РЕЦЕПТ «ЖИВОЙ БОМБЫ» НЕ ЖЕЛАЕТЕ?

После захватывающих дух успехов современной генетики в деле расшифровки генома человека и других сложных организмов факт установления последовательности 7 741 молекулы РНК, содержащей всю генетическую информацию, необходимую для жизнедеятельности вируса полиомиелита, особого впечатления не производит. Зато сообщение о том, что американским ученым удалось не только воспроизвести эту самую последовательность, но и спровоцировать ее к самовоспроизведению, вызвало воистину шоковую реакцию.

Точная копия вируса полиомиелита, созданная в Нью-Йоркском университете, оказалась способной не только самостоятельно воспроизвести несколько миллионов своих копий прямо в чашке Петри, но и вызвать у инфицированных ею мышей самый настоящий полиомиелит. Создание живого из неживого до сих пор считалось непосильной для человека задачей. И сейчас Эскард Виммер, генетик, руководивший данным проектом, в своем электронном докладе в Science Express попросил не уподоблять его Создателю, утверждая, что в лаборатории в действительности получена не новая форма жизни, а всего лишь «химикат с жизненным циклом». Впрочем, упоминать имя Создателя всуе никто и не собирался. Гораздо чаще во всех комментариях по поводу грандиозного научного прорыва упоминаются биотеррористы. Джона Ля Монтаня, заместителя директора Национального института инфекционных заболеваний, больше всего волнует то, что теперь любой, на основании информации, опубликованной в научном журнале или найденной в Интернете, сможет из самых обычных реактивов, заказанных по почтовому каталогу (ох уж эта Америка!), чуть ли не в домашних условиях получить миллионы патогенных вирусов, способных принести страдания миллионам людей. Тем более, что сообщение об искусственном синтезе вируса полиомиелита последовало чуть ли не сразу после того, как Всемирная организация здравоохранения пообещала полностью уничтожить этот болезнетворный агент на Земле к 2005 году.