Алла Емец: "Максимальная открытость и прозрачность — основные принципы деятельности Национального фонда исследований Украины"

Поделиться
Алла Емец: "Максимальная открытость и прозрачность — основные принципы деятельности Национального фонда исследований Украины"
На научном поле нашего государства появился новый игрок - Национальный фонд исследований Украины (НФИУ).

На научном поле нашего государства появился новый игрок - Национальный фонд исследований Украины (НФИУ).

Предполагается, что уже с 2019 года он начнет предоставлять гранты в поддержку научных исследований и разработок. 4 июля с.г. Кабинет министров Украины принял долгожданное решение и утвердил Положение о НФИУ.

На вопросы о деятельности нового фонда мы попросили ответить главу рабочей группы по разработке основополагающих документов Национального фонда исследований, члена Научного комитета Национального совета по развитию науки и технологий, члена-корреспондента НАН Украины, доктора биологических наук Аллу Емец.

- Алла Ивановна, вокруг НФИУ было много дискуссий. В чем причина проволочек с созданием фонда?

- Прежде всего, это связано с ходом событий в последнее время. Закон Украины о научной и научно-технической деятельности был принят в 2015 году. Но лишь спустя два года, 9 августа 2017-го, правительство утвердило состав Национального совета Украины по развитию науки и технологий. Национальный совет как консультативно-совещательный орган, образованный при Кабинете министров Украины, состоит из Научного и Административного комитетов. Что касается фонда, то именно Научный комитет по закону отвечает за его создание, то есть является основным разработчиком ряда документов, в частности Положения о Национальном фонде исследований. Первое учредительное заседание Научного комитета состоялось в начале сентября 2017 года. Сразу после этого несколько членов Научного комитета были приглашены на встречу с представителями Немецкого научно-исследовательского общества (DFG), пребывавшими в то время с официальным визитом в Украине, представителями Посольства Германии в Украине и научными активистами для обсуждения вопроса создания будущего Национального фонда исследований Украины и консультаций с немецкими коллегами по этому поводу, а также организации семинара для членов научного комитета и широкого круга представителей научного сообщества. Директор DFG по международным вопросам доктор Йорн Ахтенберг согласился на проведение этого мероприятия, однако предупредил, что к началу семинара Научный комитет должен разработать проект Положения о Национальном фонде исследований Украины, и спросил меня прямо: "Вы сможете это сделать? Только на таких условиях мы финансово поддержим организацию мероприятия, иначе его проведение окажется неэффективным".

Предполагается, что уже с 2019 года он начнет предоставлять гранты в поддержку научных исследований и разработок. 4 июля с.г. Кабинет министров Украины принял долгожданное решение и утвердил Положение о НФИУ.

На польско-украинском семинаре 2017 года, где обсуждали Нацфонд исследований
На польско-украинском семинаре 2017 года, где обсуждали Нацфонд исследований

На вопросы о деятельности нового фонда мы попросили ответить главу рабочей группы по разработке основополагающих документов Национального фонда исследований, члена Научного комитета Национального совета по развитию науки и технологий, члена-корреспондента НАН Украины, доктора биологических наук Аллу Емец.

- Алла Ивановна, вокруг НФИУ было много дискуссий. В чем причина проволочек с созданием фонда?

- Прежде всего, это связано с ходом событий в последнее время. Закон Украины о научной и научно-технической деятельности был принят в 2015 году. Но лишь спустя два года, 9 августа 2017-го, правительство утвердило состав Национального совета Украины по развитию науки и технологий. Национальный совет как консультативно-совещательный орган, образованный при Кабинете министров Украины, состоит из Научного и Административного комитетов. Что касается фонда, то именно Научный комитет по закону отвечает за его создание, то есть является основным разработчиком ряда документов, в частности Положения о Национальном фонде исследований. Первое учредительное заседание Научного комитета состоялось в начале сентября 2017 года. Сразу после этого несколько членов Научного комитета были приглашены на встречу с представителями Немецкого научно-исследовательского общества (DFG), пребывавшими в то время с официальным визитом в Украине, представителями Посольства Германии в Украине и научными активистами для обсуждения вопроса создания будущего Национального фонда исследований Украины и консультаций с немецкими коллегами по этому поводу, а также организации семинара для членов научного комитета и широкого круга представителей научного сообщества. Директор DFG по международным вопросам доктор Йорн Ахтенберг (Dr. Jörn Achterberg) согласился на проведение этого мероприятия, однако предупредил, что к началу семинара Научный комитет должен разработать проект Положения о Национальном фонде исследований Украины, и спросил меня прямо: "Вы сможете это сделать? Только на таких условиях мы финансово поддержим организацию мероприятия, иначе его проведение окажется неэффективным". Все присутствующие посмотрели тогда на меня и сказали: "Да, мы думаем, она справится". Что я могла ответить? "Хорошо, попытаюсь". Это была непростая задача, но я очень благодарна всем людям, которые откликнулись на мою просьбу проконсультировать меня и помочь подготовить первый вариант проекта Положения о фонде, который затем передали всем членам Научного комитета для внесения изменений, дополнений и изменений.

В конце ноября доработанный проект положения, разработанный Научным комитетом, передали в Кабмин. А дальше по процедуре - в Министерство образования и науки, с поручением доработать нормативно-правовой акт и направить его еще раз, но уже в установленном порядке (то есть непосредственно от МОН) в Кабмин.

Именно так начиналась работа над созданием фонда. У нас тогда еще не было помещения, где мы могли бы собраться для работы, не было ни компьютеров, ни принтера, ничего. Приходилось проводить консультации в кафе, со своим компьютером на коленях набирать и редактировать текст, бегать по рабочим кабинетам или искать свободный стол где-то в институтах или на кафедрах, чтобы внести правки и дополнения в документ. Была чрезвычайно напряженная работа, но мы невероятно благодарны людям, которые в тот момент подставляли нам свое плечо, советовали, подсказывали, помогали и, главное, очень поддерживали в самом начале процесса.

Далее мы настояли на том, чтобы вопрос о создании Национального фонда вынесли на первое заседание Национального совета Украины по развитию науки и технологий, состоявшееся 16 января 2018 года, и попросили у премьер-министра Владимира Гройсмана политической поддержки и содействия в создании фонда, на что он дал согласие. С февраля по май, то есть почти четыре месяца, мы согласовывали проект Положения о фонде с различными заинтересованными сторонами (МОН, Минэкономразвития, Минюстом, Минфином и НАН Украины), шлифуя каждую фразу с профильными экспертами и юристами. И вот 4 июля на заседании правительства решение о создании Национального фонда исследований Украины было принято и сразу подписано премьером.

- Одни это событие восприняли с восторгом, другие - со скепсисом: мол, еще одна бюрократическая структура. Есть опасения, что НАНУ и другим научным организациям финансирование урежут, а средства направят в НФИУ.

- Во-первых, начнем с того, что в соответствии со статьей 49 Закона Украины "О научной и научно-технической деятельности", пунктом 12 Положения о Национальном фонде исследований Украины, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины №528 от 4 июля 2018 года, Национальный фонд исследований Украины является главным распорядителем бюджетных средств. Размер бюджетного финансирования НФИУ будет ежегодно определяться в Законе Украины о Государственном бюджете Украины отдельной строкой. Государство обеспечивает финансирование Национального фонда исследований Украины в соответствии с рекомендациями Национального совета Украины по развитию науки и технологий.

При этом в статье 48 закона, в частности, указано: "Увеличение объема грантового финансирования не может происходить за счет уменьшения базового финансирования основной деятельности научных учреждений, научных организаций и научных исследований в высших учебных заведениях, уровень которого учитывает ежегодный индекс инфляции. Расходы на научную и научно-техническую деятельность за счет государственного бюджета являются защищенными статьями расходов бюджета".

На днях мы подготовили Обоснование размера расходов на осуществление грантовой поддержки Национальным фондом исследований Украины, в котором отмечаем, что, согласно распоряжению Кабинета министров Украины №275-р от 03.04.2017 года "Об утверждении среднесрочного плана приоритетных действий правительства до 2020 года и плана приоритетных действий правительства на 2017 год", еще во время подготовки проекта Государственного бюджета Украины на 2018 год должно быть запланировано дополнительное ассигнование на обеспечение деятельности НФИУ и обеспечение базового финансирования научной деятельности высших учебных заведений. В среднесрочной перспективе - увеличение объема финансовой поддержки научной и научно-технической деятельности за счет средств общего фонда государственного бюджета до уровня не менее половины процента ВВП; объем финансовой поддержки научных и научно-технических проектов через Национальный фонд исследований должен возрасти до 10–15% от общего объема финансирования научной деятельности за счет общего фонда государственного бюджета.

Согласно информации, присланной Минфином в Научный комитет, расходы на науку за счет общего фонда на 2018 год должны составить 6,1 миллиарда гривен, а на функционирование НФИУ в 2019 году должно быть направлено не менее 920 миллионов (это 15 процентов от общего объема финансирования научной деятельности за счет общего фонда государственного бюджета в 2018 году).

В соответствии с Рекомендациями Итогового отчета независимого европейского аудита национальной системы исследований и инноваций Украины, подготовленного комиссией независимых экспертов и ведущих специалистов профильных министерств стран ЕС для Европейской Комиссии, "...Украине необходимо повысить качество и значение научной и научно-технической деятельности путем финансирования конкурентных исследований, и Национальный фонд исследований должен стать мощным лидером изменений и учреждением, которое будет бороться за проведение реформ в системе науки и технологий Украины". В этих же рекомендациях указано, что для финансирования деятельности и обязательств НФИУ нуждается в значительном бюджете.

Конкурсное финансирование научных исследований должно достичь 40%. Для достижения этой цели предлагается постепенно увеличивать долю конкурсных расходов на исследования до 20% в 2018 году; 30 - в 2020-м и 40% в 2022 году соответственно. Поскольку 2018-й пропущен, то, соответственно, такой расчет следует вводить уже с 2019 года, когда начнет работу Национальный фонд.

Учитывая вышесказанное, по нашим расчетам, на осуществление грантовой поддержки Научный комитет просил бы на 2019 год не менее 900 миллионов гривен. Однако на заседании правительства прозвучала и в прессе фигурирует цифра 600-
700 миллионов. То есть в пределах, рассчитанных НК, и тем, что озвучено, и должен состоять бюджет Нацфонда на 2019 год, с постепенным увеличением в последующие годы.

- Какая принципиальная разница НФИУ от ГФФИ? В чем заключается его особый статус?

- Начнем с того, что ГФФИ создан для поддержки фундаментальных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Национальный фонд исследований Украины создается для поддержки как фундаментальных в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук, так и прикладных научных исследований и научно-технических (экспериментальных) разработок по приоритетным направлениям развития науки и техники.

Нынешний ГФФИ Украины является государственной научной организацией, относящейся к сфере управления Министерства образования и науки Украины. Национальный фонд исследований Украины - государственное бюджетное учреждение, и функции по управлению фондом выполняет Кабинет министров Украины. Соответственно, в отличие от ГФФИ, ​​Национальный фонд исследований - главный распорядитель бюджетных средств.

С лауреатом золотой медали им. В. Вернадского, канадским профессором Дж. Федаком и его семьей, 2018 г.
С лауреатом золотой медали им. В. Вернадского, канадским профессором Дж. Федаком и его семьей, 2018 г.

При этом следует заметить, что вновь создаваемый Национальный фонд исследований является правопреемником прав и обязанностей Государственного фонда фундаментальных исследований. Это означает, что все проекты ГФФИ, ​​которые должны быть профинансированы в следующем году, будут профинансированы Нацфондом.

Структура фонда предполагает, что его органами управления будут: председатель (глава Научного совета фонда), Наблюдательный совет (члены Научного комитета Национального совета по развитию науки и технологий); Научный совет и дирекция.

Научный совет НФИУ - это коллегиальный орган управления фондом. В состав научных советов секций фонда избираются ученые, имеющие весомые научные достижения, безупречную научную репутацию и доверие в научной среде. Выбирать их будет Научный комитет, поскольку, по закону и положениям, он выполняет функции Идентификационного комитета фонда.

Глава НФИУ, его замы и члены Научного совета фонда будут исполнять свои обязанности на общественных началах, так же, как и члены Наблюдательного совета (Научного комитета). Дирекция будет состоять из 60 человек. Сотрудники дирекции НФИУ будут штатными работниками фонда как государственного бюджетного учреждения. Исполнительный директор НФИУ должен избираться на конкурсной основе научным советом фонда и назначаться на должность Кабинетом министров Украины сроком на пять лет. Кандидатуру на должность исполнительного директора НДФУ согласовывает Наблюдательный совет фонда. В случае несогласия Научным советом фонда подается другая кандидатура.

Персональный состав выбранного в установленном порядке Научного совета НФИУ будет утверждать Кабмин по предложению Национального совета по развитию науки и технологий. Научный совет будет возглавлять глава фонда, которого он выберет из своего состава. Глава фонда назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом министров Украины. Глава фонда назначается на должность сроком на три года и может пребывать в должности не более двух сроков. Заместителями председателя Научного совета НФИУ будут главы научных советов секций фонда, которых избирают из своего состава научные советы секций фонда. Персональный состав Научного совета НФИУ будет обновляться каждые два года не менее чем на 50 процентов. Члены Научного совета фонда не смогут выполнять свои обязанности более двух сроков.

Координацию и контроль над деятельностью фонда будет осуществлять наблюдательный совет. То есть если что-то в работе фонда пойдет не так, мы, соответственно, будем подправлять. Так что будет создана довольно прозрачная структура. Подробнее все эти вещи прописаны в Положении о Национальном фонде исследований.

- Каковы источники формирования средств НФИУ? Кто будет определять объем бюджетного финансирования и каким оно может быть в 2019 году?

- Средства НФИУ формируются за счет средств государственного бюджета; добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе нерезидентов Украины; а также других источников, не запрещенных законодательством Украины.

Размер бюджетного финансирования Национального фонда исследований Украины ежегодно определяется в Законе Украины о Государственном бюджете Украины отдельной строкой. Государство обеспечивает финансирование НФИУ согласно рекомендациям Национального совета Украины по развитию науки и технологий.

Научный комитет уже подготовил письмо в МОН с просьбой оказать содействие в решении вопроса бюджетного финансирования фонда на 2019 год, в частности, попросил помощи в осуществлении подготовки и включения бюджетного запроса в предложения проекта Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2019 год", с учетом того, что Национальный фонд исследований является главным распорядителем бюджетных средств. Также мы предоставили свои расчеты и видение размера финансирования фонда на следующий год, эти цифры я уже озвучила ранее.

- Какие направления работы НФИУ, на ваш взгляд, должны стать приоритетными на начальном этапе - поддержка научных исследований и разработок, развитие исследовательской инфраструктуры или что-то другое?

- Конечно же, это поддержка научных исследований и разработок, а также поддержка молодых ученых, чтобы остановить утечку мозгов за границу и чтобы у них не возникало желания уходить из науки в другие сферы деятельности. Улучшение инфраструктуры также является насущной проблемой, поскольку современные научные исследования в таких естественных науках, как, например, физика, биология и химия, не могут выполняться на устаревшем оборудовании или при его отсутствии, а также при отсутствии качественных реактивов, как это сейчас бытует во многих научных учреждениях. Это катастрофическое состояние в науке надо немедленно менять, если мы хотим иметь научные результаты мирового уровня.

Даже наши немецкие коллеги из DFG при встрече нам откровенно говорили: "Мы готовы с вами сотрудничать, но сначала подтяните уровень финансирования ваших ученых в стране, найдите соответствующие источники финансирования, чтобы ваши ученые могли на равных конкурировать с западными коллегами, объясните чиновникам, насколько важно для дальнейшего развития страны вкладывать средства в науку".

- На Научный комитет Нацсовета возлагается огромная ответственность и одновременно почетная миссия - формирование состава Научного совета НФИУ. Какие предусмотрены критерии и требования к кандидатам в члены Научного совета?

- Прежде чем сформировать критерии и требования к кандидатам, члены Научного комитета проводили открытые консультации с мировыми и отечественными научными организациями. В частности, в октябре 2017 года мы организовали и провели украинско-немецкий семинар Principles of Research Funding in Germany and Implementation of Science Reform in Ukraine, куда пригласили представителей DFG и австрийского фонда исследований, а также представителей Министерства образования и науки, Министерства финансов и других организаций, представителей научной общественности и СМИ, чтобы обсудить лучшие практики создания подобных фондов исследований, по каким правилам и процедурам они формируют уставные органы своих фондов, по каким критериям определяют и отбирают кандидатов, как осуществляется финансирование и бюджетирование проектов, процесс принятия решений по программам конкурсов и т.п. По инициативе МОН в декабре прошлого года был проведен украинско-польский семинар, куда были приглашены члены Научного комитета для знакомства с деятельностью польских фондов, финансирующих фундаментальные (NCN) и прикладные исследования (NCBR). Перед этим четверо членов Научного комитета при поддержке принимающей стороны посетили эти польские фонды. В этом году по инициативе МОН и НАН провели конференцию "Оценка научных учреждений в Украине: возможности использования опыта Германии", на которой члены Научного комитета дополнительно консультировались относительно требований и критериев отбора кандидатов в научные фонды исследований этой страны.

Научный комитет также направил проект Положения о конкурсе по избранию членов Научного совета НФИУ в научные организации и МОН для подачи соответствующих замечаний и предложений по разработанному нами документу. Отмечу, что разработанное положение не требует утверждения правительством.

Согласно Закону и Положению о Нацфонде, Научный комитет, выполняющий функцию Идентификационного комитета фонда, разрабатывает и утверждает Положение о конкурсе по избранию членов Научного совета фонда, определяет количественный и персональный состав научных советов секций фонда. Это предполагает определенную гибкость работы фонда. Например, если нынешний состав Научного комитета решил, что в фонде должно быть три секции и 30 членов Научного совета (секция естественных, технических наук и математики - 14 членов, секция биологии, медицины и аграрных наук - девять; секция социальных и гуманитарных наук - семь членов), то это не значит, что так должно быть всегда. Возможно, изменятся приоритеты, и возникнет необходимость увеличить или, наоборот, уменьшить количество секций или количество членов в научных советах секций, и тогда в положение можно внести коррективы (поскольку каждые два года состав Научного совета должен меняться). Такая гибкость дает возможность корректировать политику Нацфонда в случае, если возникнет в этом потребность.

Замечу, что основными принципами деятельности фонда являются: максимальная открытость и прозрачность; независимость и объективность научной и научно-технической экспертизы проектов по выполнению научных исследований и разработок; уважение и соблюдение авторских и смежных прав, а также принципов научной этики; соблюдение принципов добросовестной конкуренции; предотвращение конфликта интересов при выборе членов органов управления фонда и при организации конкурсного отбора и финансирования проектов по выполнению научных исследований и разработок.

Отмечу также, что в соответствии с Законом о ННТД не имеют права участвовать в конкурсах Национального фонда члены органов управления и члены комиссий конкурсов фонда. Это является важным элементом деятельности фонда, чтобы те, кто определяет конкурсы и распределяет средства, координирует весь этот процесс, не были заинтересованной стороной в получении грантов и соответствующих средств на них.

Предполагается, что для экспертизы проектов в Национальном фонде будут привлекать иностранных экспертов, а следовательно, запрос нужно будет подавать на английском языке. Возможно, за исключением отдельных узких гуманитарных направлений. Мы уже думаем, как сформировать базу таких экспертов, есть определенные предложения и наработки в этом вопросе, однако полноценно этим будут заниматься штатные работники дирекции фонда. Если не удастся это сделать в 2019 году, то в последующие годы - обязательно.

С отцом генетической инженерии растений профессором Marc Van Montagu и профессором Mike Bevan из Центра Джона Иннеса, Великобритания, 2017 г.
С отцом генетической инженерии растений профессором Marc Van Montagu и профессором Mike Bevan из Центра Джона Иннеса, Великобритания, 2017 г.

- Насколько реально в двухмесячный срок, к тому же учитывая отпускной период, сформировать персональный состав НФИУ и подать его на рассмотрение Национального совета по развитию науки и технологий?

- Думаю, мы справимся и с этой задачей. Хотя сейчас лето, пора отпусков, и в Научном комитете это лето по-настоящему жаркое, большинство из нас постоянно работает над документами, на полноценный отдых нет времени.

- У многих возникает вопрос об эффективности функционирования Нацфонда как бюджетного учреждения. 31 декабря каждого года в таких учреждениях все деньги "обнуляются". Если то же ожидает и НФИУ, то на долгосрочных проектах, закупке дорогостоящего оборудования можно ставить крест?

- Что касается 31 декабря, то сейчас тут без изменений. Невозможно за несколько месяцев изменить систему, которая была наработана в государстве годами, как бы нам того ни хотелось. Желаний много, однако нужно понимать, что внесение каких-либо изменений в определенные законодательные акты влечет за собой внесение изменений в другие документы. На это нужно время. Кто-то конкретно только этим вопросом и должен заниматься, ходить по кабинетам, объяснять, убеждать, лоббировать, находить сторонников и т.д. При этом члены Научного комитета, эта небольшая группа ученых, выполняя на общественных началах большой объем работы, должны выполнять еще и свою научную работу по основному месту, читать лекции, заниматься научными исследованиями и т.п. Но мы помним об этих болезненных вопросах и стремимся действовать также и в этом направлении.

- Определенная доля (нередко значительная) грантовых средств ряда иностранных научных фондов формируется за счет взносов бизнеса и других добровольных взносов. Не приходится надеяться, по крайней мере, в ближайшей перспективе, на то, что в НФИУ посыплются, как манна небесная, благотворительные средства. Какой предусмотрен механизм привлечения внебюджетных средств?

- Сейчас этот вопрос еще обсуждается, он открыт. Чтобы привлекать внебюджетные средства, например, от бизнеса, нужно будет проводить с такими потенциальными донорами дополнительные встречи, обсуждать пути решения этого непростого вопроса. Одним из вариантов его решения может быть проведение совместных конкурсов проектов паритетным финансированием. А для благотворителей дверь всегда открыта. Что касается иностранных доноров, то это также дело не сегодняшнего дня, а работа, которую представители органов управления Нацфонда будут инициировать и проводить в течение последующих лет. Открою небольшой секрет: мы вместе с Посольством Украины в США готовим визит представителей NSF (Национального научного фонда США) в Украину, чтобы ознакомить их с деятельностью Научного комитета и рассказать о НФИУ, что станет основой для дальнейшего сотрудничества между нашими фондами.

В конце концов, мы должны сделать все для того, чтобы появилось доверие общества, бизнеса и иностранных партнеров к Национальному фонду исследований Украины.

Лидия Суржик

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме