УКРАИНА В СОЗВЕЗДИИ КОСМИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

31 января, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 5, 31 января-7 февраля 1997г.
Отправить
Отправить

Известно, что Украина космическая имеет традиционно тесные связи со своим северным соседом - Россией...

Известно, что Украина космическая имеет традиционно тесные связи со своим северным соседом - Россией. До настоящего времени, не считая неудачной попытки запуска чилийского микроспутника весом 40 кг, таким объемом международного космического сотрудничества наша страна и ограничивалась.

Весьма сложно завоевать соответствующие позиции и авторитет на международном рынке космических услуг. Кажется, в настоящее время Украине удается занять на нем достойную нишу. Подписаны широкомасштабные договоры о сотрудничестве в космической отрасли с Россией, США, Китаем, 25 меморандумов с другими странами. Закончена в первой редакции работа над новой Национальной государственной космической программой, которую предполагается рассмотреть в первом квартале текущего года, так как существующая программа полностью исчерпает себя в 1997 году. Поэтому весьма интересно знать, какие научно-технические достижения Украины и в каких программах наиболее привлекательны для зарубежных заказчиков космических услуг.

«Морской старт»

Комплекс работ по реализации международного многонационального проекта «Sea Launch» («Морской старт») намечается развернуть через полтора года, к середине 1998-го. Впервые в мире будет осуществлен космический запуск ракеты с морской платформы.

На первом этапе международного сотрудничества планируется реализация контракта на 15 запусков. Субсидии будут поступать от фирм «Hughes Space & Communications Co.» и «Space Systems/Loral». Считается, что в целом проект окажется относительно дешевым. При своей реализации морская плавающая ракетно-космическая пусковая площадка составит конкуренцию Байконуру, созданному в Амурской области космодрому «Свободный» и американскому космодрому на мысе Канаверал.

Детали международной сделки остаются коммерческой тайной. Однако по просочившейся в печать информации стало известно, что сумма инвестиций в проект составляет приблизительно полмиллиарда долларов. Для получения прибыли от реализации проекта необходимо обеспечивать 6-8 пусков в год. Участники сделки в качестве юридического лица, от имени которого будут проводиться все финансовые, научно-технические и организационные операции, учредили фирму «Sea Launch Co.». По словам президента и генерального директора фирмы Р.Олсона, с момента ее образования летом 1995 года партнерство всех участвующих в проекте стран заметно окрепло и в настоящее время ведется энергичное воплощение в жизнь основных целей бизнес-плана.

Непосредственно в практической реализации проекта принимают участие следующие фирмы: «Boeing Commercial Space Co.» (США), «Kvaerner» (Норвегия), НПО «Энергия» (Россия), КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (Украина). Инженерные работы ведутся в соответствии с графиком. В настоящее время завершено проектирование морской платформы для космических запусков, монтажа комплекса старта, управления запуском и полетом (ACS), а также морских сооружений порта, предназначенного для предварительной сборки, диагностики и доставки к морской платформе комплектующих элементов стартового комплекса. В качестве платформы для запуска выбрана бывшая ранее в эксплуатации в акватории Северного моря полупогружаемая нефтяная тренажная платформа. Работы по ее модификации ведутся на судоверфях города Ставенгер (Норвегия). Корпус корабля ACS изготавливается на дочернем предприятии норвежской фирмы на судоверфях г. Глазго (Шотландия).

Детали проекта, возможно, станут известными только к 2001 году после того, как будет осуществлен первый морской космический старт. Не называется также и точная цена пуска единичного экземпляра ракеты, однако оговорено, что она будет заметно ниже, чем у конкурентов, таких, как «Arianespace», «Lockheed Martin» и «McDonell Douglas».

Во главе всего комплекса работ стоит американская фирма «Boeing». Эта же фирма руководит маркетинговой политикой по проекту «Sea Launch». На нее возложена также ответственность за системную и конструкционную интеграцию стартового комплекса запуска и производство согласующих элементов оборудования к ракетному комплексу, вес которых составляет около двух тонн. «Boeing», кроме вышеназванного, занимается также оборудованием морского порта в Лонг Бич (штат Калифорния). В целом фирме принадлежит 40% доли в реализации проекта.

Фирма «Kvaerner» (Норвегия) занимается модификацией конструкции полупогружаемой нефтяной вышки весом около 31 тыс. тонн и превращением ее в самоходную крейсирующую по морю пусковую морскую космическую платформу. Фирма также ответственна за конструирование и участие в строительстве корабля окончательной сборки, старта, сопровождения и управления полетом ракеты и полезного груза. Длина корабля ACS составляет около 200 м. Доля фирмы в реализации проекта - 20%.

Научно-производственное объединение «Энергия» (г. Москва) занимается изготовлением и поставкой верхней ступени ракетного блока «ДМ», предназначенного для вывода полезной нагрузки на геостационарные орбиты. Ускоритель ракетного блока работает на керосине и кислороде. Он способен в процессе полета к семикратному перезапуску. Имеется достаточный положительный опыт в его использовании - более 150 успешных запусков. НПО «Энергия» обеспечит интеграцию ракетного комплекса, работу аппаратуры запуска и наземной (морской) службы управления полетом. Доля «Энергии» в реализации проекта составляет 25%.

Украинские конструкторское бюро «Южное» и производственное объединение «Южмаш» (г. Днепропетровск) обеспечат реализацию проекта высоконадежным, конструкционно прочным ракетным ускорителем на базе получившей высшую оценку мировых специалистов ракеты «Зенит». Эта ракета будет использоваться в качестве первой и второй ступеней морского ракетно-космического комплекса.

С момента выпуска последней модели ракеты «Зенит» произведено более 25 запусков. Все они оказались успешными. До настоящего времени эта ракета пользовалась спросом только у России, которая ежегодно закупала в Украине три-пять этих весьма надежных и высокоэффективных ракет-носителей. Даже при условии производства россиянами ракеты - аналога «Зенита» под названием «Ангара-24» наши соседи не намереваются сворачивать свои научно-технические и производственные отношения с днепропетровцами.

Доля днепропетровцев в реализации проекта «Sea Launch» составляет 15%.

Несколько необычно для инновационных проектов, но это факт, что научно-технический проект «Sea Launch» имеет под собой достаточно прочный научно-промышленный фундамент и надежную маркетинговую базу. Проект имеет всяческую поддержку по линии высшего руководства фирмы «Boeing». В отличие от других перспективных космических программ в проекте не разрабатываются новые критические технологии прорывного характера. Он строится на основе хороших заделов в различных областях аэрокосмических исследований. Задачей его является слить воедино все надежно наработанное в разных странах.

На Западе считают, что ключом к успеху в реализации проекта «Sea Launch» является его сравнительно низкая стоимость и уникальные возможности украинской ракеты «Зенит». При использовании открытого моря для космических запусков становится возможным обойти многие трудности, определяемые привязкой к конкретному наземному космодрому с его жесткими фиксированными условиями старта, обслуживания, аренды, необходимостью заранее точно определяемых зон сброса разовых компонентов, так называемых зон отчуждения. Запуски будут осуществляться из акватории международных (нейтральных) вод.

Реализация проекта позволит при использовании одной основной мягкой (морской) стартовой площадки и выбранной комбинации ракетных ускорителей осуществить широкодиапазонный спектр запусков. Это могут быть запуски на низкие и средние околоземные, полярные и геостационарные орбиты с самыми различными параметрами (высота и наклонение орбиты, апогей и перигей, скорость и количество витков вокруг Земли). Для реализации оптимальных в определенном смысле, в том числе и по весу полезной нагрузки, запусков морская платформа и корабль ACS могут курсировать в Тихом океане, направляясь к определенным заранее заданным географическим точкам, запуск с которых явится оптимальным для достижения полезным грузом той или иной орбиты.

Большинство из запусков с целью доставки на заданную орбиту максимальной полезной нагрузки будет осуществляться из экваториальной зоны - из района, южнее Гавайских островов. При необходимости вывода на полярные орбиты морcкая платформа и корабль ACS проследуют в северные широты Тихого океана.

Специалисты назвали комбинацию украинской ракеты «Зенит» и российского ракетного ускорителя «Блок-3М» сокращенно «Зенит-3SL». По их мнению, эта ракетная связка способна вывести на переходную геостационарную орбиту полезную нагрузку весом порядка 5700 кг и на низкую околоземную орбиту - 13000 кг. Эти нагрузки лишь немного уступают тем, которые заявлены для размещения на соответствующих орбитах французской ракетой «Ariane-5». Французы, занимающие лидирующие позиции в Европейском космическом агентстве, возлагают большие надежды на свою ракету. Дело в том, что она, наряду с решением иных задач, должна обеспечить вывод на орбиту к 1999 году первого европейского пилотируемого корабля типа американского «Шаттла» под названием «Hermes». Для решения этой престижной задачи выделено 17,2 млрд. долларов. В проекте участвуют 12 европейских стран (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Германия) и Канада. Стоимость научно-технической программы по разработке и изготовлению только ракеты «Ariane-5» составляет астрономическую цифру - 8 млрд. долларов, т.е. в 16 раз больше, чем первоначальные инвестиции в проект «Sea Launch». Первый запуск «Ariane-5» закончился фиаско: сильно разрекламированная ракета, запущенная с космодрома Куру 4 июня 1996 г., взорвалась на 40-й секунде полета.

Оболочка для полезного груза по проекту «Sea Launch» представляет собой стандартную капсулу диаметром 3,9 м. В нее может быть помещен новый спутник фирмы «Hughes» серии 702. Этот спутник несколько больше, чем предыдущий спутник серии 601.

Первоначально компоненты ракеты «Зенит» и полезный груз будут доставлены в специально дооснащенный порт базы ВМС США в Лонг Бич. Там же будет произведен предварительный их монтаж, согласование со спутником, наладка и диагностика. Для выполнения этих работ руководство проекта заключило договор аренды на часть военно-морской базы в Лонг Бич. В настоящее время там создаются «чистые» комнаты и испытательные лаборатории для сборки и отладки систем спутника перед его упаковкой в капсулу. Работы начались в августе прошлого года. Выбор на Лонг Бич пал по той простой причине, что эта военно-морская база находится в непосредственной близости (35 км) от предприятий фирм, производящих спутники, в частности от фирмы «El Segundo», дочернего предприятия фирмы «Hughes». Это позволяет удешевить транспортные, временные и финансовые затраты. Обычно на транспортировку подобных компонентов ракетно-космического комплекса на таких известных космодромах, как Байконур в Казахстане или же Кси-Чанг в Китае, уходит 8-12 дней. Монтаж ракетно-космического пускового комплекса по проекту «Sea Launch» будет длиться несколько десятков часов.

После заправки спутника и помещения его в капсулу полезная нагрузка займет горизонтальное положение и будет доставлена на корабль обеспечения запуска, сопровождения и контроля полета ACS, где ее подстыкуют к ракете «Зенит». Перемещение сборки ракеты с полезным грузом будет осуществляться с помощью специальной роллинговой рампы на корме корабля. Впоследствии ракета перемещается горизонтально с помощью подъемного крана морской платформы и заводится в специальный ангар платформы запуска.

Длина трехступенчатого ракетно-космического комплекса составит около 60 м при наибольшем поперечном сечении ракеты с диаметром в 4,3 м.

По первоначальному проекту, предполагалось после каждого из запусков возвращение корабля обеспечения запуска, сопровождения и контроля полета ACS в порт приписки Лонг Бич, где осуществлялась бы, пользуясь артиллерийской терминологией, его очередная «перезарядка».

Возможно, что для каждого вида запуска понадобится свой специализированный экипаж. Полезные нагрузки и ракетные ускорители в расчете на три очередных запуска будут находиться в специальной зоне компонентов ракетно-космического комплекса на корабле ACS, где при необходимости будет производиться их сборка.

Жесткая и прочная конструкция ракеты «Зенит» полностью соответствует возможности ее горизонтальной сборки непосредственно на корабле.

После каждого пуска в выбранной точке Тихого океана корабль ACS будет пришвартовываться в порту островов Кирибатийской гряды (южнее Гавайев) для сборки, отладки и подъема ракетно-космического комплекса и запуска его в интересах очередного потребителя.

Сейчас полным ходом ведутся работы по модификации бывшей огромной нефтяной вышки квадратной формы со стороной основания около 140 м и превращению ее в пусковую площадку. С этой целью ведется «подрессоривание» нефтяной вышки - морской платформы наращиванием к ней 45-метровой понтонной связки, что позволит повысить устойчивость модифицируемой конструкции и разрешит подсоединить к ней двухдвигательную силовую установку для перемещения самой платформы.

Пятиэтажный всепогодный ангар для ракеты с помещениями для команды будет находиться между верхней и нижней площадками платформы. Система водяного подтапливания поверхности пусков позволит существенно снизить уровень акустических шумов во время запусков.

Грузоподъемное устройство, вспомогательное наземное и оборудование вертикальной центровки производства России планируется установить на гигантском морском сооружении весной этого года, как раз перед отплытием в заданный район Тихого океана. Отправка перечисленного оборудования будет производиться из Санкт-Петербурга морским путем.

После достижения пусковым комплексом заданной географической точки, с которой возможен запуск полезного груза на заданную оптимальную траекторию, на платформе для окончательных приготовлений к пуску останется группа инженерно-технического состава в количестве 45 человек.

По мере приближения работ к моменту пуска морская вода будет закачана в «ноги» платформы. Таким образом повысится устойчивость платформы в целом. В этом варианте ее вес составит 43 тыс. тонн. Большинство специалистов после этого по сходням спустится в корабль ACS. Всего корабль может разместить 240 человек. Последние 5 членов контингента морской платформы выкатят ракету и эвакуируются на корабль.

С центра управления на борту судна произойдет автоматическая заправка ракеты «Зенит» и подсоединение к ней электрических коммутаторов включения. Ракета «Зенит» имеет 25 магистралей заправки горючим и 2500 электроразъемов, которые подсоединяются в течение (!) двух с половиной минут. Типовая коммутационная площадка на ракете «Зенит» занимает площадь несколько больше, чем полметра.

В случае приостановки подготовки к пуску в заданной точке по погодным или иным условиям ракета «Зенит» автоматически сливает топливо. При необходимости «Зенит» может быть «разряжен», опущен в горизонтальное положение и возвращен в ангар.

После того, как закончатся все пусконаладочные работы и произойдет первый запуск ракеты, инженерно-технический состав корабля сопровождения и управления отправится в Москву, в Центр управления полетом. На корабле с этого момента будет производиться прием и обработка телеметрической информации. Осуществление пуска в отдаленной точке Мирового океана снимает все проблемы, связанные с безопасностью для окружающей среды.

В комнате углубленного контроля и управления на борту судна будет находиться около 100 специалистов, в основном из России и Украины. Комната оснащается аппаратурой и системами российско-украинского производства, доставленными из Санкт-Петербурга.

В первых запусках предусмотрено применять поставляемые российской стороной такие компоненты топлива, как керосин, жидкий кислород и для повышения устойчивости горения - гиперголические сорта топлива. Емкостей сосудов Дюара на морской платформе достаточно для реализации трех запусков.

В настоящее время в научно-техническом проекте «Sea Launch» с учетом сотрудников фирмы «Missiles and Space Div.» (г. Ньюстон, штат Алабама) занято 125 специалистов фирмы «Boeing». По мере разворачивания полного комплекса работ число специалистов возрастет до 250 человек.

Всего в научно-техническом проекте «Sea Launch» по программе международного многонационального сотрудничества занято 1500 человек. Работа ведется по практикуемой фирмой «Boeing» и хорошо зарекомендовавшей себя схеме международного интеграционного сотрудничества.

«Циклон», «Січ», «Ориль», «МАКС», «Свитязь»

и «СС-24»

Научно-технический и кадровый потенциал, который остался нам в наследство от бывшего Союза, все еще позволяет развивать космические технологии и практически использовать их.

В случае реализации всех своих планов в области использования космического пространства Украина осуществит настоящий прорыв на мировой рынок космических услуг. А планы эти грандиозные. Тем более, есть определенные успехи. По оценкам Национального космического агентства Украины, они связаны, кроме проекта «Sea Launch», с сотрудничеством с американской фирмой «Rockwell Int.» в поиске потенциальных заказчиков на запуски ракет-носителей «Циклон» южмашевского производства. Американские деловые и финансовые круги проявили существенную заинтересованность в вопросах перспектив использования «Циклона» как одной из наиболее современных ракет-носителей, которые отвечают всем международным требованиям и тенденциям развития мирового космического рынка. Ракета-носитель «Циклон» разрешает выводить на низкие орбиты (до 800 км) до четырех тонн полезной нагрузки. Стоимость одного пуска составляет менее 40 миллионов долларов. Это дешевле и выгоднее, чем запуск французской ракеты-носителя «Ариан» (около 100 миллионов долларов) и американских ракет подобного класса (около 120 миллионов долларов).

После завоевания независимости наша страна, вопреки прогнозам злых языков, все же осталась в созвездии космических государств планеты. Ярким подтверждением этому есть старт и работа на орбите украинского спутника «Січ-1». Украина обладает огромным опытом в создании космических спутников. Более 400 днепропетровских спутников были успешно запущены на орбиты. Последний из них - «Січ-1» - первый спутник украинской космической системы природопользования и экологического мониторинга.

Большие надежды аэрокосмическая промышленность Украины связывает с возможностью воплощения в жизнь оригинальных научно-технических проектов «Свитязь» и «Ориль», позволяющих реализовать концепцию бескосмодромного запуска полезных нагрузок на заданные оптимальные орбиты. Эти проекты базируются на использовании самолетов Киевского АНТК им. О.Антонова «Мрія» и «Руслан».

В настоящее время совершенно оправданно утверждать, что Национальное космическое агентство Украины (НКАУ) за годы своей деятельности полностью определилось в возможностях, потребностях и партнерах. В частности, это касается возможности создания на основе ракет, которые снимаются с вооружения в соответствии с международными договоренностями, авиационно-космических ракетных комплексов (АКРК).

Один из таких комплексов, который получил свое название от небольшой живописной украинской речушки Ориль, сейчас разрабатывается. АКРК «Ориль» сможет выводить на низкие орбиты (до 700 км) около одной тонны полезной нагрузки, в качестве которой могут быть спутники связи, биологические или же военные спутники.

Потребность в таких низкоорбитальных космических аппаратах (КА) чрезвычайно высокая. Сейчас около 82 процентов всех запускающихся КА составляют именно такие спутники. Низкие околоземные орбиты, с которых наилучшим образом осуществляется зондирование (просмотр и наблюдение) земной поверхности, становятся все более приоритетными. Это уже мировая тенденция. И Украина на этом пути пока еще опережает большинство высокоразвитых государств мира.

Как когда-то тот, кто владел морскими просторами, владел и целым миром, так и сейчас властелин космического океана становится властелином своего бытия. С ним считаются, его, безусловно, уважают. Поэтому все больше стран мира надежды на лучшую жизнь своих народов связывают с космосом. В результате, только по предварительным, очень сдержанным оценкам, до 2000 года на околоземные орбиты будет отправлено 840 спутников различного назначения.

На первых этапах создания украинский АКРК «Ориль» будет иметь одноразовый космический аппарат. В будущем в космос будут направляться и возвращаться на Землю и многоразовые космические аппараты.

Что же представляет собой АКРК «Ориль»? Это двухступенчатый авиационно-космический комплекс. Первой ступенью такого комплекса будет самолет-носитель разработки Киевского АНТК им. О.Антонова Ан-124 («Руслан»). Второй ступенью станет ракета-носитель полезной нагрузки разработки Днепропетровского конструкторского бюро «Южное», которая должна стартовать из фюзеляжа самолета-носителя.

В отличие от «Шаттла» и «Бурана», старт ракеты-носителя будет осуществляться не из внешней подвески самолета-носителя, а из его середины, т.е. из фюзеляжа. В мире еще не было подобных научно-технических решений. Такая схема запуска на околоземную орбиту полезной нагрузки имеет целый ряд бесспорных преимуществ. Это и улучшенная аэродинамическая схема АКРК в целом, более высокая безопасность отделения второй ступени в виде ракеты-носителя, более оптимальные технико-экономические показатели, выше скрытность выполнения АКРК задач двойного назначения (как чисто научных и коммерческих, так и специальных, в военных целях).

Известно, что в настоящее время запуск полезной нагрузки многоступенчатыми ракетами наземного базирования одноразового использования обходится в сотни миллионов долларов. Запуск в космос полезной нагрузки бескосмодромным способом по зарубежным научно-техническим проектам («Пегас», «Хотол», «Зангер», «Бурлак», «МАКС» и «МАКС-Т») составляет от 15 до 30 миллионов долларов.

Международные авиакосмические консорциумы объявили тендер на создание АКРК, способного решать задачу запуска на низкие орбиты полезного груза до одной тонны стоимостью от трех до пяти миллионов долларов. АКРК «Ориль» уже сейчас укладывается в такую цифру. А при массовых запусках в ближний космос отправка полезного груза будет стоить и того меньше, порядка трех миллионов долларов.

Создание АКРК «Ориль» позволит Украине, кроме всего, сохранить ракетную и развить авиационную промышленность, научно-промышленный и интеллектуальный потенциал страны, не требует сооружения дорогостоящих космодромов.

Справедливости ради необходимо также вспомнить начатый еще в 1982 году научно-технический проект создания многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), которая создавалась на базе тандема, состоящего из украинского самолета-носителя Ан-225 («Мрія») и ракеты-носителя российского производства (г. Москва, НПО «Молния»). После скрупулезного рассмотрения российским федеральным космическим ведомством полученных по вышеупомянутому проекту разработок президентом России в апреле прошлого года подписана федеральная программа развития многоцелевой космической системы. Она будет включать в себя украинский самолет-носитель Ан-225 («Мрія»), многоразовый космический челнок («Орбита») длиной около 18 метров и топливный бак большой емкости. В целом для создания космического челнока нового поколения, его испытаний и сертификации, а также отработки всех систем обеих ступеней авиационно-космического комплекса в рамках российской программы потребуется около 6 лет.

В соответствии с проектом «Свитязь» на базе самолета АН-225 («Мрія») и ракеты-носителя типа «Зенит» должна быть разработана многоразовая транспортная АКС, способная выводить грузы до восьми тонн на низкие орбиты и грузы до одной тонны на геостационарную орбиту.

Примечательно, что многие страны мира при реализации идеи бескосмодромного запуска делают ставки на украинские самолеты, и в первую очередь на Ан-225 («Мрія»). Это дает возможность надеяться, что АНТК им. О.Антонова станет со временем, как и все подобные ей фирмы («Boeing», «Lockheed»), еще и космической фирмой.

Нужно надеяться, что и богатырь отечественного военно-промышленного комплекса КБ «Южное» со своим заводом «Южмаш» от целой серии своих космических достижений в прошлом и при удачной утилизации широкоизвестных ракет типа «СС-24» сделает дальнейший твердый шаг в сферу освоения космического пространства. Однако это возможно только в том случае, если высококлассные ракеты типа «СС-24» не постигнет печальная участь их предшественников - ракет типа «СС-19» мощностью в «120 Хиросим», которые под контролем американской стороны уничтожаются в соответствии с программой Нанна-Лугара американского Конгресса по договору «Старт-1» в боевых полках 43-й ракетной армии вместе со своими шахтно-пусковыми установками, в Первомайске или же на специально построенной станции в Днепропетровске.

Смогли же россияне добиться согласия о включении в Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений пункта, разрешающего не ликвидировать ракеты физически, а использовать их для вывода на орбиту космических аппаратов. Были разработаны соответствующие процедуры международного контроля, и в Договоре появилось необходимое дополнение. Таким образом, россияне получают возможность сохранить для использования в мирных целях значительную часть своих ракет, из почти 800 ракет стационарного (шахтного) базирования (МБР) и более 1000 ракет, базирующихся на атомных подводных ракетоносцах стратегического назначения (БПРЛ). Пора и нам, украинцам, задуматься над тем, какой огромный арсенал боевых средств, в который вложен многолетний труд множества ученых, инженеров, рабочих ракетной промышленности, подлежит уничтожению!

Уничтожение столь значительного количества ракет путем демонтажа и превращения в металлолом однозначно невыгодно с точки зрения как экономической (затраты на разборку в несколько раз превысят стоимость полученного лома), так и экологической. А ведь эти ракеты еще имеют и определенную стоимость, причем весьма существенную. А стоимость инфраструктуры шахтно-пусковых установок (холодильный центр, энергоблок, система энергоснабжения, кабельные сети связи, наконец, командный пункт)? Курс на самоуничтожение ракет если и принесет нашей стране прибыль, то, возможно, только политического плана. Не мало ли одного этого?

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, Украина имеет хорошие шансы на свою справедливую долю в разделе космического «пирога». Однако очевидна настоятельная необходимость проведения соответствующего комплекса политико-экономических, военно-политических мероприятий и научно-технических работ в национальном масштабе, направленных на создание и совершенствование мощной отечественной космической гражданской и оборонительной аэрокосмической индустрии. Наиболее эффективный путь в этом направлении - использование возможностей реализации бескосмодромного запуска полезных нагрузок на низкие и средние орбиты. Тем более, что все необходимые предпосылки для этого Украина имеет.

Объединение усилий АНТК им. О.Антонова, конструкторского бюро «Южное», конструкторского бюро «Хартрон» (г.Харьков) позволит на базе самолетов-носителей типа

Ан-225 («Мрія») и Ан-124 («Руслан») создать высокоэффективные аэрокосмические комплексы бескосмодромного запуска полезной нагрузки в космос.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК