АРХЕОЛОГИ В АКВАЛАНГАХ

Всем, наверное, известна телеверсия подводных исследований «команды Кусто». Но не только французы умеют нырять. Есть искатели истины на морском дне и у нас. Причем правы были те, кто сказал, что она в вине. Именно благодаря их «философскому» взгляду на жизнь, моря и по сей день хранят бесценные образцы гончарного искусства времен античности и средневековья.

С 1991 года подводные археологи Киевского университета имени Т.Шевченко ведут исследования шельфа Южного берега Крыма по теме: «Морская торговля Таврики в античную эпоху и средние века», которые позволяют в настоящий момент реконструировать историю и динамику морских торговых связей этого района Крыма, найти и обследовать затонувшие корабли, несущие исторические сведения, получить которые при наземных раскопках невозможно.

В настоящее время подводная археологическая экспедиция Киевского университета - единственная в Украине, которая непрерывно ведет исследования в течение последних восьми лет на Черном море. Опубликованы научные статьи, сняты научно-популярные фильмы, археологический материал введен в научный оборот, идет обмен информацией с Институтом морской археологии Техасского университета (США) и Ливерпульским университетом.

В этом году экспедиция приступает к новой исследовательской программе на Черном море «Подводные раскопки торгового корабля XIII-XIV веков». На вопросы корреспондента «ЗН» отвечает научный сотрудник кафедры археологии и музееведения Киевского университета им. Т.Шевченко С.ЗЕЛЕНКО.

- Сергей Мусиевич, где вы планируете проводить исследования в этом году?

- Рядом с Судаком находится поселок Новый свет, где есть удобная бухта, которая в древности служила стоянкой для кораблей. Здесь мы и хотим провести исследования. Тем более, что предварительные археологические разведки в 1997-1998 годах предполагают нахождение остатков кораблекрушения XIII-XIV веков (были обнаружены амфоры этого исторического периода). Дальнейшие исследования могут дать более точную датировку. Возможно, удастся свести историческую хронику с полученными результатами исследований. Наметки в этом плане у нас уже есть. Нужно только, как говорится, опуститься и поднять…

- В каком составе будет работать экспедиция?

- Еще десять лет назад при кафедре археологии университета был создан центр подводной археологии. За эти годы мы исследовали Южный берег Крыма (Херсонес, Гурзуф, Алушта, Коктебель и т. д.). Естественно, состав экспедиции менялся. У нас были и студенты, и аспиранты, и выпускники. Сейчас получился сборный состав. Не обязательно нужно быть подводным археологом, чтобы участвовать в экспедиции. Проще говоря, для многих это означает провести свой отпуск, свое свободное время не просто лежа на пляже, а в поисках исторической тайны.

В этом году мы выходим на тот уровень, когда можем провести в комплексе исследования не только археологические, но и экологические, биологические и др. (в экспедиции будут участвовать геологи, географы, биологи и т. д.). Помощь нашим исследованиям начал оказывать Научный центр Военно-морского флота Украины.

- Что вам удалось обнаружить в прошлом году?

- Мы обследовали береговую черту от мыса Меганом до мыса Киик-Атлама, который замыкает Коктебельскую бухту. Этот район восточного Крыма привлек внимание исследователей уже давно. Это связано с вопросом местонахождения античного Афинеона (порт скифо-тавров) и средневековых Фулл. На счету подводной археологической экспедиции - исследования скал Адалар (места гибели древних кораблей) и локализация античного порта Лампада возле горы Аю-Даг. Аквалангистам также удалось исследовать подводную гряду, на которой находилась древняя пристань, и найти в бухте под плато Тепсень места с средневековым керамическим материалом. Интересной для исследователей была находка места гибели корабля VII-VIII века с грузом амфор у входа в бухту. На поверхности дна аквалангисты увидели разбросанные и разбитые средневековые амфоры, недалеко от них из песка выглядывал якорь. Береговую черту археологи также исследовали металлоискателем «Spectrum XLT». Найденный археологический материал был передан в музей заповедника «Кара-Даг». Исследования этого района планируется продолжить и в этом году. Предполагаю, что эта работа будет нелегкая, поскольку для скифов-тавров были характерны не стационарные, как у греков, полисы, а временные поселения. Корабли же XIII-XIV веков практически еще не исследовались никем. Поднять один из них и сделать экспозицию в музее - это наша мечта. Ведь современный Крым очень хромает (не в пример мелкому предпринимательству) в плане культурного досуга, туризма. Хотелось бы, чтобы людям было о чем рассказать, кроме как о дегустации крымских вин.

- Наверное, вы мечтаете также найти подводные сокровища?

- Золото в Крыму практически не добывалось, был натуральный обмен. Потому рассчитывать на сокровища не приходится. Кроме того, закон простой: археологи на работе, поэтому даже 25% им не положено. Нам интереснее научная информация - она дороже. Ведь найденная нами монета может иметь значительно большую нумизматическую ценность, чем золото (в древности, кстати, оно было не очень качественным). Поэтому мы рассчитываем больше на археологические находки, которые бы могли пролить свет на некоторые исторические факты и темные пятна истории.

- Где вы берете средства на исследования? Или, может, вам помогают спонсоры?

- Это самая больная тема. Если говорить о спонсорах, то дела наши обстоят все хуже и хуже. Начиная с 1991 года находились отзывчивые люди. Сейчас их дефицит говорит о всеобщем упадке государства, которому также не до финансирования научных исследований. Почти начисто исчезло такое понятие как меценатство.

Университет выделил нам помещения, предоставляет бесплатное пользование бассейном. Есть у нас и оборудование, которое мы пытаемся обновить с помощью спонсоров. То есть общая структура у нас есть, но университет еле сводит концы с концами, не выплачиваются зарплаты, не может он выделять средства и на исследования. Как это ни парадоксально, помогают нам чаще бывшие студенты университета. В конце хотел бы подчеркнуть, что археология - это та часть исторической науки, которая дает непосредственно факты. Это разведка, без которой историки не могут делать какие-либо выводы. Письменные источники уже все обработаны. Добыть новую информацию для истории представляется возможным только археологическим путем. А мы добытчики этой информации. Чтобы учебники истории пополнялись, их было интересно читать и чтобы мы знали историю своего края и народов, которые его населяли в древности. Надеюсь, что после возвращения из экспедиции будет более подробный материал.

- Счастливого вам плавания и интересных находок!