Государство должно пойти на максимальное упрощение всех бюрократических процедур и создание преференций как для молодых ученых, так и тех, кто добился международного признания
Наука в Украине переживает сейчас тяжелые времена. Из-за аномально малого финансирования речь идет просто о ее выживании, и именно этот фактор прежде всего бросается в глаза.
Но в действительности здесь не один, а два разных вопроса: 1) недостаточное финансирование, 2) неадекватная его организация. Что касается первого вопроса, то сейчас для властей есть большой соблазн списать все на войну, хотя финансирование науки было "ниже нижайшего" уровня и до нее. Однако в данной статье мы хотим сосредоточиться только на втором пункте. Из всех присутствующих здесь проблем мы ограничимся небольшим их числом, в основном, относящихся к университетской науке. Решение этих проблем не связано с новыми финансовыми затратами, однако могло бы привести к существенному увеличению возможностей для ученых.
Организация НИЧ в университетах
В университетах Украины существует научно-исследовательская часть (НИЧ). Проводятся конкурсы, по результатам которых деньги в НИЧ выделяются на ряд тем. Дважды в год (с 1 января по 31 марта и с 1 апреля по 31 декабря) с сотрудниками заново заключаются или продлеваются договоры. В результате даже работающие десятки лет (!), то есть фактически постоянные научные сотрудники находятся на положении временных, причем на предельно короткие сроки.
Такая организация дела открыла для государства соблазнительную лазейку. Не раз в НИЧ происходила следующая история.
1. До истечения срока действующего договора (то есть между 1 апреля и 31 декабря текущего года) финансирование НИЧ урезалось. 2. По предложению администрации сотрудники сами писали на себя заявления с просьбой ухудшить свое финансовое положение (перевести себя на меньшую долю ставки), чтобы вписаться в новые, сниженные финансовые объемы. Массовый характер это принимало в конце 90-х и в 2014 г. При нынешнем положении вещей это может повториться в любой момент.
НИЧ появился еще в советские времена. Тогда финансирование было в основном хозрасчетным, теперь - бюджетным. Однако в неизменном виде сохранилось главное: 1) научный сотрудник зависит от текущей ситуации с темами, 2) постоянного статуса он не имеет, 3) непосредственное финансирование фундаментальной науки отсутствует. Ни один из министров образования и науки Украины даже не попытался провести давно назревшие реформы. Вместе с тем, эти реформы на самом деле очень простые и не требуют существенной структурной перестройки.
Основной принцип заключается в том, что финансирование должно состоять из двух частей: постоянной и грантовой. При университетах должны существовать свои исследовательские институты (по аналогии с академической системой), а их сотрудники - иметь статус постоянных, работающих на полную ставку. (В настоящее время в НИЧ дробление ставки ничем не ограничено, и какие-нибудь 0,32 ставки - не редкость).
Общий принцип: договор дороже денег
Если договор уже заключен, никакое министерство не должно уменьшать финансирование. Любые его уменьшения допустимы только после истечения срока действующего договора, оговоренные там условия должны быть безусловно выполнены.
Еще пример. Постановлением Кабмина №76 от 03.02. 2010 г. несколько университетов Украины получили статус исследовательского. Это предполагало, в том числе, удвоение зарплаты и существенное расширение прав автономии. Оно не было выполнено, но и не было отменено. Просто его игнорировали. (См. статью "Статус дороже денег?", ZN.UA, 23.12.2011 г.) И, наконец, постановлением Кабмина №71 от 5 марта 2014 г. его втихомолку отменили.
Закон попирается и на уровне страны в целом. Если по закону науке полагается минимальный процент ВВП, это финансирование должно поступать! Или этот закон уже отменен - столь же тихо, как и постановление о статусе?
Оплата зарубежных командировок
Денег на командировки хронически не хватает. Но оказывается, даже если они есть (такое редко, но бывает), поехать в зарубежную командировку невозможно. Это следует из постановления Кабмина от 25.12.2013 р. №969. Или это Министерство финансов или МОН интерпретируют это постановление удобным для себя образом? В разъяснении (документ 31 - 07250 - 06/23 - 559/8/9), подписанном замминистра В.Коцюбой, говорится, что "обмеження щодо вiдряджень за кордон стосуються виключно державних службовцiв та вiйськовослужбовцiв". Причем тут ученые?
Официально закрепить невозможность поездок ученых за границу - это значит забить со своей стороны окно в Европу, куда Украина вроде бы стремится. ZN.UA уже поднимало этот вопрос (см. статью "Невыездная наука", 24 января 2014 г.) Эта проблема возникла еще при предыдущей власти. С тех пор ничего не изменилось.
Но предположим, что случится чудо, и нелепое ограничение на финансирование поездок ученых будет отменено. Тогда тут же возникнет новое препятствие, которое существовало до вышеупомянутого постановления (пока оно неактуально, так как все равно в оплаченную университетом командировку поехать невозможно). Заключается оно в следующем. В университетах (в тех, что имеют достаточно высокий уровень репутации) обучаются платные студенты. Из их денег формируется так называемый специальный фонд. За его счет еще несколько лет назад поехать в командировку было возможно. Но потом ввели ограничение: поехать за счет этого фонда сейчас могут только преподаватели.
В чем смысл этого абсурдного запрета? Деньги, которые платят студенты, и так идут на зарплату преподавателей. Если при этом остаются еще деньги и на командировки, то почему научные сотрудники, наряду с преподавателями, не могут поехать? Это становится особенно актуальным с учетом того, что других возможностей отправиться в зарубежную командировку у наших ученых может и не быть. Скажем, оргкомитеты международных конференций оплачивают поездки участников лишь в исключительных случаях. Получается, что в экстремальных условиях, в которых оказались ученые Украины, у них отнимают последние шансы. Нужно ли объяснять, что наука и преподавание в университетах должны не противопоставляться, а идти рука об руку?
О критериях отбора
Еще один болезненный момент - неадекватные критерии отбора для финансирования научных программ по грантам. Если речь идет о фундаментальной науке, то критерии должны соответствовать сути дела и заключаться в научной значимости проекта, а также учитывать научный рейтинг авторов проекта (публикации в международных журналах, цитируемость). Все остальное (даже если оно важно само по себе!) учитывать не нужно. Например, не должно быть пункта "Практична цiннiсть для економiки та суспiльства" в проектах по физике. Не должно быть упоминания об учебниках и преподавательской деятельности. Иначе, по нынешним критериям, украинские гранты вряд ли получили бы, скажем, Фарадей, Капица, Ландау или Дирак.
Каждый проект должен быть отрецензирован, причем рецензия предоставляться авторам. Сами рецензии, разумеется, остаются анонимными, но прозрачной должна быть сама процедура. Что получается, когда этого нет, описано в статье "На вас не хватило денег" (ZN.UA, 28 ноября 2013 г.)
Чтобы устранить описанные выше безобразия, не требуется никаких новых финансовых вложений. Это даже нельзя назвать реформами. Требуются только добрая воля, элементарное соображение и следование закону.
Более того, отвлекаясь от конкретики, связанной с теми или иными проблемами, можно высказать ряд общих соображений. Ситуация, когда страна находится в экстремальном положении, чревата тем, что она может вообще лишиться активно работающих ученых, которые просто разъедутся. Чтобы этого не произошло, государство должно пойти на максимальное упрощение всех бюрократических процедур и создание всех мыслимых преференций как для молодых ученых, так и тех, кто добился международного признания и чьими усилиями наука в Украине, несмотря ни на что, поддерживается в каких-то областях на международном уровне.
Науке угрожают как аномально малое финансирование, так и неадекватные бюрократические препоны. Сочетание этих негативных факторов может ее просто добить.