Профессиональные отношения между научными учреждениями, учеными Украины и Российской Федерации сложились исторически и представляют значительный взаимный интерес. К сожалению, мы не используем их в полной мере. О значении научных контактов свидетельствует простой перечень того, что удалось сделать за последнее время, когда, на мой взгляд, не уделялось надлежащее внимание этому вопросу.
В 2005 г. планируется продолжение исследований в рамках 10 общих проектов в области тепловизионных систем, биотехнологии, водоподготовки и переработки жидкой смеси, компьютерной оптимизации сахарных заводов, регулирования микроклимата на животноводческих фермах, разработки конструктивных решений ветроэнергетического оборудования нового поколения, экологического мониторинга в пунктах базирования Черноморского флота, разработки информационно-аналитических систем поддержки принятия управленческих решений в реальной системе образования, разработки новых технологий облагораживания цветного камня, разработки природных цеолитов для охраны окружающей среды, а также 30 проектов украино-российской научно-технической программы «Нанофизика и наноэлектроника», рассчитанной на пять лет. С российской стороны научным руководителем программы является лауреат Нобелевской премии, академик РАН и академик НАН Украины Ж.Алферов, а с украинской стороны — академик НАН Украины М.Находкин. Ее выполнение должно поднять электронную промышленность страны. А это и дополнительные рабочие места на производстве, и получение экспортоспособной отечественной продукции, что приведет к закреплению Украины на традиционных рынках СНГ, Балтии, Европы и мира.
В 2005 году по-прежнему остро стоит проблема своевременного финансирования украинской части общих проектов, что отрицательно сказывается на всех сферах деятельности государства: социальной, экономической и т.п.
Украинская часть подкомиссии по научно-техническому сотрудничеству предлагает новому составу правительства поручить центральным органам исполнительной власти, ответственным за научно-техническую политику государств, провести инвентаризацию международных проектов, сосредоточив средства только на перспективных национальных исследованиях, необходимых производителям. До минимума сократить распространившийся за последние пять лет научный туризм в дальнее зарубежье, где показать нам уже нечего (нового не производим, старое — всем известно), а новые технологии (национальное достояние и основу экономической безопасности) никто не даст. Восстановить стратегию научно-технического развития государства. С целью ликвидации дублирования исследований объединить научный потенциал, рассредоточенный среди многих центральных органов исполнительной власти, в рамках единого управления. Пересмотреть учебные программы высшей школы с учетом рыночных изменений, скорректировать приоритетные направления научно-технического сотрудничества, в том числе международного.