Дискуссии о качестве математического образования в Украине не утихают уже несколько лет. Результаты как ВНО, так и международного измерения PISA 2018 окончательно развеивают иллюзии.
Эксперты Украинского института будущего изучили опыт Эстонии, Сингапура, Японии и других стран, которым удается достигать высоких результатов в математике, и выявили два сквозных принципа, которые прослеживаются в каждой из успешных образовательных систем, пишет Николай Скиба в статье «Как спасти преподавание математики в Украине».
Первый: система поддержки учеников, у которых выявляют пробелы в базовых знаниях математики.
Второй: программы (курикулумы) строятся так, чтобы дать более глубокое понимание меньшего объема информации. Они содержат больше практической составляющей, чем теоретической. Такие подходы демонстрируют необходимость математики для жизни. Именно на эти прогрессивные методики и ориентируются разработчики тестов, используемых в PISA.
Однако простой перенос моделей этих стран или их элементов на украинские реалии не даст жизнеспособного и устойчивого результата. У каждой из них есть свои культурные, экономические и исторические предпосылки, которые невозможно воспроизвести.
Например, Эстония значительно меньше Украины и гораздо более консолидированная. Исторически это протестантская страна, в которой всегда ценились знания и труд. Первый университет для учителей здесь открыт в 1864 году.
Сингапур – это по сути, город-страна, еще компактнее Эстонии, унаследовавшая со времен протектората Великобритании систему британского образования и права. Нынешние институты и уровень их действенности – результат авторитарного правления Ли Кван Ю, пользовавшегося огромным доверием граждан.
«Все эти обстоятельства по разным причинам невозможны и неуместны в Украине», – объясняет автор.
Можно вечно смотреть на несколько вещей – воду, огонь и наблюдать за дискуссиями о том, что делать с математикой в школе, чтобы ее знали школьники. После переполоха, вызванного международным исследованием PISA, в нашей стране объявляли и Год математики, и обязательное ВНО по этому предмету – а ощутимых изменений пока нет. Почему? И что следовало бы сделать? Читайте в материале Николая Скибы «Как спасти преподавание математики в Украине».