В январе 2018 г. КМУ утвердил долгожданную Концепцию цифровой экономики и общества, основанной на Цифровой адженте Украины, разработанной еще в 2016 г., и мероприятия по ее реализации. В рамках гармонизации с европейскими научными инициативами предлагается принять участие в развитии Европейского облака открытой науки и Европейской инфраструктуры данных, а в п. 23 мероприятий речь идет о необходимости разработать в первом квартале 2018 г. проект акта Кабинета министров Украины об участии в Европейской облачной инициативе, которая состоит из этих двух инфраструктур.
В марте 2018 г. Коллегия МОН наконец утверждает Дорожную карту интеграции Украины в ЕИП (ERA-UA), где в приоритете 5б "Открытая наука и цифровые инновации" указано, в частности, участие в построении Европейского облака открытой науки (EOSC - European Open Science Cloud) и построение Национального хаба EOSC на основе принципов FAIR. Тем временем, представляя дорожную карту интеграции в ЕИП (Европейском исследовательском пространстве), М.Стриха заявил, что это стратегический документ для долгосрочного планирования и разработки дальнейших действий. То есть рано обрадовались.
Тем временем в ЕС выходит документ "Имплементация дорожной карты EOSC". В ЕС, как и у нас, политика Европейского облака открытой науки находится на пересечении политики Европейского исследовательского пространства (у нас это входит в сферу ЦОИВ МОН) и Стратегии цифрового единого рынка (у нас - в сферу ЦОИВ МЭРТ). Поэтому рабочая группа НАН Украины решила не учитывать скептицизм заместителя министра М.Стрихи, начала двигаться вперед и в определенный срок разработала проект Постановления КМ Украины о построении Национального облака открытой науки (НООН), интероперабельной к Европейскому облаку. В начале апреля документ передали в МЭРТ на согласование. 5 июля на первом заседании созданного Координационного совета по цифровой экономике и обществу под председательством первого вице-премьер-министра С.Кубива были созданы рабочие группы по внедрению концепции, в частности и рабочую группу "Цифровизация науки и Облако открытой науки". В рабочую группу вошли представители НАН, МОН, Научного комитета Национального совета по вопросам развития науки и технологий Украины, бизнеса, общественных инициатив. Главой рабочей группы стал исполнительный директор Hi Tech Office А.Бирюков. За это время уже прошел второй саммит EOSC, значительно конкретизировавший трехуровневую схему управления EOSC, а представители соответствующих проектов "Горизонт 2020" EOSC hub, EOSCpilot и OpenAire Advance представили свои достижения в развитии EOSC. Разработчики проекта акта КМ Украины также смогли внести некоторые изменения и разослать проект членам рабочей группы для согласования.
Рассмотрим основные инфраструктуры и сервисы, которые должны войти в EOSC, и их взаимодействие между собой в ЕС, а также и наличие аналогичных элементов для построения Национального хаба в Украине.
Если не вдаваться в детали более тесного взаимодействия между элементами и некоторого перекрытия их функций за последние годы, то инфраструктуру данных EOSC можно представить как многослойный трюфельный торт, в котором вертикально торчат глубоко воткнутые шоколадные листики.
Первый горизонтальный слой снизу "Сеть" - оптоволоконная научно-образовательная сеть, в Европе - GEANT и национальные сети NREN. В Украине есть две сети: УарНЕТ, курируемая НАН Украины, и УРАН, курируемая МОН.
Второй слой, "Вычисление", представляют е-инфраструктуры для вычисления и обработки данных для любых научных дисциплин, в Европе это сеть PRACE и Федерация инфраструктур распределенных грид и облачных вычислений, обработке и хранению данных - EGI. В Украине есть только Украинский национальный грид (УНГ), построенный по модели EGI.
Третий слой, "Данные", представляют е-инфраструктуры, предоставляющие сервис по обмену и сохранению данных как независимо от дисциплин, так и со специфическими отличиями для некоторых широких сообществ. Под термином "данные" в EOSC следует понимать непосредственно данные исследований, "софт", архивы протоколов и рабочих процессов исследований и публикации, содержащие интероперабельные метаданные для разных репозиториев мира. В Европе такими е-инфраструктурами являются EUDAT для данных разных сообществ и OpenAire для данных, протоколов и публикаций исследований. В Украине аналогичной инфраструктуры национального уровня пока что нет, поскольку Национальный репозитарий текстов не отвечает требованиям совместимости, принятым в OpenAire. Репозитарии научных институтов и отдельных университетов имеют лишь определенный массив интероперабельных цифровых текстов.
Четвертый слой, "Инструменты и сервисы", - это тематические сервисы и инструменты, которые разрабатывают виртуальные организации, структуры e-Science, модель которых распространена, например, в Нидерландах; центры компетенции исследовательских инфраструктур. Это обычно "платформы как сервис" и "софт как сервис". В Европе наиболее известной структурой, предоставляющей доступ к большому количеству применений, является INDIGO Data Cloud. В Украине такой структуры нет.
Шоколадными листками в многослойном торте являются исследовательские инфраструктуры в определенной научной дисциплине, назовем их вертикальными исследовательскими инфраструктурами, в отличие от многодисциплинарных горизонтальных е-инфраструктур. Вертикальные исследовательские инфраструктуры, с одной стороны, используют многодисциплинарные горизонтальные е-инфраструктуры (слои торта), а с другой - предоставляют тематические данные, сервисы и платформы для общего использования с помощью собственной вертикальной цифровой инфраструктуры. Вся инфраструктура такого торта, предоставляемая для общего использования и управления, и является Европейским облаком открытой науки, или e-infrastructure Commons (термин 2013 г.).
Модель построения Национального облака открытой науки (первые шаги)
Рабочая группа НАН Украины в предоставленном в МЭРТ проекте постановления КМ Украины предложила внедрить прямо сейчас минимально жизнеспособную систему EOSC в Украине - Национальный хаб EOSC на основе имеющихся е-инфраструктур и модели "объединенного облака EGI". Предлагается:
обновить оборудование на ресурсных центрах УНГ и развернуть объединенную облачную инфраструктуру в двух региональных (в Харькове и Львове) ресурсных центрах и Базовом координационном центре (в Киеве), которые войдут в общий пул ресурсов Национального хаба;
сертифицировать его в EOSC Hub и EGI;
обеспечить общее участие в центрах компетенции исследовательских инфраструктур EOSC Hub для доступа к тематическим сервисам, а также в соответствующих цифровых инновационных хабах EOSC Hub вместе с бизнесом;
обновить оборудование и систему управления оптоволоконными каналами УарНЕТ, которые использует УНГ, до 300 Гб/с;
отработать механизм использования услуг EUDAT по обмену и хранению данных для сети центров коллективного использования оборудования;
обеспечить интероперабельность Национального хаба с распределенными репозиториями хранения данных, софта и публикаций в рамках OpenAire;
внедрить обучение профессии "стюард данных" для уменьшения культурного разрыва между учеными и провайдерами инфраструктуры (согласно оценкам Еврокомиссии, нужно иметь одного стюарда данных в каждой научной дисциплине на 20 ученых);
масштабировать эту систему еще на девять ресурсных центров УНГ, сертифицированных в EGI как грид-сайты, а следовательно имеющих опыт сотрудничества и соответствующих специалистов.
Представительство в EOSC, создание и обеспечение модели устойчивого финансирования, управление общими ресурсами и последующее присоединение и развертывание других исследовательских и е-инфраструктур требует формирования легкой системы координации, например трехуровневой, как в EOSC (в окончательном варианте система управления EOSC не должна существенно отличаться от системы управления современного Интернета):
форум стейкхолдеров: провайдеры ресурсов и сервисов (на первом этапе -только тех, кто обеспечивает минимально жизнеспособную систему), пользователей ресурсов (на первом этапе - проводящих высокоинтенсивные вычисления и предоставляющих собственные данные для обработки). Форум стейкхолдеров формирует зеркальные с форумом EOSC рабочие группы;
совет НООН: министр МЭРТ - ЦОИВ по развитию цифровой экономики и общества (определяет единую точку представительства в EOSC), высшие руководители главных распорядителей государственных средств и других заинтересованных должностных лиц;
исполнительный комитет НООН: 10 человек, по количеству рабочих групп EOSC, которые должны сопровождать сервисы НООН на ежедневной основе, а потому должна быть предусмотрена оплата их труда. Избрание членов исполнительного комитета предлагается по процедуре избрания Научного комитета Национального совета.
Вопрос открытия данных до принятия повестки дня "Открытая наука" на законодательном уровне может решаться на индивидуальном уровне и на добровольной основе.
МОН формирует "масло масляное"
20 июля выходит статья в ZN.UA, которая в первой части в основном дает достоверный фактаж происходящего в ЕС. Во второй части статьи есть попытки доказать, что нам участвовать в EOSC преждевременно. Разберем основные положения доказательной базы экспертов МОН.
Европейское облако открытой науки не отвечает классической облачной инфраструктуре.
Да, это отметили эксперты ЕС еще в 2016 г. Слово "облако" здесь не технология, а метафора. Хотя строится инфраструктура EOSC, как и облачная инфраструктура, по единым принципам библиотеки лучших практик ІТ-инфраструктур - ITIL v.3. Старое название EOSC - e-infrastructure Commons (описание см. выше).
EOSC не е-инфраструктура, а исследовательская е-инфраструктура.
Определение исследовательских инфраструктур (например, в "Горизонт 2020", как и в законодательстве Украины) включает, в частности, как исследовательское оборудование, так и инфраструктуры вычисления, то есть и е-инфраструктуры. А значит, предложенный термин - из разряда "масло масляное". Обособление е-инфраструктур от остальных исследовательских инфраструктур необходимо, чтобы подчеркнуть предоставление общих сервисов е-инфраструктурами для исследований, независимо от научных дисциплин, в которых они применяются (см. выше горизонтальные е-инфраструктуры). Определение е-инфраструктур: комбинация цифровых технологий, вычислительных ресурсов и коммуникаций для поддержки общей работы и исследований.
Фрагментация исследований в Европе выше, чем в Украине, а потому для Украины это не так актуально.
Это абсолютизация одной из существующих проблем. Тем временем главные проблемы, для решения которых вводится EOSC, - экспоненциальный рост данных, их потеря по разным причинам, особенно имеющих решающее или гиперкритическое значение, низкий уровень доступности к данным, невозможность нахождения и использования автоматами и роботами, что актуально для новой промышленной революции, в частности для развития искусственного интеллекта, то есть имеет общий характер.
Единственная польза от Украинского облака открытой науки - это создание в Украине закрытого виртуального пространства.
Открытая наука полезна для мира в целом. Она способствует преодолению культурного и технологического разрыва между странами и регионами. Слаборазвитые страны получают значительно больше от внедрения приоритетов Открытой науки. EOSC и НООН не предусматривают их использование для обороноспособности государств, то есть для данных, закрытых по соображениям национальной безопасности. Наука в Украине и так находится в реальной изоляции в мире из-за низкого финансирования и материально-технического обеспечения, а EOSC должны решить проблему изоляции относительно доступа к данным и международным цепочкам создания добавленной стоимости.
У нас не реализован принцип Открытой науки, и непонятно, когда это произойдет, а потому EOSC несвоевременно.
То есть, это экспертный вывод официальных представителей МОН как ЦОИВ, что они не намерены это внедрять, независимо от принятого государством курса на европейскую и евроатлантическую интеграцию. В 2017 г. на саммите стран G7 рекомендовали развивать Открытую науку и глобальные исследовательские и е-инфраструктуры. Новая рамочная программа FP9 имеет целью реализовать новую концепцию развития ЕС: Открытые инновации, Открытая наука, Открытость к миру. Возможен первый вывод: МОН не планирует принимать участие в Программе FP9 или неэффективно будет использовать средства, выделяемые на членский взнос.
ЕС еще строит EOSC и будет строить до 2020-го. Поэтому можно подождать.
Аксиома при внедрении ІТ-инфраструктур: построение и внедрение новых технологий на 20% зависят от технологии, а на 80% - от людей, задействованных как провайдеры технологий и как пользователи. Новые навыки, приобретение новых знаний, изменение социальных отношений требуют много времени. Украина не сможет построить НООН по процедуре мгновенного переключателя.
Результаты
На первом заседании рабочей группы "Цифровизация науки…", кроме проекта Постановления КМУ от рабочей группы НАН Украины, появилась презентация Концепции от МОН о реализации государственной политики в сфере развития украинских исследовательских е-инфраструктур на период до 2020 г. на трех слайдах. Здесь снова напрашивается выражение "масло масляное", но уже обогащенное глубоким философским смыслом, на что указывают такие фразы: "необходимость системного видения и будущей визии"(?) и необходимость "самоидентификации НО (научных организаций) или УВО (учреждений высшего образования) как отдельных исследовательских е-инфраструктур" (наверное, это из концепции А.Маслоу о фундаментальных проблемах человека!?). Решение именно этих проблем, по мнению экспертов МОН, создаст "согласованную систему взаимодействия отдельных украинских исследовательских е-инфраструктур с учетом современных практик стран ЕИП".
На рисунке презентации один раз упоминается УООН (это сокращение Украинского облака открытой науки - закрытое виртуальное пространство?), которым руководит МОН, а в основном отмечается, что система должна зарабатывать (?) сама на основе грантов для сотрудничества ученых и исследовательских е-инфраструктур. В течение месяца продолжались консультации и встречи между членами рабочей группы НАН Украины и работниками и руководителями директората науки МОН, но эксперты МОН с неизменным упорством стояли на своем и не желали рассматривать по сути другое предложение. Обсуждались и дополнительные вопросы об интеграции УНГ в EGI.
Каков вывод? Руководство МОН не хочет строить НООН, причем на имеющихся уже в Украине е-инфраструктурах, а планирует лишь реализовывать государственную политику в сфере развития (непонятных) украинских исследовательских е-инфраструктур. В результате жестко встал вопрос о внесении изменений в п. 23 плана мероприятий по реализации Концепции развития цифровой экономики и общества Украины на 2018–2020 гг. (одобрена распоряжением КМУ от 17 января 2018 г. № 67-р):
предложение МОН - изложить его в такой редакции: разработка проекта акта КМУ об утверждении Концепции развития украинских исследовательских инфраструктур на среднесрочный период (?), срок реализации - II квартал 2019 г., главный ответственный - МОН вместо МЭРТ, и из перечня ответственных изъять Национальный совет (по согласию);
предложение НАН Украины - разработка проекта акта КМУ о построении Национального облака открытой науки, срок реализации - IV квартал 2018 г., ответственные МЭРТ, МОН, НАН Украины, Национальный совет (по согласию) или Научный комитет Национального совета.
Свое мнение по поводу важности НООН высказал в открытом письме Научный комитет (НК) Национального совета по вопросам развития науки и технологий. Письмо направили во все правительственные структуры и комитеты Верховной Рады, причастные к евроинтеграции в целом и интеграции науки. В открытом письме Научного комитета, в частности, отмечалось, что НК поддерживает проект акта КМ Украины о построении НООН и обращает внимание на необходимость быстро создать этот инструмент для обеспечения участия Украины в будущей рамочной программе Horizon Europe (FP9), которая предусматривает, что Дорожная карта ЕИП 2015–2020 уже будет введена на Европейском и национальном уровнях, и страны готовы к достижению целей открытой науки и открытых инноваций (это два столпа новой рамочной программы).
Но МОН проигнорировало и это обращение, и утвержденную Коллегией МОН Дорожную карту интеграции Украины в ЕИП. Стало понятно, что руководство МОН - сторонник местечкового подхода в государственном управлении наукой, и на практике - противник интеграции в Европейское исследовательское пространство.
А как реагирует НАН Украины, которая в советские времена всегда была участницей больших международных (насколько это тогда было возможно) проектов? Отдельные члены рабочей группы НАН Украины предложили вариант протокола, где учитывались бы оба предложения, а именно пункт 2 (предложение НАН Украины) остается в п. 23 плана мероприятий Концепции цифровой экономики, а пункт 1 (предложение МОН) добавляется к п. 26 плана мероприятий Концепции цифровой экономики, где рассматриваются вопросы развития твердых и мягких цифровых инфраструктур, то есть полностью отвечает тексту предложения МОН. Но после дополнительных консультаций в руководстве НАН Украины решили не раздражать МОН, даже не посылать (!) это предложение в МОН, а полностью согласиться с текстом, изложенным в пункте 1 (см. выше), с незначительным приложением, наверное, чтобы сохранить лицо, - как основой для формирования Национального облака открытой науки. Таким образом, пока не построят исследовательские е-инфраструктуры ("масло масляное") после второго квартала 2019 г., Национальное облако строить не будут. Поскольку же сопредседателем рабочей группы по цифровизации науки становится глава директората по науке МОН, то можно сказать: до свидания, новая рамочная программа Европы!
Сразу приходит в голову старый анекдот. Оккупанты заходят в селе в хаты и говорят: "Завтра на площади вас будут вешать. Вопросы есть?" В ответ: "Есть. А веревку и мыло с собой приносить - или будут выдавать?"
Так что стоит вопрос: кто хуже? Палач украинской науки - МОН или тот, кто готов принести веревку?
Остается последняя надежда на Национальный совет по вопросам науки и технологий, у которого фактически три головы. Первая голова - премьер-министр - председатель Нацсовета, вторая - МОН - председатель Административного комитета, третья - председатель Научного комитета. Первой голове не до науки, вторую все устраивает, поскольку она получила хорошую возможность говорить, что все акты согласованы с научным сообществом, так как присылают их в Научный комитет с предписанием рассмотреть срочно за три дня. Что будет делать третья голова? Займет собственную активную позицию или позицию тех, кто веревку приносит с собой?
Наверное, как насмешка над нашими потугами заставить МОН, МЭРТ и КМУ выполнять свои обязанности, на электронную почту поступило приглашение на рабочее совещание E-IRG (группа стран ЕС и Ассоциированных стран по политике развития е-инфраструктур), где в программе мероприятия, в разделе "Лучшие практики построения НООН", стоит выступление министерства науки и технологии Эфиопии с презентацией успехов в развитии Африканского облака открытой науки.