эксперты по образованию довольно агрессивно реагировали на утверждение о необходимости направлять ресурсы на это, считая, что изучение математики отрывает ресурсы от, например, истории или гражданского образования. Но, надеюсь, эти люди уже поняли, что защитить и отстроить возможности для истории, памяти и литературы невозможно без математики и естественных наук. Хотелось бы и прекратить манипуляции наподобие «математика не нужна, потому что нужен патриотизм». Мы не должны делать такой выбор. Нужно все.

Больше статей Ирины Егорченко читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме