Как государство планирует преодолевать проблемы с водными ресурсами

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Как государство планирует преодолевать проблемы с водными ресурсами © depositphotos/jomahepu@gmail.com
Чего не хватает Водной стратегии

Вода важна для нашего быта, для предприятий, для выращивания сельскохозяйственной продукции и т.п. Война и вызванные ею проблемы с доступом к водным ресурсам только подчеркнули неоценимую роль этого ресурса в нашей жизни. Сейчас едва ли не каждый украинец или украинка может подсчитать, сколько воды необходимо на день или несколько дней, чтобы был запас в случае обстрела врагом нашей критической инфраструктуры. Многие люди ощутили на себе последствия дефицита питьевой воды. Вместе с тем более очевидным также становится наше многолетнее халатное отношение к ее состоянию и качеству. А негативное влияние изменения климата еще больше обостряет существующие проблемы.

План по преодолению этих проблем необходим, поэтому принятие правительством Водной стратегии Украины до 2050 года является положительным шагом. Документ определяет основные проблемы в отрасли, а также закладывает соответствующие цели по улучшению состояния водных ресурсов и показатели их достижения. Но действительно ли Стратегия может помочь улучшить качество водных ресурсов в Украине?

Что прогрессивного есть в Стратегии

В Водной стратегии авторы достаточно комплексно подошли к постановке проблем и определению текущего положения дел и тенденций в водной отрасли. Она призвана обеспечить равный доступ к качественной и безопасной для здоровья воде, уменьшить загрязнение вод, предотвращать засухи и паводки. Для этого в ней предусмотрены пять стратегических целей, каждая из которых сопровождается соответствующими задачами и 40 измеряемыми показателями их достижения.

Целевые показатели Стратегии довольно амбициозные. Например, предполагается, что к 2030 году к системам централизованного водоснабжения будут подключены 50% сельского населения и 100% городского населения, а к 2050-му — не менее 90% сельского населения (на начало 2019 года этот показатель составлял всего 30,1% для сел и 99,2% — для городов).

Также Стратегией предусмотрено, что уже к 2024 году вся законодательная база Украины в водной сфере будет соответствовать требованиям ЕС. Для этого в 2023-м планируется принять три законопроекта и около десяти подзаконных нормативно-правовых актов.

Важным прогрессивным шагом является также то, что в рамках Водной стратегии авторы обращают внимание на вопрос диффузного (пространственного) загрязнения воды, то есть поступающего не из одной точки, а именно трубы, а с большого пространства, например, с полей. Основной источник такого загрязнения — сельское хозяйство. Из-за распахивания и неконтролируемого внесения удобрений вредные химикаты вымываются с полей и попадают в воду. Поскольку диффузное загрязнение не имеет точечного источника, его сложнее отслеживать. Поэтому хорошо, что государство планирует работать над его мониторингом и предотвращением.

Чтобы преодолеть этот вызов, в Стратегии заложена еще одна амбициозная цель — уменьшить долю пахотных земель (пашни) в общей площади земель страны до 47% к 2030 году (сейчас она составляет 56,8%, а это один из самых больших показателей в Европе). Достичь этого можно, например, с помощью консервации — процесса, когда на земле прекращают вести хозяйственную деятельность и позволяют ей вернуться в естественное состояние. Такой подход, кстати, полезно применять не только к пашне, но и к землям, поврежденным войной.

Одной из крупнейших проблем сельского хозяйства для водных ресурсов является распахивание водозащитных полос и водоохранных территорий. Прибрежные защитные полосы — это зона соответствующей ширины вдоль реки, моря или вокруг водоемов, где действуют более суровые правила хозяйствования. В частности, заниматься там сельским хозяйством нельзя. Распахивание таких зон вредит здоровью почв, усиливает уязвимость того же сельского хозяйства к изменению климата и приводит к еще большему загрязнению водоемов. В Водной стратегии эту проблему упоминают, что уже хорошо, но решений, к сожалению, не предлагают.

Важно также, что Стратегия определяет влияние изменения климата на водные ресурсы как один из важных негативных факторов. Это подтверждают и многочисленные исследования. В частности, ученые подчеркивают, что с 2041 года возможно прекращение местного поверхностного стока в маловодные годы в Херсонской, Одесской, Николаевской, Днепропетровской и Запорожской областях. А согласно анализу «Экодии», к концу столетия в реках большинства исследуемых бассейнов можно ожидать существенного снижения стока. Наихудшие прогнозы для Припяти, Южного Буга и Днестра, — там снижение стока может достичь 30% в конце столетия.

Именно поэтому вопрос адаптации к изменению климата должен быть сквозным и ключевым в Стратегии. И, к счастью, такая задача в ней есть. Адаптационные меры предлагают включать в планы управления речными бассейнами. Но задуматься об адаптации следует и бизнесу, ведь он, по данным Стратегии, остается одним из крупнейших потребителей воды, следовательно, и в наибольшей степени будет страдать от ее нехватки.

Стратегия также признает, что контроль над охраной водных ресурсов хромает, поэтому предлагает улучшать надзор за добычей подземных вод, соблюдением условий разрешений и т.п. Хотя во время военного положения экологические проверки практически не проводились, мы надеемся, что контроль будет налажен более эффективно, ведь хозяйственная деятельность является крупным пользователем и одновременно загрязнителем воды.

Чего не хватает Водной стратегии

Водная стратегия раскрывает многие проблемы и способы их решения, и все же ей не хватает нескольких аспектов, чтобы действительно помочь преодолеть те вызовы, с которыми сталкивается водный сектор Украины. Эти вопросы также надо учитывать при разработке дальнейших документов и мер.

В Стратегии практически не отображены вопросы влияния войны на водные ресурсы Украины и послевоенного восстановления сектора. Оккупанты обстреливают водную инфраструктуру, минируют дамбы, проводят военные операции на территории Черного и Азовского морей. Например, в результате обстрела очистных сооружений в Васильевке Запорожской области армия РФ разрушила здание канализационной насосной станции, и сточные воды без какой-либо очистки попадали в Днепр. Безусловно, государство должно учитывать такие случаи и их влияние на водные ресурсы, чтобы исправлять нанесенный ущерб.

Как уже отмечалось, Стратегия уделяет внимание доступу к чистой воде. Но она полностью игнорирует вопрос доступа к информации о качестве этого ресурса. А первое невозможно без второго: чтобы получить чистую воду, людям необходимо знать об источниках такой воды, а громадам — проводить регулярные анализы, чтобы эти источники определить. «Экодия» уже не раз анализировала качество питьевой воды в громадах, и результаты не всегда удовлетворительные. Особенно тревожная ситуация в местных колодцах, где в большинстве исследованных случаев выявили повышенную концентрацию нитратов, что опасно для здоровья. Поэтому этот опыт показывает, что как местная, так и государственная власть должна заботиться о своевременных анализах и доступной информации о качестве воды в источниках.

Еще одним из важных вопросов, не отмеченных в Стратегии, остается финансирование и эффективность использования средств. В Украине неоднократно запускали целевые программы для улучшения качества воды, но средства, к сожалению, использовались не слишком целесообразно. Например, по результатам аудита Общегосударственной целевой программы развития водного хозяйства и экологического оздоровления бассейна реки Днепр на период до 2021 года, основная часть средств пошла на мелиорацию земель, а на собственно оздоровление Днепра использовали менее 0,1% средств. Поэтому важно рационально планировать и распределять средства, чтобы они соответствовали целям и задачам Стратегии.

От водных ресурсов зависят все отрасли экономики и все население Украины. Российская война еще больше обострила существующие проблемы. Именно поэтому цели и задачи, указанные в Водной стратегии, являются сверхважными для дальнейшего восстановления нашей страны и вступления Украины в ЕС. Восстановление Украины должно базироваться на принципах «зеленого восстановления», которое происходит с использованием лучших доступных технологий и практик и учитывает интересы населения и окружающей природной среды. С учетом того, что Стратегия — это только указатель, согласно которому будут готовиться другие законодательные и нормативные документы, восполнить пробелы еще можно. Главное, чтобы прописанные цели и задачи Стратегии действительно постепенно были реализованы, а решения уполномоченных министерств не противоречили друг другу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме