Самые дорогие авто для самой бедной страны Европы

Поделиться
Неоднократно в СМИ и всемирной сети Интернет появлялась информация о том, что средний возраст легковых автомобилей в Украине составляет приблизительно 20 лет, и наблюдается тенденция только к его росту. По этому показателю Украина занимает "почетное" второе место в мире после Кубы, и если для островной страны это обусловлено внешним фактором - торговым эмбарго, то для Украины это исключительно внутренний фактор.

Неоднократно в СМИ и всемирной сети Интернет появлялась информация о том, что средний возраст легковых автомобилей в Украине составляет приблизительно 20 лет, и наблюдается тенденция только к его росту. По этому показателю Украина занимает "почетное" второе место в мире после Кубы, и если для островной страны это обусловлено внешним фактором - торговым эмбарго, то для Украины это исключительно внутренний фактор.

Причины этого - непродуманная экономическая политика правительства, приведшая к еще большему обнищанию и неплатежеспособности народа, а также "ненасытность" автодилеров и автоимпортеров. Аппетиты дельцов составляют от 20 до 40% стоимости ввезенного автомобиля, тогда как за рубежом это 5–10%. Ситуация создана искусственно путем использования коррупционной составляющей растаможивания автомобилей б/у, а именно - акцизного сбора, который в 6–22 раза выше, чем на новые авто. Это приводит к значительному повышению цен как на новые авто, так и на б/у по сравнению со странами Евросоюза или Восточной Европы.

Еще более нелепо на этом фоне выглядит возвращение обязательного технического осмотра для легковых автомобилей физических лиц. Надо немножко подождать, пока Куба восстановит добрососедские отношения с США (где, кстати, автомобили самые дешевые), чтобы мы могли занять первое место по среднему возрасту авто в мире.

С конвейера

В течение 24 лет независимости нас кормили баснями о поддержке отечественного автопроизводителя. Хватит. С 2016 г. конвейер ЗАЗ прекратил сборку новых автомобилей. А действительно "народным" автомобилем можно только частично считать "Таврию". Автомобили завода не выдержали конкуренции как по техническим характеристикам (в том числе в связи с переходом на стандарт Евро-5), так и по цене. Ведь качество авто такой стоимости должно быть намного выше. Причина в отсутствии развития: вместо поиска и внедрения передовых технологий в производство, модернизации мощностей завода всю прибыль "стырили по карманам". Намного проще закупать некачественные дешевые китайские комплектующие и выпускать что-то наподобие Forza.

Единственный до сих пор работающий автозавод - это "Еврокар" в Западной Украине, он занимается крупноузловой сборкой Skoda. Анализ цен на эти автомобили по сравнению с ценами в странах, где их собирают, тоже не в нашу пользу.

Производители, поставляющие автомобили в Украину, зная экономическое положение наших граждан, делают значительную скидку на эти авто и комплектуют их только базовыми составляющими. Но эти шаги нивелируются, когда автомобиль пересекает украинскую границу. Причина в "ненасытности" наших автодилеров и импортеров авто, отсутствии здоровой конкуренции и альтернативной возможности приобрести на вторичном рынке б/у авто высшего класса по доступной цене.

Примером разумной экономической политики в этой сфере являются авторынки Индии, Китая или Бразилии. В этих странах собственный производитель предлагает населению автомобили по низкой цене от 3–4 тыс. у.е., такие, как Tata в Индии или множество китайских недорогих марок. Автомобили же, которые завозят или собирают, приспосабливают к условиям рынков этих стран. Так, Volkswagen Ameo, прибывающий в Индию, "укорочен" до 4 м, потому что на такие авто действуют минимальные пошлины, поэтому цена будет соответствующей. Аналог седана Polo, причем как с обычным бензиновым, так и с новым дизельным двигателем на 1,5 л, там можно приобрести всего за 7–8 тыс. у.е.! Почему бы не договориться и не завозить такие же автомобили в Украину? Хотя даже если и договорятся, его цена составит те же 17 тыс. у.е., что и для удлиненного седана Polo.

Китай пошел другим путем. Допуская на свой рынок автопроизводителей, он заставляет их "делиться" технологиями, которые потом успешно использует для собственного производства.

Мы же легких путей не ищем, поэтому не имеем ни нового дешевого автомобиля собственного производства, ни недорогих импортных авто по разумной цене. Рынок новых автомобилей как падал, так и падает второй год подряд.

Наиболее цинично выглядит тот факт, что наши автодилеры и автоимпортеры не гнушались завозить в Украину "тазики с болтами" производства РФ, которые, кстати, выступают главными конкурентами "отечественного производителя". Власть только через полтора года войны решила ввести дополнительную пошлину для этого товара. Но до нового года импортеры ввезли огромное количество этих автомобилей (автоматически спонсируя военные действия на Востоке нашего государства), чтобы получить еще большую выгоду, ведь "только бабло сможет победить зло".

С рук

Ситуация на рынке бывших в употреблении (б/у) авто, на первый взгляд, выглядит немного лучше, пока не начнешь в ней разбираться. За последние годы автомобили б/у немного подешевели, но по сравнению с аналогами в странах Европы (даже не принимая во внимание Польшу или Литву) они все равно остаются на 20–50% дороже. А где же европейские ценности и цены? Ведь мы подписали Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. Во времена совка автомобиль считался не средством передвижения, а роскошью, с тех пор ничего для большинства украинцев не изменилось. Ведь считать автомобилем 20–30-летний ВАЗ, ГАЗ или "Москвич" нельзя, а приобрести доступный автомобиль, даже не новый, средств не хватает.

Лобби наших автодилеров и автоимпортеров путем подмены понятий и за счет откровенного вранья протащило те законы и подзаконные акты, которые защищают только их собственные сверхприбыли. Причем это делалось лишь для поддержки "отечественного производителя". Где сейчас отечественный производитель, сказано выше.

Таким образом, все сделано для того, чтобы та небольшая часть населения, которая в состоянии приобрести новый автомобиль, несколько лет попользовавшись им, продала его по завышенной для такого возраста цене и, добавив немного денег, имела возможность приобрести следующий. Альтернативы в виде дешевых б/у автомобилей из-за границы нет. Поэтому в Европе автомобиль в возрасте 4–7 лет при пробеге 100–150 тыс. км теряет в своей стоимости 40–60%, а у нас только 20–30%.

Почему так происходит? Как известно, на сегодняшний день сумма, которую должен уплатить покупатель легкового б/у автомобиля за границей, чтобы официально растаможить и поставить на украинский учет, включает следующие составляющие:

- ввозная пошлина (около 10% от таможенной стоимости автомобиля);

- акцизный сбор;

- НДС (20% от суммы таможенной стоимости, ввозной пошлины и акцизного сбора).

Вопросов к начислениям ввозной пошлины и НДС нет, потому что такая практика существует в большинстве стран мира и является простой и понятной.

Акцизный сбор составляет львиную долю суммы растаможивания и является ее основной коррупционной составляющей растаможивания как процесса. Созданный для защиты ничего не производящего "отечественного производителя" акцизный сбор утратил свой смысл полностью. При этом он стал тем тормозом, который не позволил развиться отечественной автопромышленности, потому что препятствовал здоровой конкуренции на рынке.

В чем же суть этого сбора? В зависимости от типа топлива, объема двигателя и года выпуска для новых и автомобилей б/у в Налоговом кодексе установлены разные нормы, причем эти показатели отличаются в десять и больше раз. Для примера рассмотрим только автомобили до пяти лет, потому что согласно Соглашению об ассоциации с Евросоюзом с 1 января 2016 г. можно ввезти только автомобили экологического стандарта Евро-5 со средними объемами двигателя. Поэтому даже с точки зрения экологичности, если бы у кого-то возникло желание защитить окружающую среду в Украине, этот сбор не имеет смысла, поскольку и новые автомобили, и автомобили б/у имеют один стандарт экологичности.

Когда прошло больше двух лет с момента составления Соглашения об ассоциации, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко утверждал, хотя доказательств этих утверждений не нашлось, что это Евросоюз заставил вписать пункт о стандарте Евро-5, чтобы защитить рынок Евросоюза от "отечественного производителя". На самом же деле этот пункт был внесен исключительно украинской стороной, чтобы защитить сверхприбыли наших автоимпортеров.

Проблема утилизации авто для Евросоюза действительно актуальна, потому что на тысячу человек в Европе приходится вдвое больше автомобилей, чем в Украине. Кроме того, в отличие от нашей страны, владельцы авто в Европе должны платить за утилизацию старых авто, наши же распродают их на запчасти, а в худшем случае получают средства за сданный металлолом. Поэтому если бы сейчас мы решили пересмотреть этот пункт, Европа с радостью разрешила бы завозить в Украину даже авто постарше, а украинцы получили бы возможность ездить на более качественных дешевых автомобилях. При этом безопасность на дорогах в связи с повышением технического состояния автомобилей только улучшилась бы.

Теперь что касается акцизного сбора. Возьмем для примера авто стоимостью 10 тыс. евро со следующими показателями объема двигателя: для дизельного 2 л (от 1,5 до 2,5 л); для бензинового 1,5 л (от 1 до 1,5 л). Суммы акциза для 1 см3 объема двигателя возьмем из соответствующих таблиц Налогового кодекса и вычисленные показатели для наглядности занесем в таблицу. При желании эти цифры легко проверить.

Как видно из таблицы, новые автомобили в выигрыше, а также авто с бензиновыми двигателями, потому что сумма акциза на них (около 1%) меньше, чем на дизельные (7,8% - это тоже довольно высокий процент), хотя последние больше по душе европейцам, поскольку эти двигатели более экономичны. Кроме того, стоимость новых авто составит более 10 тыс., поэтому процент, на который увеличивается стоимость новых авто, будет меньше, а для б/у, наоборот, значительно больше.

Для официального растаможивания автомобиля б/у необходимо уплатить от 25 до 50% от его стоимости как акцизный сбор. Таким образом, общая цена растаможенного авто состоит из 10% ввозной пошлины и 20% НДС (вместе на эти две составляющие приходится более 30%, потому что НДС взимается и с ввозной пошлины также), а если еще добавить 50% акцизного сбора, то стоимость растаможенного авто б/у приближается к двойной его цене при покупке.

При таких суммах возможно официально растаможить авто, если кто-то вам его подарил, или оно после ДТП или было "утопленником", или… существенно занизив его таможенную стоимость. При этом государство само подталкивает рынок к нелегальным схемам, перечень которых (как оформление на инвалида, завоз авто частями, завоз под документы и т.п.) можно легко найти в Интернете. При этом весь доход от такого "растаможивания" оседает в карманах нечистых на руку чиновников и бизнесменов, а не поступает в государственный бюджет. Так, если теневой рынок государства составляет около 50%, то эпопея с теневым растаможиванием - на таком же уровне, если не больше.

Несколько раз депутаты ВР хотели внести законопроект №3251 об уравнивании акциза на авто б/у с нормами новых авто. И если в прошлом году "отечественный производитель" вроде бы еще что-то производил, то в этом году уже некого поддерживать. Следовательно, непонятно, почему до сих пор этот законопроект не рассмотрен. Надеемся, что депутаты вернутся к этому вопросу после перерыва.

Кроме того, непонятно, почему предлагается лишь уровнять акциз на б/у и новые авто, а не отменить его вообще, как вредный, коррупционный, слабый, защищающий сверхприбыли автодилеров и автоимпортеров. Отмена этого акциза поможет вывести растаможивание авто из "тени", значительно оживит рынок подержанных авто, и, как следствие, поступления в бюджет увеличатся по сравнению с нынешним состоянием дел (именно такой прогноз правительство должно просчитывать, а не сугубо акцизные прибыли).

Впрочем, у генерального директора ВААИД О.Назаренко свое мнение. Так, в каком-то пункте, каком-то абзаце рекомендаций МВФ он нашел, что акцизы на растаможивание б/у авто должны быть больше, чем на новые (и ни единого слова, на сколько или во сколько раз, напомню, что эта сумма составляет 25–50% от таможенной стоимости). Кроме того, ввозная пошлина, по его убеждению, тоже должна быть увеличена. Создается впечатление, что О.Назаренко, наверное, сам вписывал туда этот пункт. Понятно, что по воле таких, как г-н Назаренко, дешевых авто для украинцев не будет. Но в руках депутатов ВР сделать так, чтобы автомобили б/у существенно подешевели.

Соответствующая петиция одной из первых набрала 25 тыс. голосов поддержки на сайте президента Украины, но ответ в стиле "я не я и хата не моя" огорчает. Не тратя ни одной копейки, власть может сделать что-то хорошее для народа и бюджета, но бездействует. Безрезультатной оказалась даже попытка провести через ВР закон об отмене растаможивания б/у авто для участников АТО.

В этой ситуации издевательством выглядит обращение г-на Яценюка от лица правительства к ВР позволить ввоз в Украину авто без растаможивания для дипломатов. Это потому, что они нищие и живут на зарплату учителей или медиков? Или же потому, что они уже в Европе и живут по европейским понятным законам?

От розетки

Ситуация на рынке электромобилей выглядит еще более угнетающе. Переход на экологические электромобили - тренд для всего мира, потому что остальные страны думают о завтрашнем дне и будущем своих детей. Ведущие автопроизводители разрабатывают новые и совершенствуют уже выпущенные модели, а ведущие государства вводят субсидии, компенсации и бонусы покупателям электромобилей (США, Норвегия, Франция и др.).

Депутаты ВР тоже хотели сделать для автомобилистов Украины приятный сюрприз и, не требуя от государства средств, пытались принять два закона, которые бы позволили отменить для электромобилей ввозную пошлину (около 10%) и НДС (20%). Сумма акцизного сбора для электромобилей фиксированная и справедливая, составляет только 109 или 129 евро за авто, вопрос о его отмене даже не поднимался. В результате законопроект об отмене ввозной пошлины приняли, а законопроект об отмене НДС - нет. Как объяснили в профильной комиссии, "чтобы поддержать собственного производителя". Покажите такого хоть одного, который производил бы электромобили. Или хотя бы планировал начать их производство в ближайшие десять лет.

В результате люди, завозящие б/у электромобили, просто вынуждены значительно занижать таможенную стоимость (потому что качественные электромобили, даже б/у, довольно дорогие), и, опять же, государству никакой выгоды.

А как же "гибриды" или электромобили, где двигатель внутреннего сгорания выступает лишь в роли подзарядки? Для них тоже должны быть соответствующие таможенные льготы в той или иной степени, потому что они более экологичные, чем большинство авто. Их, по крайней мере, нужно выделить в отдельный класс.

Что же касается новых электромобилей, то официальные автодилеры и автоимпортеры без поддержки государства и соответствующих таможенных льгот поставлять их в Украину не будут (это не касается одиночных поставок, скорее всего, в рекламных целях, Nissan Leaf), а без них обедневшие украинцы даже если захотят, не смогут их приобрести.

В середине февраля на церемонии награждения "Автомобиль года" состоялся круглый стол, на котором автодилеры и автоимпортеры пытались найти пути выхода из сложившейся ситуации. Так, гендиректор компании "АвтоКапитал" Я.Пригара считает: "…в нашей стране сегодня электромобили не только технически неэффективны и экономически нецелесообразны, но даже не экологичны. Потому что 80% электроэнергии в Украине производится из угля. И еще неизвестно, что будет в конечном итоге (ДВС или электро-) более дружеским к природе". Логично, что следующим абзацем в его докладе должен был стать призыв вообще отказаться от всех достояний цивилизации, базирующихся на использовании электроэнергии, и вернуться к пещерному веку. И эра электромобилей у нас не наступит никогда из-за таких людей.

Эти "рыцари круглого стола" решили вернуться к торговле б/у автомобилями (рынок новых автомобилей они уже завалили). А для этого им нужно "протащить" соответствующие коррупционные законы, которые полностью вытеснили бы с рынка частного автоимпортера, монополизировать его под себя и дальше, как и на рынке новых авто, за счет сверхприбылей грабить народ.

***

Государство должно поддерживать автопроизводителей, которые занимаются как сборкой автомобилей на территории Украины с нуля, так и многоузловой сборкой (создавая рабочие места и платя пошлину в госказну). Вместо этого такие автомобили должны продавать для украинцев со значительной скидкой по сравнению с импортированными, и этот вопрос государство должно контролировать до тех пор, пока не будет создан прозрачный рынок со здоровой конкуренцией.

Вообще следует отметить разные непрозрачные акцизы, спецпошлины, утилизационные сборы и т.п. Нужно оставить ввозную пошлину и НДС, что, с одной стороны, позволило бы рынку развиваться, с другой - наполняло бы госказну. А еще лучше ввести какую-то экономически обоснованную фиксированную сумму, которую нужно уплатить при растаможивании авто в зависимости от класса автомобиля.

Если в стране нет средств для поддержки рынка электромобилей и поощрения автомобилистов их покупать, нужно отменить НДС при их ввозе в страну и растаможивании. Первый шаг сделан, таможенный сбор отменили. Итак, теперь надо думать и о будущем, мы же движемся в Европу, а не к пещерному веку.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме