Идеального учителя они нарисовали в образе мистера Биг-Бена, циферблат которого, как оказалось, крепится необычными шурупами и винтами. Благодаря таким понятиям как справедливость, энергичность, инновационность, компетентность, креативность, харизматичность, терпение, любовь к своему делу, острый ум и чувство юмора, любой «будильник» способен превратиться в величественный Биг-Бен. Они — это 15—16-летние школьники, участники международного проекта Challenges in Schools, охватившего 49 общеобразовательных учреждений из 12 государств Центральной и Северной Европы, Великобритании. Шесть украинских школ из разных регионов Украины также стали участниками этого проекта, осуществляемого под эгидой Британского совета. В частности, идея представить идеального учителя в образе Биг-Бена принадлежит ученикам естественно-математического лицея города Смелы, которые наравне со школьниками из Польши, Словакии, Словении, Латвии, Литвы, Эстонии, Швеции, Финляндии, Чехии, Венгрии, Северной Ирландии и Великобритании искали ответ на вопрос, какой же должна быть школа будущего.
Challenges in Schools стартовал в начале 2008 года и завершился международной конференцией в первых числах марта этого года в Будапеште, на которой в течение трех дней участники в плакатной, устной и слайдовой формах делились своими наработками, сравнивали системы образования, практиковались в английском языке. Отличительной чертой данного проекта и новым для большинства украинских школ инструментом работы стали так называемые кластеры — международные группы. В их состав входили три школы из Центральной и Северной Европы и одна — из Великобритании. Например, винницкая школа-гимназия № 30 им. Тараса Шевченко оказалась в кластере №1 со Словенией, Венгрией и Великобританией, Херсонский лицей областного совета — с Британией, Финляндией и Польшей в кластере № 10, киевская специализированная школа № 16 — с Эстонией, Британией и Литвой в кластере № 6. Члены каждого кластера ездили друг к другу в гости. Невзирая на разницу культур и менталитетов, они старались отыскать пути преодоления колоссального разрыва между учебной программой и реальной жизнью. Работая вместе, они анализировали парадигму отношений «учитель—ученик», озвучивали те вызовы, с которыми сегодня приходится сталкиваться практически любой школе — это алкоголь, «никотиновое кольцо», наркотики и высокая агрессия.
На всех этапах реализации проекта организаторы постарались провести его в свободной форме, максимально открыто. На всеукраинской итоговой конференции, состоявшейся в конце марта этого года в Конче-Заспе, менеджер Challenges in Schools в Украине Елена Горшенева подчеркнула, что участников никто не назначал. «Был централизованный конкурс, на который школы должны были подавать заявки, мотивируя свое стремление участвовать в этом проекте, — рассказывает Елена. — В Украине мечта о школе будущего воплощалась не только четырьмя детьми от каждой школы. Школа — это такой социальный институт, в котором живут все, поэтому мы ввели специальные педагогические инструменты в виде анкет и опросников — они позволили говорить о Challenges in Schools не только с учениками и учителями, но и с родителями. Кроме того, в проекте был задействован Moodle — виртуальное рабочее пространство, снабженное специальными инструментами для обучения и общения участников, где можно было размещать новости, рабочие материалы, вести дискуссии и т. д.
Украина стала вторым по количеству мест государством: мы все время подчеркивали, что это большая страна и только двумя школами ограничить ее участие в проекте невозможно».
Итак, школа будущего — что это? Какой представляют ее современные ученики? Как оказалось, она невероятно похожа на цветок — чем больше в ней «лепестков», чем ярче их цвет, тем она богаче и красивее.
Все презентации, подготовленные нашими школами-участницами для проекта Challenges in Schools, а это были учебные заведения Луганска, Самбора, Киева, Херсона, Смелы и Винницы, показали, что на сегодняшний день у нас самих есть огромные различия в формате и смысловом наполнении главного института общеобразовательной сферы. Помимо «зашоренности» учебной программы, низкого технического оснащения, мы не досчитываем десятки других «лепестков». Если у многих городских гимназий и лицеев сегодня есть вай-фай, то каждая вторая сельская школа тихо мечтает о десятке новых компьютеров. Если в одних школах питанием детей занимается специальный диетолог, то во многих обеспокоены тем, чтобы ребенок имел возможность получить хоть какую-то горячую еду. На всеукраинской встрече эта дифференциация тоже отмечалась. Так, например, ученики самборской специализированной школы № 8 (Львовская область) нуждаются не только в школьном автобусе, компьютерах. До недавнего времени существовали проблемы со школьной столовой. Когда они стали участниками Challenges in Schools, то решили самостоятельно начать работу по реорганизации своего школьного пространства. Не побоявшись взять на себя лидерскую инициативу, несколько старшеклассниц запустили собственный проект по облагораживанию школьной столовой. Они организовали большую ярмарку, на которой продавали собственноручно изготовленные изделия. Это позволило самборцам собрать необходимую сумму денег. В небольшом фильме и слайд-шоу, которые они привезли на итоговую встречу, то и дело мелькали новые стены школьной столовой, разрисованные изображениями персонажей занимательной украинской сказки «Ходить гарбуз по городу».
По словам молодых людей, участников данного проекта, самым значимым стимулом в работе для них стала возможность высказаться, озвучить свое мнение. К их идеям, быть может, впервые в жизни кто-то захотел всерьез прислушаться. Конечно, работа в команде, необходимость самостоятельно собирать информацию, генерировать идеи, принимать важные решения, обязательность изучения английского языка, который поначалу стал для многих настоящим вызовом, — все это благоприятствовало широкому приобщению молодых людей к британскому проекту. Работа в кластерах показала, что не только в украинской школе, но и в системах образования других стран Центральной и Северной Европы нужны масштабные изменения. По большому счету, у всех стран разные «болевые точки»: у кого-то это агрессия и буллинг, у кого-то — никотин и алкоголь. Но, несмотря на их разнообразие, главную проблему современные тинейджеры видят в другом — в неотвечающей современным ритмам жизни системе образования, которая не предусматривает индивидуальный подход и не учитывает личностные особенности каждого ученика.