Заповедные земли лишают защиты, чтобы «разделять и властвовать»

Опрос читателей
Поделиться
Заповедные земли лишают защиты, чтобы «разделять и властвовать» © Виктория Лукьяненко / Википедия

В прошлом году 280 га приморских степей из регионального ландшафтного парка «Тилигульский» планировали вывести из природно-заповедного фонда и пустить под расширение границ курорта «Коблево». Спасти ценные земли удалось только решением Минприроды, которое отказало в изъятии этих земель. Только в 2022-м подобные решения чиновников сохранили природные земли в двух десятках случаев. Но такую возможность у Минприроды хотят забрать инициаторы законопроекта №9136. А еще — создать хаос в заповедном деле и позволить разным органам по собственному усмотрению уменьшать площадь природоохранных территорий без каких-либо реальных предохранителей.

На прошлой неделе ряд общественных организаций выступили с критикой этого законопроекта. Экологи заявляют, что он может быть фатальным для заповедных территорий Украины. В то же время его разработчики — депутаты экологического комитета и Минприроды — утверждают, что он нужный и полезный. 5 апреля экологический комитет поддержал этот проект закона, то есть уже в ближайшее время за него могут голосовать в первом чтении.

Что сейчас в действующем законодательстве

Заповедные территории Украины (которые официально называются природно-заповедным фондом, ПЗФ) бывают местного или общегосударственного значения. Первые создаются решением областных рад, вторые — указом президента. Отмена или уменьшение площади объектов ПЗФ происходит так же, но добавляется согласование с Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины.

Инициировать создание или отмену заповедной территории может кто угодно — от граждан до органов власти. Для этого необходимо подать определенный пакет документов, в том числе научное обоснование.

Кроме этого, территории ПЗФ делятся на естественные и искусственные. К последним относятся ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки местного значения и парки-памятники садово-паркового искусства, то есть объекты, созданные человеком. Процедура создания и отмены естественных и искусственных заповедных территорий сейчас не отличается.

Что меняется

Авторы законопроекта №9136 предлагают множество изменений, главное из которых касается процедуры отмены или уменьшения площади ПЗФ. Напомним, сейчас это компетенция президента или областных рад. Депутаты же предлагают следующее:

  • решение об отмене заповедных территорий принимается теми же органами, которые их создавали;
  • искусственные заповедные территории общегосударственного значения создаются и отменяются решением Кабмина, а не президента (если это не противоречит пункту выше);
  • Минприроды может отказать в отмене или уменьшении площади ПЗФ, только если «подан неполный пакет документов».

Депутаты и представители Минприроды в дискуссии с общественностью заявляли, что такие изменения позволяют усовершенствовать управление заповедными территориями. Они считают, что «законопроект решает основные проблемы», ведь, по их мнению, на сегодняшний день законодательство не дает четкого ответа на вопрос, кто именно должен отменять или уменьшать площадь заповедных территорий. При этом конкретных кейсов, где именно эти проблемы существуют, депутаты так и не назвали. Понятно, что такие пустые заявления не устраивают природоохранителей.

Во-первых, непонятно, зачем перекладывать решение об отмене искусственных ПЗФ общегосударственного значения с президента на Кабмин? В чем проблема с президентом? К сожалению, на этот вопрос депутаты на заседании комитета не ответили.

Экологи предполагают, что в то время как по репутационным причинам президент не стал бы отменять заповедный статус территорий, Кабмин, который принимает больше решений и менее публично, может это делать со значительно меньшими репутационными рисками.

Во-вторых, спорной является норма о том, что отменяют заповедные территории те органы, которые их создали. В Украине значительное количество ПЗФ созданы десятки лет назад, часто при Советском Союзе. Органов, которые их создавали, уже давно нет. Понять, кто является их правопреемником, часто сложная задача. То есть законопроект может создать хаос в заповедном деле. А это выгодно для желающих избавиться от определенных объектов ПЗФ.

В-третьих, Минприроды теряет возможность отказывать в отмене заповедного статуса, если в документах на отмену нет формальных нарушений. То есть главный орган, который должен заниматься защитой окружающей среды, потеряет возможность оберегать природоохранные территории.

Россияне установили оккупационную администрацию в заповеднике «Аскания-Нова» в Херсонской области – UAnimals
Россияне установили оккупационную администрацию в заповеднике «Аскания-Нова» в Херсонской области – UAnimals

Желающих отменить или уменьшить те или иные объекты ПЗФ в Украине всегда хватает. Для них не является проблемой нанять научных сотрудников, которые за деньги могут обосновать что угодно. А потом формально правильно оформить документы на отмену, чтобы чиновники министерства не смогли отказать.

Что говорят об этом депутаты и руководство Минприроды? Они заявляют, что все наоборот, — законопроект внедряет новый предохранитель в виде Верховной Рады. Якобы теперь какие-либо манипуляции со статусом заповедных территорий потребуют согласования депутатов, ведь все заповедные территории — это особо ценные земли.

Действительно, земли ПЗФ автоматически получают статус особо ценных, а Верховная Рада и сейчас должна согласовывать все манипуляции с этими землями. Но эта норма сегодня не работает, и нет никаких признаков того, что будет работать после принятия законопроекта. Более того, многие земли, вошедшие в ПЗФ, не изменили свое целевое назначение на природоохранное. Например, многие заказники в Украине относятся к землям лесохозяйственного или сельскохозяйственного назначения. Многие желающие спят и видят, как бы отменить заповедный статус, а потом все срубить или распахать. Последние истории о масштабах незаконных рубок в Украине ZN.UA недавно описывало.

Не создаст проблем законопроект и тем, кто хочет отменить заповедный статус и, не меняя собственника земли, вести там вредную для окружающей среды деятельность. К примеру, на лесохозяйственных землях, входящих в состав ПЗФ, есть ограничения на определенные виды рубок, которые не распространяются на леса без природоохранного статуса. То есть лесоводы смогут инициировать вывод своих лесов из ПЗФ и спокойно рубить там, как захочется.

На заседании комитета депутаты обещали урегулировать проблемы перед вторым чтением, но сделать это законным образом невозможно. Ведь это потребует изменений в законодательных актах и статьях, которые отсутствуют в зарегистрированном законопроекте. Регламент Верховной Рады запрещает добавлять новые статьи к проекту закона перед вторым чтением.

Вопрос вызывает и то, почему законопроект рассматривается в турборежиме. От регистрации до обсуждения на комитете прошло две недели, а уже на днях законопроект планируют вынести на голосование. С учетом всех спорных норм этот документ точно заслуживает более широкого обсуждения. Без чрезмерной поспешности, вызывающей только дополнительные подозрения.

Например, однозначно необходимое постановление с призывом к усилению международных санкций на российскую и белорусскую древесину (наложенные ранее санкции страны-агрессоры уже научились обходить) лежит в Верховной Раде без движения уже три месяца.

В сухом остатке законопроект вместо упомянутого авторами «усовершенствования» создает хаос в заповедном деле, дает право разным органам по своему усмотрению уменьшать или отменять заповедные территории, еще и устраняет один из ключевых предохранителей в этом отношении. Какой-либо аргументации подобных изменений ни депутаты, ни Минприроды предоставить не смогли.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме