Технопарки подают сигналы SOS

Поделиться
О критическом положении с украинскими технопарками, дававшими в бюджет значительные поступления в виде налогов и обещавшими в ближайшем будущем еще большие перспективы, «ЗН» уже писало (№43, 2005 г.)...

О критическом положении с украинскими технопарками, дававшими в бюджет значительные поступления в виде налогов и обещавшими в ближайшем будущем еще большие перспективы, «ЗН» уже писало (№43, 2005 г.). Но с тех пор положение только ухудшилось. В редакцию поступило обращение академика Б.Патона и членов президиума НАН Украины к депутатам Верховной Рады. В нем идет речь о негативных последствиях отсутствия в стране политики стимулирования научно-технического развития. Ниже приводятся наиболее важные моменты, на которые ученые обращают внимание руководства страны.

«Государственная политика стимулирования научно-технического развития была заблокирована законом Украины о государственном бюджете на 2005 год. Были приостановлены на неопределенное время уже принятые в установленном законом порядке все инновационные проекты технологических парков, утвержденные Верховной Радой.

На практике кризисные явления в политике и экономике вытеснили науку и инновационную деятельность из круга государственных приоритетов, их поддержка со стороны государства последовательно и неуклонно уменьшалась, а в случае с технопарками была совсем прекращена.

Отсутствие позитивного отношения к судьбе научных результатов привело к усилению негативных явлений в сфере деятельности НАН Украины, когда распадается связь поколений в науке, она неуклонно стареет и очень скоро может наступить время, когда критическая масса негативных факторов станет такой, при которой эти процессы станут необратимыми. После этого Украина обречена стать сырьевым придатком развитых государств, источником дешевой рабочей силы и местом размещения экологически вредных производств.

С другой стороны, разработка высокопродуктивных и энергосберегающих технологий, производство на их основе высокотехнологических товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии стратегией экономического роста и, по сути, сформировали новую модель экономического развития.

В Украине есть все необходимое для проведения полноценной инновационной политики — незагруженные промышленные мощности, наличие большого количества перспективных инновационных разработок и главное — высококвалифицированные кадры, готовые их реализовать. Как показала практика деятельности технологических парков, благоприятные условия инновационной деятельности позволяют привлекать внебюджетные инвестиции, собственные средства предприятий, коммерческих структур и т.п. Важно и то, что это позволяет привлечь и те средства, которые при других условиях были бы использованы на потребление, отодвинуты, так сказать, в тень.

Поэтому очень важно, чтобы принятый пятого октября 2005 года в первом чтении проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» (относительно субсидирования) (№7248) был рассмотрен во втором чтении и в целом…

Просим вас отбросить все политические противоречия и единодушно принять позитивное решение по этому вопросу».

Обозреватель «ЗН» обратился к представителям различных депутатских фракций с просьбой прокомментировать свое отношение к этому законопроекту.

Игорь ЮХНОВСКИЙ:

— Комитет по вопросам науки и образования ВР рассмотрел во втором чтении поданный мною законопроект о работе технологических парков. Мне кажется, что, в отличие от других законов, мы его очень подробно рассмотрели вместе с министрами финансов и экономики и даже почти согласовали на предмет того, какие должны быть льготы для проектов, реализуемых в технопарках. Договорились о том, что эти проекты освобождаются от ввозной пошлины на оборудование и инструменты, приобретаемые для технопарка. А относительно налога на добавленную стоимость на ввозимые инструменты, оборудование и материалы, которые не производятся в Украине, дается налоговый кредит на 365 дней. За этот срок они должны быть установлены и начать работать.

Что касается льгот относительно продукции технопарков, то она на пять лет (от момента включения проекта в технопарк) освобождается от налога на добавленную стоимость и от налога на прибыль. Дается возможность зачислить эти средства на специальные счета и использовать их для развития и инновационного расширения технопарка. Кроме того, создается государственная программа, согласно которой из бюджета будут выделяться средства для предоставления им кредитов на закупку оборудования.

В связи с часто высказываемыми претензиями по поводу каких-то нарушений хочу подчеркнуть вот какой момент: не технопарк и не его участники получают льготы, их получает проект. И здесь уместно отметить, что на его реализацию подать заявку может любой автор. Только в том случае, когда проект принимается, он автоматически становится участником технопарка.

Павло МОВЧАН: При том интеллектуальном потенциале, который имела Украина, при ее образовательных возможностях у нашей страны был единый верный путь развития — поддержка технопарков. Но мы им, к сожалению, не воспользовались. А этот путь позволил бы привлечь к работе даже тех специалистов, которые по каким-то причинам ранее уехали из Украины. Да, в таком большом деле могут быть нарушения, но это не повод сидеть сложа руки.

Леонид КРАВЧУК: У меня нет никаких сомнений, что технопарки — дело перспективное. Они дают возможность сосредоточить интеллектуальные и финансовые ресурсы на конкретных, перспективных направлениях. Законопроект надо поддержать, но вот когда Верховная Рада сможет вернуться к этому вопросу, сказать трудно, ведь сейчас у нее много других первостепенных проблем.

Виталий МАЙКО: Считаю, что вопрос с технопарками должен быть решен позитивно и в самое кратчайшее время. Это весомый рычаг в развитии новейшей техники во всем мире. Почему же Украина должна возводить препятствия на пути развития новых технологий?

Станислав ДОВГИЙ: Мы попали в очень сложную ситуацию. Если бы мы не отменили действие технопарков, СЭЗ и ТПР, то никаких особенных санкций против Украины не было бы. Так что сейчас вроде бы нужно восстановить действие закона… Однако если мы сейчас начнем восстанавливать то, что недавно отменили, то как будем выглядеть в глазах инвесторов?..

Нужно находить решение, чтобы шаг за шагом возобновить утраченные позиции. Наибольшая сложность сегодня в том, чтобы восстановить нарушенные гарантии государства.

На политсовете при президенте я этот вопрос поднял, и Виктор Андреевич предложил в ближайшее время собрать руководителей предприятий-инвесторов, которые работают в Украине. После детальной проверки и обсуждения на политсовете положение здесь выглядит совсем в ином свете — более трети инвесторов полностью выполняли свои обязательства и нельзя никакими разумными доводами объяснить, почему было прекращено действие закона для технопарков, СЭЗ и ТПР. Поэтому необходимо создать правительственную комиссию или комиссию Совета национальной безопасности Украины, чтобы как можно быстрее прекратить штрафные санкции.

Важно также учесть, что сегодня в мире по разным причинам для Украины сложилась уникальная ситуация — впервые инвесторы готовы строить у нас высокотехнологичные заводы. На эту тему уже проведены переговоры с крупнейшими мировыми компаниями. Восточноевропейская рабочая группа с оборотом в десятки миллиардов долларов готова прийти в нашу страну. Кроме того, реальный масштабный интерес проявляют японские и другие компании.

Следует учесть и то, что мировая конъюнктура переменчива. И даже те предложения, которые есть сегодня, могут от нас легко уйти. Компании-инвесторы сейчас выжидают, определяя, где им лучше строить, например в Китае или в Украине? У каждой из этих стран есть свои преимущества и недостатки: если расположить завод в Китае, то европейские компании проигрывают на транспортных расходах и времени доставки, достигающем 30 суток. С заводов, расположенных в Украине, изделия можно доставить за три-пять дней, однако у нас оформление документов из-за бюрократических препон и неопределенности законов «съест» все преимущества. Такое положение вещей может привести инвесторов к выводу, что лучше иметь дело с далеким, но прогнозируемым Китаем.

Президент внимательно выслушал эти доводы и распорядился организовать встречу министра финансов, министра экономики с руководителями компаний и разрубить, наконец, этот гордиев узел. Так что есть надежда, что в ближайшее время мы сможем гарантировать инвесторам нормальные условия для работы. Нужно принять политическое решение и согласовать позиции бюджетного комитета ВР, Министерства финансов, Министерства экономики. Итак, сегодня все надежды — на решение президента.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме