Для украинцев основной новостью 8 октября 2022 года стало, бесспорно, разрушение моста через Керченский пролив в оккупированном Крыму, вызвавшее широкое обсуждение в масс-медиа и соцсетях. Однако в тот деньпроизошло еще одно приятное событие, не очень заметное широкой публике, но долгожданное для украинского академического сообщества, а особенно для команды МОН: Правительство одобрило распоряжение «Об утверждении национального плана относительно открытой науки».
Тогда как, например, Франция успешно реализует уже второй похожий национальный план (первый действовал с 2018 года), Украина утвердила свой лишь сейчас, догоняя страны ЕС. Попробуем разобраться, о чем вообще идет речь и зачем Украине открытая наука.
Что такое открытая наука?
Впервые термин «открытая наука» я услышал в апреле 2017 года в Осло на ежегодной конференции Eurodoc —Европейского совета молодых ученых, полностью посвященной этому вопросу. Желание обсудить эту тему было вполне логичным: за год до того Европейская комиссия представила свое обновленное видение «Открытые инновации, открытая наука и открытость к миру», которое нужно было понять и научиться воплощать.
Слушая доклад, я не мог избавиться от ощущения, что уже видел нечто подобное. Анонсированный переход к большей открытости и сотрудничеству в науке, выстроенный на применении новых информационно-коммуникационных технологий, напомнил мне так называемый Web 2.0 — качественный шаг в развитии WWW середины 2000-х, который привел к появлению блогов, Википедии и соцсетей. Тогда изменилась роль пользователей: из пассивных потребителей контента они превратились в его активных творцов, которые вдруг получили новые увлекательные возможности для коммуникации и общей работы и не промедлили ими воспользоваться. Открытая наука представлялась этакой «Наукой 2.0» — объединением традиционной научной системы с новейшими технологиями и открытостью в стиле интернет-коммуникации.
В проекте изменений к Закону Украины «О научной и научно-технической деятельности», опубликованномМОН в октябре 2021 года, есть весьма объемное определение, которое можно подытожить так: открытая наука — это не некая «новая» или «особая» наука, которая отрицает существующую, а, скорее, более открытый подход корганизации научных процессов и распространению знаний, нацеленный на развитие сотрудничества между учеными и обществом.
Открытую науку также толкуют как зонтиковый термин для ряда разных практик, в частности: открытиядоступа к научным статей («открытый доступ») и экспериментальным данным («открытые данные»); обнародования рецензий на научные публикации, иногда с указанием имен рецензентов («открытое рецензирование»); объяснения результатов исследований широкой публике и привлечения его представителей (не ученых) к научной деятельности («гражданская наука»).
Зачем открытая наука Украине?
С тех пор, как Европейская комиссия сделала ставку на открытость в науке и инновациях, закономерным стало появление обязательных требований в научных грантовых программах ЕС, в частности в «Горизонт Европа» — главной из них. В принципе уже сама необходимость отвечать этим требованиям — достаточная мотивация для внедрения открытой науки в Украине и разработки Нацплана — важного евроинтеграционного инструмента.
Однако, как это уже происходит в ряде развитых стран, открытая наука может дать украинским ученым и национальной научной системе много других преимуществ, которыми не стоит пренебрегать, в частности:
- повышение достоверности научных результатов (через обнародование не только конечного вывода — статьи, но и экспериментальных данных и других материалов, на которых этот вывод базируется), что формирует доверие к ученым и весьма актуально во времена так называемого кризиса воспроизводимости, когда многиенаучные исследования невозможно повторить с получением прогнозируемого результата из-за ошибки или сознательной фальсификации авторами;
- большую видимость для статей и других обнародованных научных результатов (например, публикации, размещенные в открытом доступе, загружают примерно вчетверо чаще), что делает более вероятным их цитирование другими учеными, а также использование в индустрии и обществе во время принятия управленческих решений;
- повышение эффективности научного процесса из-за уменьшения дублирования усилий и затрат на создание, передачу и повторное использование исследовательских данных.
Для мирового сообщества роль открытой науки стала еще очевиднее во время глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса, показавшей человечеству ключевую роль открытого доступа к научной информации, быстрому обмену знаниями и сотрудничеству между учеными в преодолении глобальных вызовов. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) прямо признала «решающее значение» открытой науки для преодоления COVID-19, а к ее повсеместному внедрению призывают такие уважаемыемировые учреждения как ЮНЕСКО.
Сегодня не будет преувеличением сказать, что эффективное и быстрое внедрение открытой науки в Украине может стать основой перезапуска отечественной научной системы, которая не является вполнеконкурентоспособной в глобальном измерении и страдает от рудиментов прошлого. В частности это касается развития обновленной национальной научной культуры, основанной на академической добропорядочности, сотрудничестве и ориентации на потребности общества.
Что в Украине с открытой наукой и каковы ее перспективы?
Как ни странно, создателям нашего национального плана вряд ли придется начинать с чистого листа. Согласно прошлогодним данным EIFL — международной организации, пропагандирующей свободный доступ к знаниям в развивающихся странах, в Украине были успешно развернуты 169 репозитариев открытого доступа, где ученые могут размещать свои публикации. Также, по состоянию на сегодняшний день, в DOAJ (международный каталог журналов открытого доступа) приняли 422 украинских научных журнала, что отвечает показателям Италии и Нидерландов. Кроме того, в Украине есть несколько инициативных групп и тематических проектов, в частностиOPTIMA (Erasmus+), в рамках которого разрабатываются учебные материалы по открытой науке, а такжеонлайн-платформа открытого рецензирования.
Однако из-за длительного отсутствия системного подхода прогресс нередко базируется на энтузиазме отдельных ученых и организаций, и он фрагментарный. Так, результаты общеевропейского опроса 2020 года свидетельствуют, что украинцы (как и представители Восточной Европы вообще) наименее осведомлены и наиболее отрицательно настроены в отношении открытой науки, по сравнению с западными коллегами. Среди отечественных ученых особенно малоизвестными ее компонентами остаются, к сожалению, воспроизводимость исследований и открытые и оптимизированные данные (FAIR data) — одни из ключевых столпов современных научных систем.
Даже некоторые успехи Украины с открытым доступом можно (по крайней мере частично) объяснить не преданностью принципам свободного распространения знаний, а почти полным отсутствием успешных коммерческих издателей, основной бизнес-моделью которых до недавнего времени было (и часто остается) предоставление платного доступа к научным статьям. Также возникают сомнения по поводу коммерческого потенциала публикаций большинства украинских ученых в течение последних десятилетий: много ли было быжелающих заплатить за доступ к ним?
Таким образом, появление в Украине национального плана относительно открытой науки — это начало системной работы на государственном уровне, что следует приветствовать. Очевидно, что действовать нужно быстро, ведь с каждым днем разрыв со странами ЕС будет увеличиваться и может стать критическим, усложняя евроинтеграционные процессы. Плохая новость заключается в том, что внедрение открытой науки всегда означает дополнительные усилия и затраты (на новую исследовательскую инфраструктуру, оплату публикаций в открытом доступе, повышение осведомленности и обучение и т.п.), которые Украине могут быть не по карману, особенно с учетом того, что огромная доля национального бюджета в ближайшие годы пойдет на оборону (анонсировано почти 50% в 2023-м). Также следует помнить о необходимости дополнительно фокусироваться на молодых ученых, которым потребуется дополнительная поддержка, однако они могут стать эффективными агентами изменений, ведь открытая наука даст им много ощутимых преимуществ, а идеальное время для формирования соответствующих навыков — это начало научной карьеры.
Другой критический момент — необходимость провести реформу оценивания научной деятельности на разных уровнях: от организаций до конкретных ученых. Вполне очевидно, что без стимулирования открытых практик и внедрения новых показателей эффективности, которые качественные показатели оценивания ставят приоритетомнад количественными, о системном прогрессе не может быть и речи. В конце сентября, после публикации соответствующего договора, при содействии Европейской комиссии учредили Коалицию по развитию оценивания науки, призванную поддержать реформу. По моему мнению, украинским организациям нужно принимать самое активное участие в ее работе.
Подводя итог, хочу подчеркнуть: украинскому научному сообществу нужно интегрироваться в европейское и мировое, а затем не только догонять наших партнеров, но и принимать активное участие в общем создании новых трендов и их имплементации. Станет ли открытая наука настоящим вторым шансом для украинской научной системы в (после)военное время, зависит от нашей готовности воплощать серьезные реформы, работать над собой и находить нестандартные решения в условиях весьма ограниченных ресурсов — «лупати сю скалу».
Больше статей Александра Березко читайте по ссылке.