ДВИГАТЕЛЬ БИЛЬДИЯ

01 августа, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 31, 1 августа-8 августа 1997г.
Отправить
Отправить

Странная вещь - прогресс техники. Двигатель Стирлинга - так называемый двигатель внешнего сгорания - намного старше двигателя внутреннего сгорания...

Странная вещь - прогресс техники. Двигатель Стирлинга - так называемый двигатель внешнего сгорания - намного старше двигателя внутреннего сгорания. Ему уже около 200 лет. Среди достоинств машины называется высокая экологичность, нетребовательность к виду топлива (способен работать от соляры и керосина до торфа и кизяков!), достаточно высокий КПД, который будто бы явно выше, чем у более современных бензиновых двигателей.

И все же эти преимущества и почтенный возраст не стали поводом для особого уважения к двигателю в среде создателей новой техники. Есть у него недостатки, перечеркивающие все его достоинства, - двигатель слишком тяжел и громоздок. Пока его модели в большинстве случаев создают только на фабриках учебного оборудования лишь для того, чтобы продемонстрировать студентам. Мол, есть и такой динозавр. Внешне он весьма похож на прабабушку всех нынешних двигателей - паровую машину. Производит приятное впечатление простотой конструкции и добротной архаичностью - стоит только подвести пламя свечи под цилиндр с воздухом модели этой машины, крутнуть маховое колесо, и мы сможем убедиться, что двигатель работает!

Впрочем, ныне даже специалисты очень редко знают, как устроена эта странная машина. По большому счету ее давно списали с корабля технического прогресса. Промышленность может похвалиться лишь единичными примерами использования двигателя для практических целей.

И все же все это, вроде бы, не помешало американцам использовать его на подводных лодках и даже в торпедах. Среди более-менее реальных достижений приводится пример фирмы «Филипс», которая в 37-м году использовала двигатель Стирлинга для зарядки электрических батарей. Вроде бы был достигнут весьма впечатляющий результат - в цилиндрах объемом в 1 литр удалось добиться мощности в 200 лошадиных сил. Для этого в качестве рабочего тела применялся водород или гелий, сжатые до 200 атмосфер. Понятно, что реализация подобной идеи могла бы внести революционные преобразования в дело строительства подводных лодок.

По слухам, и у нас кто-то из николаевских судостроителей ухитрился поставить этот двигатель на подводную лодку. Но то ли эти работы были чрезмерно засекречены, то ли это одна из тех многочисленных легенд, которые родились среди инженеров по причине все той же невероятной секретности, но до сих пор никому не удалось разыскать какие-нибудь доказательства этих достижений...

Впрочем, двигателю Стирлинга везло на слухи, мифы и недоразумения с первых дней. Достаточно сказать, что даже тот факт, что двигатель носит имя монаха Стирлинга, считается гримасой судьбы, так как изобрел его вовсе не монах, и не Стирлинг...

Вот уже несколько лет в Киеве ведется работа над совершенно сумасшедшей идеей создания двигателя, который вобрал бы в себя достоинства двигателя Стирлинга, но был бы при этом гораздо более легким и миниатюрным. Нет, назвать лишь двигателем то универсальное механическое устройство, которое здесь разрабатывали, это значит ничего не сказать или попросту приуменьшить абрисы грандиозного замысла.

Вначале, когда «двигатель Бильдия», окрещенный так по имени его автора - Николая Николаевича Бильдия, появился только в чертежах, отношение к нему у большинства было скептическое: «Вот попробуй сделать ЭТО в железе, и тогда посмотрим - будет оно крутиться или нет».

Вскоре идею воплотили. Правда, не в железе, а в «виртуальной реальности». Можно было включить компьютер и на экране оного увидеть, как работает двигатель, - вращался центральный вал с шаром, вокруг него по хитрой схеме ходило уплотняющее кольцо и таким образом решались сложные задачи по преобразованию возвратно-поступательного движения во вращательное, которое выполняют в привычных моторах внутреннего сгорания сочетание множества хитромудрых деталей - цилиндров, поршней, колец и т.д.

Но эксперимент на экране дисплея для большинства - это все равно, что обед по телефону, - насытиться им трудно. Сколько ни показывали - даже маститые доктора и академики с трудом представляли, что за невиданный механизм им демонстрируют. Скепсис на этой стадии работы преодолеть не удалось. Настроение резко изменилось, когда был создан первый образец из металла. Теперь устройство уже можно было потрогать, более того, померять мощность. Такая материализация идеи сомнений не оставляла: двигатель - это реальность, с которой нужно считаться.

Работа перешла на другую стадию - теперь группа ученых и изобретателей совершенствует технологию изготовления, улучшает параметры самого двигателя, выясняет возможности его применения. На кон поставлено очень многое - если удастся довести двигатель до промышленной кондиции, доказать его преимущества в деле и запустить серию, то, как надеется коллектив разработчиков, у машиностроительных заводов Украины сразу же появится чрезвычайно высокотехнологическая продукция, с которой они смогут выйти на международный рынок. Емкость рынка по самым скромным подсчетам оценивается десятками миллиардов долларов. На доведение своего детища «до ума» изобретателям необходимо 20 миллионов гривен.

Фонд «Новотех», в рамках которого идет разработка этой и некоторых других проектов, не обращается за помощью. Здесь считают, что необходимые средства они заработают с помощью продажи продукции на основе своих новейших технологий. Первый образец оригинального насоса, созданного здесь, уже запускается в серию и к следующему весенне-летнему сезону должен порадовать огородников и фермеров. Чтобы оценить его достоинства, представьте - в этой машине всего 7 деталей. Опытный экземпляр прекрасно справляется с задачами совершенно универсального насоса, который готов выполнять десятки самых различных операций на небольшом участке. В конструкцию насоса положен все тот же принцип, на основе которого сейчас отрабатывается принципиально новый двигатель.

Как сообщили в «Новотехе», выручки от реализации этого уникального насоса хватит, чтобы развивать дальнейшие исследования. Ну а успех в создании двигателя способен принести такие дивиденды, что тогда явью станут самые фантастические мечты...

Не будем дальше фантазировать вместе с новотеховцами. Прогнозы - вещь ненадежная. Гораздо больше убеждает другое - изобретатели «Новотеху» поверили. Недавно из Москвы приехал один из известнейших российских изобретателей и заключил с украинским фондом договор на право использования всех его изобретений. На ревнивый вопрос представителей других государственных и частных организаций, почему пакет ценнейших изобретений доверен именно «Новотеху», москвич ответил: «Знакомство с идеями, которые здесь разрабатывают, убедило меня в том, что этим людям можно доверить то, чему я посвятил всю свою жизнь».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК