Еще не утихли споры вокруг эвтаназии и клонирования, а жизнь подбросила новую тему. Во Франции заинтересованные стороны активно обсуждают возможность трансплантации... лица. Сердце, почки, костный мозг — это уже пройденные этапы. На повестке дня — новые возможности трансплантологии, а с ними и новые нравственные проблемы. Специалисты, научившиеся менять лицо, доказывают, что операции необходимы прежде всего пострадавшим во время пожара или катастрофы. Но многих отпугивает то, что в мире найдется немало людей, которые при определенных обстоятельствах пожелают неузнаваемо изменить свою внешность. И едва ли не самая главная причина — криминальная. Кроме правоохранителей, к обсуждению активно подключились представители церкви. Последние напомнили, что лицо каждому человеку даровано Господом и не следует, взяв скальпель в руки, спорить с волей Божьей. Точку в этой дискуссии поставила Ассоциация врачей Франции. Она запретила проведение подобных операций, мотивируя это почти так же, как и церковники: лицо — индивидуальная особенность каждого человека, присущая только конкретной личности, и менять его не следует.
Это не значит, что вердикт вынесен раз и навсегда. Медицинская общественность категорически выступала против клонирования людей, но сообщения о появлении клонов перманентно поступают с разных материков. Эвтаназия тоже поначалу вызывала активное неприятие, а сейчас о ней говорят уже не врачи, а законодатели некоторых стран, размышляющие над тем, как законодательно оформить добровольный отказ от жизни. И такое достижение медицинской науки и практики, как трансплантация органов, пережило несколько этапов — от абсолютного неприятия до признания.
Прошли времена, когда в нашей стране руководствовались принципом: цель оправдывает средства. Политики определенного покроя могли себе позволить жить по такому закону. А медики? Каким принципом должны руководствоваться они сегодня? Какие ценности исповедовать в XXI веке? Об этом мы решили побеседовать с авторитетным ученым, человеком уважаемым и хорошо известным в медицинских кругах, но не врачом, а философом — доктором философских наук, заведующим кафедрой философии медицинского университета имени А.Богомольца Николаем ПОПОВЫМ. А поводом для встречи послужила его новая книга — «Аксіологія і медицина».
— Аксиология — слово для нас малоизвестное, поэтому любопытно было бы узнать, как энциклопедия трактует это понятие.
— Аксиология — философское учение о ценностях, которое по разным причинам остается в отечественной философии terra incognita. Оно не освоено общественным и индивидуальным сознанием не только молодого, но и старших поколений нашего народа. Хочу обратить ваше внимание на то, что суть монографии состоит не только в том, чтобы восстановить статус аксиологии в украинской философии, хотя, безусловно, это необходимо сделать. Эта сфера знаний была заброшена, табуирована — поскольку считалась буржуазным учением. Даже в философских словарях 70—80-х годов о ней не упоминали. Но это общеевропейское, общекультурное название, имеющее давнюю историю, поэтому и мы не должны от нее отказываться.
— Получается, аксиология пострадала так же, как в свое время генетика, которую, к счастью, со временем удалось реабилитировать.
— Да, аксиология тоже должна вернуться. Пришло время поднять философскую культуру нашего современного общества до уровня разработок мировой философии, чтобы облегчить вхождение в семью цивилизованных, демократических европейских государств. И не только потому, что общество потеряло ценностные ориентиры, а главным образом для того, чтобы показать на конкретных примерах ее связь с актуальными проблемами медицины и состоянием организации здравоохранения страны. Если мы этого не сделаем, нас ждет катастрофа. Рост заболеваемости, новые вирусы и эпидемии с экологическими проблемами приведут к тому, что люди действительно будут вынуждены искать для себя место на Марсе или в каких-то других мирах, поскольку Земля станет непригодной для жизни. Я хочу привлечь внимание к тому, что в медицине много проблем и понятий, несущих важную аксиологическую нагрузку. Необходимо, чтобы это поняли не только врачи. Каждый человек, каждый гражданин должен осознавать — медицина не спасет, если сам не будешь заботиться о своем здоровье, если будешь беспечно относиться к условиям, в которых находишься, к планам, которые вынашиваешь.
— С вами трудно не согласиться — состояние здравоохранения находится в таком кризисе, что люди действительно должны больше полагаться сами на себя и поскорее отказываться от вредных привычек. Хотя кое-кто считает, что это ясно и без философских учений.
— Не могу согласиться, когда утверждают, что философия и медицина не взаимосвязанные понятия. Центром, их объединяющим, безусловно, является человек, стремящийся познать и себя, и мир. Себя — чтобы сохранить здоровье, преодолевать разнообразные болезни и травмы, наслаждаться жизнью. А к философии гомо сапиенс обращается для того, чтобы определить свое место в мире, постигнуть смысл бытия.
Исторически философия и медицина считаются древнейшими сестрами человеческого знания. В прошлом все выдающиеся врачи были также философами — вспомните хотя бы Гиппократа, Авиценну, Парацельса. Они стремились разрешать медицинские проблемы, пользуясь широким подходом к пониманию мира и роли человека в нем.
— Николай Павлович, вы в течение трех десятилетий работаете на кафедре философии. Как за это время изменилась программа преподавания этой науки будущим медикам?
— Очень изменилась. Философия все время изменяется, хотя считают, что она занимается проблемами, имеющими постоянный характер, — постижение человека, познание мира... Но ведь эти проблемы постоянно расширяются и обогащаются, раскрываются их взаимосвязи и отношения. Мы реализуем идею обеспечения связи философии с профильными предметами. Кафедра издавала научный сборник «Філософські проблеми біології та медицини», и, работая со студентами, преподаватели рассматривали ряд тем, которые должны изучаться совместно философами и медиками. Например, проблема человека. В советские времена ее толкование сводилось к дилемме — биологическое и социальное. И считалось, что этих факторов достаточно, чтобы понять, что такое человек, особенно живущий в социалистическом обществе. Советская методология очень преувеличивала, абсолютизировала значение социального и недооценивала биологические качества человека, игнорировала данные генетики и других наук.
— В те времена игнорировали не только гены, но и бессмертную душу.
— Да, наша официальная философия этого не признавала, а мировая — наоборот. Приобрело популярность такое направление, как экзистенциализм, который обращался к духовной сфере человека. В последние годы многое изменилось, удалось отбросить стереотипы и догматические утверждения. Даже материализм и идеализм — эти основные направления философии мы не рассматриваем в качестве антиподов, поскольку они оба изучают и материальный, и духовный мир. Считаю, не следовало их так воинственно противопоставлять, хотя в истории философии это было.
— Ваши студенты любят докапываться до истины, задавать сложные вопросы — или им достаточно учебника?
— Будущие медики чрезвычайно загружены учебными планами. И на мировоззренческие проблемы, к сожалению, остается мало времени. Философия — наука сложная, невозможно заучивать ее темы как, скажем, анатомию, здесь необходимо уметь анализировать. Большинство юношей и девушек действительно стремятся получить знания, но приблизительно 20% студентов абсолютно индифферентны. И это касается не только гуманитарных, но и профильных дисциплин. Раньше ситуация была лучше — абитуриенты по крайней мере проходили серьезный конкурсный отбор.
— К сожалению, медицина все больше становится бизнесом, о призвании мало кто вспоминает.
— Да, но это не единственная причина. У нас, как и в каждом учебном заведении, почти половина студентов получает специальность на контрактной основе. Считаю это дискредитацией высшего образования — в медицинский университет нередко идут те, у кого есть деньги, но нет призвания. Человек доверяет врачу свое здоровье, свою жизнь, — почему он должен обращаться к какому-то ремесленнику, который только и умеет, что делать уколы или аппарат какой-то подключить?!..
—Достижения медицины и фармакологии сегодня действительно способны творить чудеса. Но эти плоды прогресса могут принести как пользу, так и непоправимый вред, особенно когда речь идет о деньгах. Вспомните хотя бы жуткие истории об украинских женщинах, вынужденных нелегально работать за рубежом. Существуют подпольные клиники, отбирающие наших молодых и здоровых девушек для того, чтобы они после искусственного оплодотворения вынашивали детей для богатых бездетных пар. За это врачи получают щедрые гонорары, но как тогда быть с нравственностью?
— Система ценностей давно уже определена человечеством, мировой культурой, опытом прежних поколений. Здесь не нужно ничего открывать и придумывать. Но разве в данной ситуации дело только в медицине? За подобные грехи должно отвечать общество. Я не оправдываю врачей, но кто-то же создал такие условия, в которых они выполняют — добровольно или по принуждению — эти и аналогичные заказы... К сожалению, медицина — как у нас, так и на Западе — страдает от многих противоречий. Их необходимо пояснить и разрешить с позиций этики, философии и права.
— Известный философ Фрэнсис Фукуяма запугивает мировую общественность биотехнологической революцией. Он считает, что ее последствия будут губительными для людей. В качестве примера он приводит современную Азию, где традиционно семьи стремятся, чтобы у них рождались только сыновья. Когда будущие матери узнают, что должна родиться девочка, многие прерывают беременность. По утверждению ученого, в Китае и Южной Корее уже сегодня существует значительный дефицит девушек. Родители, возможно, довольны, но общество дестабилизировано. Но не будет ли плата за прогресс еще более страшной, если его достижениями по собственному усмотрению смогут пользоваться частные лица?
— Я знаком с трудами Фукуямы и разделяю его тревогу. Подобных фактов, к сожалению, много, но не это определяет уровень современной медицины, а гуманные принципы и ценности, заложенные еще Гиппократом. Чтобы врачи не забывали о данной ими клятве, о своем высоком предназначении, необходимо еще в студенческие годы формировать устойчивую, целостную систему мировоззрения. Если они получат прекрасное воспитание, знания, будут иметь соответствующие социальные гарантии, то ценностные подходы и к пациенту, и к своей работе приобретут прочность стали, над ними не возобладают криминальные и мафиозные интересы.
— Будут ли преподавать в медицинских университетах курс аксиологии?
— Надеюсь, что да. Я разработал сорокачасовую программу для будущих медиков. Но чтобы этот спецкурс читался, необходимо получить множество разрешений: нужно, чтобы в нашем университете поддержали, чтобы дали согласие в Министерстве здравоохранения и Министерстве образования и науки. Когда на нашей базе проводили всеукраинское совещание заведующих кафедрами философии медицинских вузов, я раздал коллегам программу и подарил свои книги. Отношение к идее хорошее, ведь знание аксиологии в наше время необходимо каждому человеку.
...Николай Васильевич избрал для обложки своей монографии изображение мифического Лаокоона. Известно, что этот жрец разгадал намерения Афины, приславшей знаменитого деревянного коня под стены Трои. Лаокоон уговаривал своих земляков не принимать этот дар, за что богиня Афина покарала жреца и его сыновей. Троянцы тоже поплатились жизнью за стремление получить то, что им не принадлежало. И хотя с тех пор прошли века, Лаокоон до сих пор напоминает нам, что соблазн и сегодня может обернуться страшной трагедией...