Идея экспортировать во время войны дефицитный газ, витающая в окрестностях Минэнерго, финансового и энергетического комитетов парламента, на первый взгляд странная. На второй — тоже. Но логика в ней, несомненно, есть. Иногда имеет смысл инвестировать не так в настоящее, как в будущее.
В первый год полномасштабного вторжения РФ спад газодобычи в Украине оказался не катастрофичным. Падение на 6%, или 1,3 млрд кубометров, при тех обстоятельствах — терпимо. Особенно с учетом того, что львиная доля добычи приходится на восток страны, где часть районов оказалась в оккупации или в зоне контрнаступления ВСУ. Да и прилеты по газораспределительным станциям тоже не улучшали ситуацию. Но люди справились.
Зато резко обвалился спрос. Если население сократило потребление газа на 10-12%, то промышленность — на 40%, а в отдельные месяцы — почти наполовину. В результате часть газ стало просто некому продавать. Особенно пострадала частная газодобыча, традиционно работающая с промышленностью. На треть добытого ею газа спроса не было, и его просто отправляли в подземные хранилища (ПХГ). К весне в них оказалось 1,6 млрд кубометров частного газа.
С одной стороны, зимой это создало некий страховой резерв, к счастью, не понадобившийся. С другой — произошло омертвление ресурсов и снижение стимулов добычи.
Для полного счастья цену такого газа для налогообложения учитывали по тогдашнему уровню, а сейчас она резко упала. И хотя потребители вряд ли посочувствуют такому горю газодобывающих компаний, для последних это реально проблема: нет продаж, мало стимулов добывать газ, если его девать некуда. Тем более месторождения «частников» все же заметно сложнее, чем у государственных компаний. Газ на них залегает на больших глубинах, доставать его дороже и хлопотнее.
По иронии, больше всего пострадала ДТЭК Рината Ахметова, не снизившая добычу в 2022 году, подняв те же 2 млрд кубометров, что и годом ранее. И почти половина его зависла и ушла в хранилища. Металлургия, куда раньше шли большие объемы, практически стояла (падение раз в семь-восемь). А газ компания добывает с глубины в шесть километров (в Европе таких глубин добычи практически не бывает) и бурить надо постоянно. Есть риск, что в нынешнем году добыча упадет и здесь.
Между тем в стране баланс газа очень напряженный, в лучшем случае в 2023-м выйдем в ноль. И снижение добычи частниками даже на 400–500 млн кубометров приведет к необходимости его где-то покупать. И если при украинской добыче государство получает налоги, то импорт — это чистый расход.
Теоретически все это понимают, но на практике, как часто бывает, все сложнее. Ранее были определенные договоренности о том, что после окончания зимы часть газа (до половины запасов в ПХГ) можно продать на экспорт, но с обязательствами инвестировать в добычу. Однако вопрос завис. Стороны явно не сходятся в цене. НАК хотела бы экспортную цену на 20–25% ниже, чем в Европе, частники видят меньший уровень скидки.
Один из чиновников, с которым общалось ZN.UA, вспоминает, что несколько лет назад объемы добычи частными компаниями были соразмерны нынешним после спада, а сегодняшний уровень цен на газ им тогда разве что снился. Мол, пусть не прибедняются. Верно, конечно. Но тогда им даже в страшном сне не привиделся бы нынешний уровень банковских ставок и рисков контрагентов, например.
Рассказывать о белизне и пушистости всех частников не стоит, мазать их всех сажей — тоже. Двигаться навстречу друг другу придется и тем, и другим.
Рассматривался и «аргентинский» вариант, когда газ выставляется на биржу, а непроданный остаток экспортируется. Собственно, вариантов достаточно, вопрос в желании сторон. Но пока они торгуются, время уходит.
Недавно появилась очередная (пятая по счету) Энергетическая стратегия страны, где мероприятия расписали местами аж до 2050 года. Отношение к ней предельно ироничное — прогнозы до середины столетия писали люди, слабо представляющие, что будет не только через полгода, но и к вечеру. В целом вышло просто крепкое освоение британского гранта, уж это у нас умеют.
Тем не менее в бумажке есть и некий «клок шерсти»: она высветила ожидания по добыче и спросу на ближайшие два-три года. Восстановление потребления до «довоенного» уровня (26,8 млрд кубометров), например, не предполагается вообще, — оно будет болтаться на уровне 22–23 млрд.
Ожидается, что в этом году потребление вырастет на 0,4 млрд кубометров к обвальному (19,5 млрд) прошлому году. В следующем прирост оптимистично заложили вдвое большим. Всего за два года — плюс 1,2 млрд кубометров. В то же время НАК «Нафтогаз Украины» настолько увеличить добычу вряд ли сможет. То есть в ожиданиях есть и доля от частной добычи. Кстати, самих частников к разработке нового прожекта вообще не привлекали. О них просто помнили.
Ожидать существенного роста от госкомпаний… Ну, ожидать можно, наверное. Вопрос: сколько ждать? До сих пор с этим было сложно. Эпохальная программа наращивания газодобычи к 2020-му закончилась тихим провалом с падением поднимаемых объемов газа.
Снова запороть режим отдачи нескольких месторождений, чем «развлекалась» «Укргаздобыча» в этот период, пожалуй, не стоит. Последние лет пять увеличение обеспечивалось именно за счет прироста частной газодобычи.
Между тем пока, по прогнозам, в 2023 году она может упасть до 4 млрд кубометров, а еще в 2020-м было 5 млрд. Покупать же недостающий газ за рубежом, как ни верти скидками, какую ни пиши стратегию, — дороже. Об этом стоит помнить.
Получается, пока государство торгуется за процент дисконта, оно рискует потерять и добытчиков, и их налоги, и возможность в перспективе покупать украинский газ дешевле. Волшебной палочки для решения сложных вопросов нет ни у кого, а вот наломать дров — пара пустяков. Топить только ими будет сложновато. Есть риск проторговаться.