Киеву грозит катастрофа

30 ноября, 2007, 13:49 Распечатать
Выпуск № 46, 30 ноября-7 декабря 2007г.
Отправить
Отправить

Причем разразиться она может уже в ближайшее время, если городская власть и впредь будет пренебрегать мнением ученых и компетентных специалистов.

Киевляне ощущают это острее других: в последнее время столица Украины при внешнем благополучии, стремительной застройке высотными зданиями в исторической части города, блеске витрин дорогих магазинов, огромном количестве шикарных иномарок, вытесняющих пешеходов даже с тротуаров, неуклонно превращается в один из самых экологически неблагополучных городов страны. В то же время от жителей других регионов нередко можно услышать, что Киев купается в деньгах. Поэтому, мол, киевляне живут лучше других граждан страны. Однако сами столичные жители были бы только рады, если бы финансовые потоки устремились в другие города. А вместе с ними ушли бы и толпы наглых нуворишей, стада дымящих лимузинов, вечные пробки на улицах. Ну а чего стоят чудовищные небоскребы для приезжих богачей, уничтожающие сам дух древнего города!..

Так дальше жить нельзя! — с подобными протестами выходит на улицы все больше жителей микрорайонов, где уничтожаются парки и озера, вырубаются деревья и уничтожаются памятники истории. При этом люди понимают, что бороться с отдельными хищниками, захватывающими лакомые куски столичной земли и городского имущества, зачастую при явном попустительстве властных структур, бессмысленно. Для этого должны существовать другие механизмы. Но какие? Как выработать стратегию спасения города?

Собственно, об этом и шла речь на очередном собрании клуба «Девятая цивилизация». Его «фирменная» черта — возможность оспорить устоявшиеся истины, свергнуть идолы стереотипов, вынести на суд читателей альтернативную точку зрения на обсуждаемую проблему. Идеи, высказанные на заседании клуба профессором Киевского национального университета строительства и архитектуры, лауреатом Государственных премий Украины в области архитектуры Владимиром НУДЕЛЬМАНОМ и генеральным директором компании по управлению проектами строительства Дмитрием СУМСКИМ, весьма креативны и позволяют сделать главный вывод: чтобы улучшить ситуацию в столице, следующего мэра нужно избирать на основании принципиально иных критериев.

/img/st_img/2007/675/675-13f01-.jpg
/img/st_img/2007/675/675-13f01-.jpg
Владимир Нудельман
В.Н. — Уникальность Киева сформировалась благодаря сочетанию редких природных ландшафтов и культурных памятников мирового значения. Духовную ауру, присущую нашему городу, нельзя потерять. К сожалению, все то, что происходит в столице, дает основания говорить о потерях не только в социальном, экономическом, психологическом плане, но и об угрозе национальной идентичности, месту Украины в общемировом цивилизационном процессе.

Столица — как крупнейший город Украины, наиболее значимый финансовый и культурный центр — очень притягательна для инвестиций. Поэтому, хотя в Киеве живет лишь шесть процентов населения страны, здесь концентрируется две трети ее финансовых ресурсов, сосредоточено 40 процентов затрат на инновации, треть строительных объемов. Такое однополюсное развитие приводит к нарастанию асимметрии в уровнях жизни столицы и регионов. А это чревато социальным взрывом.

Недавно я побывал на международном форуме по региональной политике. Когда слушаешь канадцев, венгров, поляков, становится обидно за державу — у них под региональную стратегию выделяются деньги, а у нас разрабатываются какие-то проекты, привлекается множество иностранных консультантов, но вся эта бурная деятельность не учитывает интересы киевской общины, а деньги идут не в бюджет города и страны, а в различные финансово-бюрократические группы.

Город при этом развивается хаотически. Столичная власть даже не смогла предусмотреть резкий всплеск автомобилизации. С 2000 года в городе фактически удвоилось количество машин. В то же время сорвано строительство мостов, транспортных развязок, метрополитена. Сейчас ведутся разговоры о строительстве тоннелей под Днепром. Это очередная попытка отвлечь внимание от настоящей работы…

— Киевляне возмущены разбазариванием киевской земли. Если бы у руководства городом был рачительный хозяин, не равнодушный к его завтрашнему дню, то, наверное, он не позволил бы так, как это делается сейчас, относиться к ценнейшему богатству — от операций с «золотыми» столичными сотками наполнялась бы казна, и деньги шли бы на благоустройство, на улучшение условий жизни людей.

В.Н. — Киев официально получает ничтожные проценты от операций с землей, которая так ценится инвесторами, — где-то 100 млн. долл. в год. Я посчитал, что стоимость киевской земли — примерно треть триллиона долларов. Если положить эту сумму в банк под семь процентов, получим миллиарды вместо жалких грошей. Это огромные деньги, которые проходят мимо киевского бюджета. И потому-то киевляне нищие по сравнению со столичными жителями развитых стран, хотя вокруг вроде бы шелестят купюры.

Как ни странно, Киев с экологической точки зрения стал одним из самых опасных городов Украины. Есть официальные данные о плотности вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу на один квадратный километр. В Киеве этот показатель в четыре (!) раза больше, чем в целом по стране. Причем это касается загрязнений только от стационарных источников. Если учесть, что в городе 800 тысяч автомашин и каждая выбрасывает за год в атмосферу тонну вредных веществ, то можно представить, какой смог висит над городом.

С моей точки зрения, Киев находится в системном кризисе: экономическом, социальном, экологическом, транспортном. Причем количество жителей города уже превысило то, что намечалось в Генплане, а вся коммунальная инфраструктура осталась та же. Сейчас новое строительство «садится» на старые и уже изношенные сети. Это очень опасно.

/img/st_img/2007/675/675-13f02-.jpg
/img/st_img/2007/675/675-13f02-.jpg
Дмитрий Сумской
Д.С. — Со времен мэра Згур­ского мало что строилось комплексно из инженерной инфраструктуры. Возьмем, к примеру, Осокорки на Харьковском массиве. Они развивались на всем готовом, заложенном еще в советское время: канализация, тепло, инженер­ные коридоры. Выполнялись только локальные проекты сооружения инженерных сетей, поэтому новым объектам уже некуда подключаться. И не приходится удивляться, что одна аварийная ситуация следует за другой. Технику не обманешь — нельзя передать по кабельной линии большую мощность, чем та, на которую он рассчитан. К счастью, в советское время все делалось с запасом прочности, и только это спасает. Но инженерные сети находятся на пределе…

— Это показали уже первые сильные снегопады, когда целые микрорайоны оказались обесточенными, без подачи воды и тепла. А чего можно ожидать, если опять разбушуется стихия?

В.Н. — Все это результат отсутствия стратегического видения у городской власти. Сейчас город фактически на пороге исчерпания земельных участков, более легких для освоения. Еще при мэре Омельченко обсуждалось предложение о расширении границ города. Киев якобы не может развиваться, и поэтому ему нужно прирезать территорию: присоединить к столице приднепровскую полосу — от Вышгорода до Новоукраинки, а на западе — вплоть до речки Ирпень. То есть забрать самые ценные земли, тем самым продолжая политику, которая проводилась и раньше. Но это ущемляет интересы не только местных жителей, но и киевлян, так как они лишаются естественных рекреационных угодий. Кроме того, эти земли потребуется осваивать за счет городского бюджета в ущерб острым проблемам внутри столицы.

Большой город — это умение жить вместе. Если мы простым административным решением превратим жителей прилегающих сел в киевлян, то естественные различия создадут угрозу сохранения духовной ауры столицы. И с точки зрения интересов жителей пригородной зоны это тоже плохо: люди лишаются своего главного ресурса — земли. Кроме того, они несут потери в социальном плане — у жителей пригородных районов имеется право на большие земельные участки, у них меньше плата за электроэнергию, сельские врачи и учителя имеют льготы по коммунальным платежам. Почему они должны всего этого лишиться?

— По прогнозам некоторых высокопоставленных экономистов, через два-три года в Киеве будет 6—7 миллионов жителей, в его границы войдут Вышгород, Обухов, Борисполь, Бровары, а через семь — десять лет 70—75 процентов населения Украины будет жить в крупных мегаполисах. Как вы относитесь к такой перспективе?

В.Н. — Не дай бог, чтобы такой прогноз осуществился. Ведь это приведет к деградации большинства поселений страны. В последние годы происходит массовая скупка и подготовка к застройке территорий в пригородной зоне. При этом нарушаются законы. Например, мораторий на продажу сельхозугодий. Кроме того, есть постановление Верховной Рады, согласно которому все такие сделки по земле являются незаконными, есть Земельный кодекс, гласящий, что «зеленые зоны» относятся к рекреационным территориям, которые нельзя использовать не по назначению.

Д.С. — Есть много ценных земель, изменение целевого использования которых, согласно Земельному кодексу, возможно только с разрешения Верховной Рады. Обошли и это, опять-таки в ущерб жителей пригородной зоны, у которых даже традиционный уклад жизни нарушается: крестьяне не могут зайти в лес, подойти к реке — все стало частным.

— И они становятся маргиналами — не горожанами и не крестьянами…

В.Н. — С моей точки зрения, Киев обладает значительными территориальными ресурсами. Правда, они требуют больших усилий для их освоения и потому не обещают сверхприбылей. Например, реконструкция районов «хрущевок». Но прежде всего нужно договориться о приоритетах — о миссии города. Киев в силу ограниченности ресурсов и в силу того, что мы хотим сохранить его уникальность, не может вместить все то, что на него грузят. Нельзя вынести за пределы города природные ландшафты, Лавру, Святую Софию и другие памятники древности. Но можно вынести министерства, административные учреждения, которые управляют областью.

Киев отличается от других европейских столиц насыщенностью производственных территорий, к примеру, у нас много площади занято под воздушные линии электропередач (ЛЭП). Их можно убрать с поверхности под землю и освободить эти территории…

Д.С. — За последние десять лет осуществлены ряд проектов по кабелированию воздушных линий электропередач напряжением 35 кВ и 110 кВ. Сегодня ведется проектирование по ряду объектов, замены воздушных участков ЛЭП 110 кВ на кабельные, что выгодно и инвесторам, и эксплуатационным организациям: освобождаются земли под застройку, уменьшаются охранные коридоры, эксплуатационники получают качественно новые технологические объекты и меньшие риски повреждаемости кабельных линий в отличие от воздушных. Данные проекты очень актуальны и выгодны как городу, так и инвесторам, но, к сожалению, без системного комплексного решения проблем электроснабжения и теплоснабжения все сложнее локально выполнять данные работы.

В.Н. — В городах такого калибра, как Киев, должны развиваться экофильные, малоресурсные виды деятельности, дающие высокий выход добавленной стоимости на единицу ресурса и обеспечивающие киевлян работой в соответствии с их амбициями и профессиональным уровнем. То есть Киев в перспективе — это, безусловно, не промышленный центр…

— Но есть же в городе и современные предприятия: «Сатурн», завод им. Королева, «Маяк» и т. д.

Д.С. — Они уже работают далеко не на полную мощность. К тому же их директора сдают в аренду помещения и поток финансов проходит мимо казны города. Эти «передовые» предприятия выполняют роль офисов или складских помещений, причем никто не хочет вкладывать деньги в их развитие. Задачу нужно решать радикально. И начинать нужно с программы насыщения города такими видами деятельности, которые дают большой доход, безопасны, привлекательны для людей и позволяют наращивать функции Киева как образовательного, культурного, инновационного, туристического, финансового, но не промышленного центра.

— Как это ни странно, по известному «закону Паркинсона» научное учреждение лучше всего работает, пока у него недостроено помещение. Кстати, опыт киевских НИИ подтверждает этот иронический закон — институты НАНУ, которые в 70-е годы переехали за город, начали работать интенсивнее, чем те, что остались в центре столицы. Сегодня обсуждается вопрос о выселении из центра Киева нескольких академических научных учреждений, что вызвало шквал протестов.

В.Н. — Еще лет тридцать назад был предложен вариант — построить возле села Песковка, что по Варшавской трассе, нечто вроде Оксфорда, Калтеха или Академгородка, успешно работающего под Новосибирском. Но из этого ничего не вышло.

Личные, бытовые мотивы ака­демической верхушки взяли перевес.

Д.С. — Как и с переселением министерств, о чем уже столько писали, кстати, и в «ЗН». Хотя проблема еще более усугубляется. Кабмин сейчас выселяют — его здание ставят на капитальный ремонт. На этот период для правительства собираются построить помещение в Музейном переулке. Но было бы рациональнее сразу кардинально решить вопрос. К сожалению, у нас в стратегическом плане ничего не делается.

В.Н. — Поэтому считаю: избирательную кампанию нужно строить по-другому, чтобы новые кандидаты в мэры не подманивали народ гречкой, шпротами или еще чем-то. Надо прежде сформулировать Программу развития Киева, обсудить ее в территориальных общинах и затем предложить кандидатам в «отцы» города, чтобы они знали, как сами киевляне видят будущее города. И надо выбрать того, кто предложит наиболее реалистичную программу с четкими сроками выполнения. Ежегодно мэр должен отчитываться о ходе ее реализации. Если не выполнил — до свидания!.. Избирателей не обманешь, они быстро поймут, на чье благо он работает, — города и его жителей или же ради собственного кармана. И в контракте с мэром должно быть обозначено: если он не выполнил принятые на себя обязательства, то добровольно уходит с доверенного ему высокого поста. Чтобы не было соблазна любыми способами уцепиться за власть…

По-моему мнению, Киев обладает значительными внутренними резервами, чтобы развиваться по инновационному пути, не выходя за пределы города. Как показывает опыт стран Запада, там люди зрелого, пожилого возраста предпочитают поселяться за городом, где менее напряженный ритм жизни. В Германии, Испании и других странах существуют ассоциации или союзы муниципалитетов в пригородной зоне. Они добровольно объединяются для решения общих проблем развития. Почему мы не можем это сделать, ведь соответствующая законодательная база у нас имеется?

— У нас владельцев несчастных Русановских садов не могут убедить, чтобы проложить метро…

В.Н. — Здесь все гораздо проще — городская власть не хочет решать этот вопрос. В Земельном кодексе и в Конституции записано, что для общественных нужд земля может изыматься. Единст­венное требование — нужно возместить ущерб по рыночной цене. Владелец может подать в суд только в случае оспаривания суммы компенсации, но не может оспорить сам факт изъятия земли для государственных нужд.

Д.С. — Если хотели часть Пи­рогово «откусить», то сделали это, несмотря на громкие протесты общественности. А в приведенном вами случае сверхприбылей не предвидится, так что и желания проявить характер у представителей власти нет.

Кстати, в качестве ярких примеров стратегических ошибок в развитии города можно привести развитие Троещины и Позняков—Осокорков. Начали мощную застройку и заселение Троещины, хотя туда не было транспорта, не говоря уже о метро. Сейчас обещают провести подземку к 2012 году. На Позняки—Осокорки метро есть, но рассчитано оно на пять вагонов. Когда-то сэкономили, а теперь это сказывается неудобствами для жителей большого массива и города. Идет наращивание жилья путем нанизывания на существующую линию. Вообще, когда превалируют сегодняшние интересы над стратегией и перспективой, сталкиваемся с ошибками, которые исправить очень сложно.

В.Н. — Потенциальные стратегические ошибки сегодня совершаются в пригородных зонах. Недавно в СМИ сообщалось, что Бориспольский район разработал концепцию развития до 2025 года. При этом руководство района заявило, что у них сегодня 53 тысячи жителей, а через 18 лет будет 530 тысяч. Для них планируется построить три новых города с застройкой в 16—35 этажей и выше. Это нарушение, поскольку законом предусмотрено соблюдение режима пригородной зоны. Среднестатистический город-миллионник потребляет за год приблизительно 10 млн. тонн кислорода. А воспроизводит на своей территории только 30 тысяч тонн. Для восполнения дефицита нужно открытое пространство в 20—25 тыс. кв. км.

То, что у нас делается с точки зрения прогнозов развития — это сотворение мифов. Сегодня нужны интегрированные прогнозные документы для Киева и пригородных зон, где учтены общие интересы и показаны пути решения проблем. Нужно сделать зоннинг на всю территорию Киева и пригородной зоны. Для этого территория делится на определенные зоны и в каждой определяются стандарты застройки.

У нас под Киевом четверть мил­лиона садовых участков. В пиковый день туда выезжает до миллиона людей. Но то поколение, на которые были рассчитаны такие участ­ки, уходит. На летних дачах нет элементарного комфорта: воды, канализации. Это опять-таки крупный резерв для нового строитель­ства. Сегодня богатые люди там строят роскошные особняки. Но им приходится делать автономные источники для удовлетворения своих бытовых нужд. Какой выход?

Надо понять, что дешевых территорий уже не будет и надо осваивать имеющиеся с учетом интересов примыкающих к участкам сел. Нужна специальная программа для этого.

— Но люди приватизировали эти участки…

В.Н. — По Земельному кодексу, сегодня и частное лицо имеет право скупать земельные участки садов без ограничения размеров. Кстати, пожилые люди с удовольствием избавляются от них. Это процесс не насильственный, не скоротечный. Но тем не менее здесь должна быть программа, учитывающая разные условия освоения таких территорий, интересы окружающих населенных пунктов, и по этому пути нужно идти. Нельзя такую клоаку оставлять под Киевом. По степени загрязненности почв пригородная зона у нас превышает самые страшные бидонвили, от которых стараются избавиться города бедных стран.

Д.С. — Один из вариантов — построить городки и предоставить людям льготные ссуды, чтобы они могли со временем выкупить в них жилье. Это решило бы проблемы пожилых людей — они бы переехали поближе к природе.

В.Н. — Для этого нужно предусмотреть возможность кредитов. Но это все составляющие системы, которая пока еще не создана и даже не разработана. За ее разработку нужно браться уже сейчас, но для этого у городского руководства должны быть политическая воля и желание решить эту задачу. Пока этого не видно. И вообще-то это должны делать не отдельные люди, а крупные строительные фирмы, способные создать нулевой цикл, о котором индивидуалы-застройщики и не мечтают. Надо расчистить территорию, подвести коммуникации, построить учреждения обслуживания.

— Вот мы опять натолкнулись на организационные проблемы. Видимо, можно сделать вывод, что на нынешнем этапе именно здесь открываются главные резервы?

В.Н. — Может быть, следует начать с принятия решения о том, что с первого января 2008 года прекращается выделение новых земельных участков? И сделать все то, о чем мы уже сказали выше.

Д.С. — Это возможно только в том случае, если наверху будет стоять волевой человек, способный все реализовать во благо людей.

В.Н. — Несомненно одно — пришло время действовать, полагаясь при этом на интеллект и профессионализм, а не на популистские обещания. Уверен, что порядочные люди — политики и специалисты — готовы откликнуться, и уже сейчас начать «проектировать» нового мэра. Мы должны выбрать его под конкретную программу, разработанную в интересах киевлян, обязав ежегодно отчитываться перед общиной. В этой программе должны быть четко обозначены приоритеты, в особенности то, что, несмотря на масштабную застройку поверхности, не уделялось надлежащего внимания подземной инфраструктуре. Боюсь, что вскоре наступит момент, когда это аукнется…

— И когда это может случиться?

Д.С. — Скорее всего, зимой. Все коммуникации сильно изношены. Может отказать канализация, теплоснабжение. И если в доме еще можно как-то согреться, то самое страшное — больницы, школы, детские садики...

— Печальный вывод. Выходит, что Киев стоит на пороге техногенной, экологической, социаль­ной и транспортной катастрофы?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК