Начиная с 2014 г., в Украине произошел ряд знаковых событий на евроинтеграционном направлении, которые могли бы существенным образом улучшить состояние сферы науки и технологий. Речь идет, прежде всего, о подписании Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и Соглашения между Украиной и ЕС об участии Украины в программе ЕС "Горизонт-2020". Благодаря этому Украина стала страной-участницей Европейского исследовательского пространства (ЕИП), получив на уникальных условиях ряд возможностей для развития научной и инновационной сфер.
Но вместе с тем ситуация в этой сфере с 2014 г. значительно ухудшилась. В частности, наукоемкость ВВП уменьшилась с 0,65% (2014 г.) до 0,56% (2016-й). Реформа научной сферы, начатая новым Законом "О научной и научно-технической деятельности", тормозится, в частности из-за его неудовлетворительного внедрения. А это, в свою очередь, приводит к дальнейшей потере кадрового потенциала отечественной науки и снижению ее конкурентоспособности на мировом уровне. Почему же возможности, полученные нами в результате заключения евроинтеграционных соглашений, до сих пор не реализованы, и что можно сделать, чтобы переломить негативную тенденцию?
Доклад Платформы гражданского общества (ПГО) Украина-ЕС "Имплементация евроинтеграционных реформ в сфере науки и технологий" можно рассматривать как попытку ответить на эти вопросы. Ее обсуждению, в частности, было посвящено 5-е заседание ПГО - органа, созданного в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Платформа гражданского общества состоит из представителей гражданского общества Украины и членов Европейского экономического и социального комитета (ЕЭСК). На заседаниях Платформы представляются тематические доклады от украинской стороны и ЕЭСК, целью которых является углубленный анализ отдельной сферы в контексте выполнения Соглашения об ассоциации и конкретные рекомендации исполнительным структурам Украины и ЕС. Текст Доклада о науке доступен по ссылке.
Разберемся, что должен был бы означать евроинтеграционный выбор Украины для сферы науки и технологий, и попытаемся понять, почему ситуация не улучшается.
В ЕС политика развития науки и технологий является согласованной. В частности, была разработана Дорожная карта Европейского исследовательского пространства на 2015-2020 гг. и ряд методологических документов и индикаторов, по которым Европейская комиссия отслеживает прогресс 28 стран ЕС и 13 ассоциированных стран, включительно с Украиной. Эти документы позволяют сформулировать возможности для Украины в сфере науки и технологий, которые дает системная реализация избранного курса:
Участие в формировании стратегии развития науки и технологий ЕС и согласование с ней соответствующей национальной стратегии.
Внедрение европейских принципов независимого оценивания научной деятельности и процедур по обеспечению ее качества.
Определение приоритетных направлений развития инновационных секторов экономики Украины в ЕИП в рамках Стратегии разумной специализации.
Согласование государственных целевых научных и научно-технических программ с программами других стран ЕС, а также формирование международных научных сетей.
Доступ к современной исследовательской и электронной инфраструктуре ЕС с созданием национальных узлов.
Приобщение к единому рынку исследователей.
Доступ к открытым данным и знаниям в цифровом Едином рынке Европы.
Обеспечение перехода от коммерциализации результатов исследований к их совместному внедрению и использованию в общих инновационных экосистемах.
Казалось бы, такой перечень возможностей должен был бы стимулировать активные действия власти, направленные на их реализацию. Почему же этого не происходит?
Во-первых, создается стойкое впечатление, что мы до сих пор не определились, какую страну строим. Наши европейские коллеги констатируют, что, несмотря на богатое научное наследие и относительно хороший уровень образования, со времени провозглашения независимости так до сих пор и непонятно, имеет ли Украина выраженную политическую волю и план построения экономики, базирующейся на знаниях. Несмотря на подписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС и регулярную уплату взноса за участие в "Горизонте-2020", системного подхода в интеграции в ЕИП до сих пор нет (это признает даже правительство). Можно привести ряд иллюстраций. Лишь в конце 2017 г. разрабатывается Дорожная карта интеграции Украины в ЕИП. Два года понадобилось Украине, чтобы начать формировать свое представительство в программных комитетах "Горизонт-2020", но до сих пор не определены представительства в восьми группах ЕИП по согласованию общей научной политики. А в группе по развитию Европейских исследовательских инфраструктур Украина отказывается от участия в статусе с решающим голосом и самостоятельно снижает свой статус до наблюдателя. Критическая проблема старения исследовательской инфраструктуры Украины из года в год лишь констатируется, хотя системная картина того, что мы имеем, так и не появилась. Вместе с тем никаких шагов в направлении использования внешних ресурсов, в частности Европейских исследовательских инфраструктур, не сделано. Далее: экономия средств и отсутствие непосредственных результатов государственных целевых научно-технических программ стали причиной прекращения их финансирования. Но почему тогда участие в многосторонних европейских совместных программах, имеющих целью решение глобальных вызовов, не рассматривается как следующий этап развития нынешних билатеральных программ, у которых нет четких целей, общих способов использования результатов и международной оценки качества проведенных исследований?
Еще одно. Правительство говорит о необходимости привлечения молодых талантов, но не обеспечивает привлекательности карьеры ученого. До сих пор не приведен в норму вопрос научных стажировок и командировок, что усложняет международное сотрудничество. Европейские принципы открытого, прозрачного и меритократического найма на работу не используются. Гендерный аспект вообще не обсуждается. Мы даже не пытаемся перенимать лучшие практики у европейских коллег, хотя участие в "Горизонте-2020" должны были бы рассматривать, прежде всего, как возможность учиться лучшим практикам! Конечно, хорошо, что правительство определило направление инновационного развития экономики приоритетным хотя бы после 2020 года. Но непонятно, почему не ведется работа в направлении парадигмы "Открытых инноваций" и "Открытой науки". Формирование соответствующей цифровой инфраструктуры ЕС - Европейского облака открытой науки - идет полным ходом, а мы остаемся в стороне. Правительство, а с ним и общество, находится в парадигме сырьевой экономики XX в. (3-го технологического уклада). Очевидно, это главная причина неиспользования возможностей ЕИП, функционирующего на основах 6-го технологического уклада.
Действия правительства напоминают старый анекдот времен СССР. Политбюро ЦК КПСС решило изучить опыт европейских стран о безопасности движения. Определили, что в Великобритании уровень безопасности движения самый высокий, а следовательно, предлагается внедрить соответствующие правила в СССР. Но для этого необходимы кардинальные изменения, в частности переход с правостороннего движения на левостороннее. А это делать сразу как-то страшно. Поэтому решено внедрять новации постепенно: сначала на левостороннее движение перевести только грузовой транспорт и посмотреть, какие будут результаты...
Несмотря на печальные реалии, надо понимать следующее. ЕИП не является абстрактным термином. Оно имеет четко определенную организационную структуру, согласованную политику и приоритеты развития, систему финансовой поддержки, а также систему его использования для инновационного развития и решения глобальных вызовов. Если внимательно посмотреть на приоритеты ЕИП, приведенные выше как возможности для Украины, то они подчиняются простой формуле, которая используется Обществом Макса Планка. Лучшая наука делается лучшими учеными, имеющими доступ к лучшей исследовательской инфраструктуре и необходимые ресурсы для привлечения талантливой молодежи. Самых лучших ученых определяют лучшие международные эксперты. Это остается основой развития науки и сегодня. Изменения касаются ускорения обмена знаниями через государственные границы, способов использования научных исследований и их коммерциализации ("Открытая наука" и "Открытые инновации").
Украина уже является членом Европейского исследовательского пространства. Мы уже платим средства за возможность использовать эту мощную платформу для обретения новых навыков с целью развития науки и сотрудничества с ростками инновационных предприятий в условиях новой промышленной революции. Так почему бы не воспользоваться этим шансом?
Таким образом, доклад украинской стороны Платформы гражданского общества Украина-ЕС "Имплементация евроинтеграционных реформ в сфере науки и технологий" следует рассматривать не как описание утраченных возможностей за три года. Он может служить планом действий для органов власти. Будем надеяться, что к данным рекомендациям наконец прислушаются. Ведь только системные действия могут спасти ситуацию и обеспечить развитие украинской науки.