Мне врезалась в память мысль профессора Сергея Рябченко, который в свое время попытался сравнить две науки - физику и экономику: у физики, мол, на четко поставленный вопрос - всегда только одно решение, экономика же позволяет найти несколько ответов. И главное, что все они могут быть правильными. Отсюда и неожиданный вывод: упорно следуй одному из ответов, и ты непременно придешь к положительному результату. Разница будет лишь в скорости!
Почему же мы вот уже семь лет все никак не можем тронуться с места? Может, нет четкой экономической цели? Неужели Президенту и его команде опытные специалисты не расчертили все этапы дороги, по которой следует двигаться?
Впрочем, по Конституции ответ на эти вопросы, как носитель воли народа, должна дать Верховная Рада. Это ее задача - определить стратегию движения общества, направления социально-экономического развития. И такая попытка уже однажды предпринималась. В Верховной Раде работала инициативная группа, которая пробовала создать научно обоснованную стратегию развития Украины. На ее основе предполагалось, что правительство выстроит свою программу действий. Но эта задумка в свое время благополучно, как и многие другие начинания, «почила в бозе».
В нынешней Верховной Раде снова проявился явный интерес к созданию антикризисной программы на основе достижений науки. Я обратился к руководителю подкомитета по доходам бюджета Людмиле СУПРУН, которая возглавила новую инициативную группу, с просьбой рассказать о том, в каком направлении парламентарии собираются вести поиски.
- Еще в 95-м году была создана инициативная группа из числа народных депутатов, которые добились финансирования через государственный бюджет и «Госкомтехинформ» специальной научной разработки. Она называлась «Стратегия развития Украины по достижению среднеевропейских социально-экономических показателей». Александр Мороз поддерживал идею. Руководил разработкой Институт кибернетики. Но когда ученые, финансируемые из государственного бюджета, выполнили часть работы, «Госкомтехинформ» ликвидировали. Вместо него создали Государственный комитет по науке и новым технологиям, который возглавил академик Семиноженко.
По-видимому, народным депутатам, инициировавшим этот процесс, был нужен не результат, а только флаг, с которым они вышли на трибуны. Работа до конца не была доведена. Я беседовала со многими людьми, которые работали в той программе. Они подтвердили, что готовы работать бесплатно, чтобы найти реальный выход из сегодняшней тяжелейшей ситуации. Сейчас такая работа возрождается, но, к сожалению, она идет не как государственный заказ, а как заказ Украинской федерации информатики и системного анализа.
- Какую задачу вы ставите перед этими людьми?
- Главная задача - консолидировать интеллектуальные силы общества и наметить перспективы на ближайшие 4-5 лет. Разработанные проекты должны быть вынесены на всенародное обсуждение. Страна должна себя почувствовать целостным организмом. Единство придет через осознание кризисных процессов, которые неотвратимы и губительны для всех без исключения, через национальную идею, через идею патриотизма.
Привести в нормальное состояние экономику можно только благодаря мощным финансовым ресурсам, интеллекту и науке. Наука не совсем совпадает с понятием «интеллект». Интеллект - это еще и менеджмент, и организационные способности людей.
Приведу пример. В Гайворонском районе Кировоградской области находится завод АО «Актан». Предприятие имеет прекрасную производственную базу, но, к сожалению, у него практически нет финансовых ресурсов. Сейчас рассматриваем проект размещения на заводе ноу-хау - производство индустриальных аккумуляторов. В мире и в Украине потребность в них колоссальная. Это серьезный шаг к использованию солнечной энергии - нетрадиционного и экологически чистого источника.
Производство, которое планируется, при валовом доходе за один год до 300 млн. гривен будет иметь всего 500 рабочих мест. Базовые знания у работников завода неплохие. Дополнительное обучение позволит им работать без всяких проблем. Такая производственная база - путь к возрождению.
- С рабочими и инженерным персоналом в этой схеме развития понятно, но где здесь найдут свое место ученые и изобретатели? Ведь в прошлом году, кажется, у нас продали около 27 лицензий. Это столько, сколько продает неразвитая страна...
- Если считать оборот с помощью лицензий, то мы выглядим действительно в невыгодном свете. Но если подсчитать, сколько выехало наших ученых, инженеров за рубеж и сколько ноу-хау появилось там в итоге «челночного» вывоза, вы получите другие цифры. Задача парламентариев - создать условия для работы талантливых людей у себя в стране.
Мне запомнилась новая технология в пищевой промышленности, разработка которой началась еще в 70-е годы, - сушка сельскохозяйственной продукции с помощью низких температур. В изобретательстве - один в поле не воин. Для того чтобы заработала та технология, нужно было создать целую систему станций заправки жидким азотом. В США такая система создана. Они, если я не ошибаюсь, в год по такой системе продают 45 млн. тонн жидкого азота. Это позволило радикально решить проблему сохранности сельхозпродукции...
А у нас и в лучшие времена производилось чуть больше 100 тысяч тонн жидкого азота - капля в море. В итоге гибнет две трети урожая садов, овощей и многое другое.
Неиспользованные возможности у нас не только в пищевой промышленности. Возьмите производство графита. В Кировоградской области работает единственный в Украине графитовый комбинат, который имеет потенциальную мощность до 60 тысяч тонн в год. В прошлом году он произвел чуть больше 3 тысяч тонн. Однако в последнее время к графиту Украины достаточно большой интерес в мире. Когда мы начали более глубоко изучать проблему, оказалось, что в ближайшие 3-4 года интерес к графиту еще более возрастет, так как о себе заявляет все сильнее графитовая наноэлектроника.
Кстати, для индустриальных аккумуляторов тоже необходим графит. Качество украинского графита прекрасное. По некоторым косвенным факторам уже ощущается интерес к этому комбинату японских бизнесменов. Научное прогнозирование может определить наиболее перспективное направление развития экономики.
- Все, что вы перечислили, требует немалых вложений, а где их взять, когда правительство штопает дыры и не знает, как выплатить пенсии?
- Извне занимать на тех условиях, на которых это делает правительство, - пагубно для экономики. У нас предприятий, которые позволяли бы получать 80% прибыли, нет. Это обман самих себя, нежелание искать нормальные способы решения проблемы неплатежей. Надо искать средства внутри страны - и они есть!
В структуре ВВП, который составляет примерно 100 млрд. гривен, заработная плата или доходы населения составляют 44 млрд. Разделите это на 12 месяцев и получите, что ежемесячно из банков Украины выходит около 4 млрд. наличных денежных средств, которые тут же уходят в теневой оборот. Потому что продукты покупаются на рынке, где нет налогового обложения, кассовых аппаратов. Одежда покупается на рынках, куда она завозится контрабандным способом. Таким же способом вывозятся доходы.
Сейчас нет экономического инструмента, который позволяет проводить безналичные платежи, то есть официальные, проведенные через счета, с которых получены налоги! Однако создать структуру кредитных карточек не так просто. Потому что она требует миллиардных затрат. Можно создать инфраструктуру чеков. Это дешевый способ. Украина может себе позволить внедрить чековую систему. В 92-м году создание такой системы предусматривалось. Кабинеты министров семь раз менялись - некому было исполнить, некому довести дело до конца. Система безналичных платежей позволила бы получить внутренний источник финансирования для кредитования украинского производителя. Это часть комплексного плана преодоления проблемы отсутствия финансирования - все можно было бы решить цивилизованным, не фискальным путем, не карательным способом.
Например, банк «Украина» внедрил новую систему корсчетов в 96-м году. Это позволило ему дополнительно получить ресурсы для кредитования - сумму в 100 миллионов. Казалось бы, чисто технически-организационное решение - и получены деньги для кредитования. Если говорить о внутренних ресурсах в Украине, то они есть. Нужен комплекс мер.
- И что собираетесь делать?
- Необходимо создать временную специальную комиссию по антикризисным законодательным мерам, которая должна работать совместно с исполнительными органами власти. Научно выверенная программа на этот раз должна вывести нашу экономику из кризиса.