В Украине есть предприятия, которые не заметили влияния мирового финансового кризиса. Порт «Южный», несмотря на гуляющую по Европе финансово-экономическую нестабильность, уже второй год наращивает производственные и финансовые показатели.
Новый начальник порта Юрий Крук сумел выстроить работу так, что предприятие не только вышло в лидеры по перевалке грузов, но и стало, говоря спортивным языком, абсолютным лидером по налогообложению. Нет, не по объемам налоговых отчислений, а по их динамике. И не в отрасли, а по Украине.
По данным пресс-службы Государственной налоговой администрации Украины, в первом полугодии 2009 года порт «Южный» увеличил отчисления налога на прибыль по сравнению с аналогичным периодом пришлого года в четыре раза, что вывело порт по этому показателю на первое место в Украине.
Собственно, на фоне снижения доходов в целом по Украине темпы роста самой прибыли порта удивляют.
Анализируя работу порта в первом полугодии 2009-го, стоит сказать, что по динамике финансово-экономических показателей и платежам в бюджеты всех уровней порт достиг самых высоких результатов не только в морской отрасли, но и среди государственных предприятий страны.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы выросли в два раза, чистая прибыль — в 4,2 раза. Отчисления в госбюджет составили 397,5% к январю—июню 2008 года.
Заработная плата повысилась на 15%. Средняя зарплата по предприятию на сегодняшний день составляет 3722 гривни. Не только сохранены все социальные выплаты, но и увеличены, согласно коллективному договору, на 42,8%. А фонд материального стимулирования, на основании приказа начальника порта, увеличился более чем в три раза. При этом не был сокращен ни один работник предприятия, а это — почти 3500 человек. Более того, в связи с новыми проектами, которые реализует порт, в этом году предусмотрено создание 40 дополнительных рабочих мест для жителей города Южного.
Как заметил городской голова Южного Владимир Новацкий, показатели работы порта дают надежду, что в ближайшее время город сможет продолжать реализацию своих программ. «Именно порт будет стержнем, основой наполнения бюджета, без которого городу не обойтись. Не обойтись, потому что другие предприятия Южного, к сожалению, сдают свои позиции. В связи с финансово-экономическим кризисом ситуация сложная на ОПЗ, есть проблемы на «Дельта-Вилмар» и нефтетерминале», — объясняет Владимир Новацкий.
Надо отметить, в первом полугодии грузооборот в порту «Южный» составил 109,1% планового задания. Более того, порт выполнил план грузопереработки, несмотря на тяжелое положение, которое сложилось на мировом рынке металла и на предприятиях химической промышленности, что привело к временному прекращению производства металлургической и химической продукции.
Порт сумел сориентироваться в новых реалиях и привлечь дополнительные объемы окатышей и железной руды. Перевалка последней выросла к плану в 2,1 раза, а по сравнению с первым полугодием прошлого года — на 62,6%.
«Наращивание объемов перевалки позволяет нам развивать производственную базу. Мы сохраним динамику экономических показателей до конца года, несмотря на трудности, связанные с падением рынков, что, естественно, негативно отражается на грузопереработке. Но мы легких путей не ищем и доказываем свою эффективность не словом, а делом», — говорит начальник порта «Южный» Юрий Крук.
С приходом Юрия Крука, отмечают в порту, был взят курс на интенсивное развитие предприятия. И, несмотря на внешние сложности, уже невооруженным глазом видны результаты работы в этом направлении.
За полтора года построена гидротехническая часть причала №9. Здесь активными темпами возводится комплекс по перевалке генеральных грузов: строятся складские площади, прокладываются железнодорожные и подкрановые пути. Осуществлены все процедуры, связанные с приобретением кранов, погрузчиков, гидроперегружателей.
Данный перегрузочный комплекс при его максимальной загрузке позволит дополнительно перерабатывать 1,2 млн. тонн генеральных грузов в год. Согласно финансовому плану на этот год, в его строительство будет вложено 93,4 млн. грн.
В целом за первое полугодие 2009 года план по капитальным инвестициям выполнен портом на 21,9%. Это в 2,9 раза больше фактически освоенных средств в январе — июне 2008-го. Если говорить о вложениях в основные фонды, то показатель превышен в четыре раза.
Надо отметить, что благодаря высоким финансовым результатам, достигнутым портом, инвестиционная деятельность в первом полугодии осуществлялась исключительно за счет собственных средств предприятия.
Сегодня порт «Южный» может позволить себе строить один причал в полтора года. Такие темпы коллективу вполне по силам, о чем красноречиво свидетельствуют финансовые показатели. Более того, порт намерен ежегодно инвестировать 5 млн. грн. в развитие железнодорожной инфраструктуры, в частности, припортовой станции «Береговая». Увеличение пропускной способности железнодорожных станций является одним из основных факторов дальнейшего увеличения объемов железнодорожных перевозок и, как следствие, роста грузооборота как в портах в целом, так и в порту «Южный» в частности.
«Мы прекрасно понимаем свою ответственность за рост производственных показателей, от этого зависит социальная защищенность работников порта. Сегодня, при общей стагнации производства и сокращении рабочих мест на предприятиях Украины, у нас не только сохранен коллектив, но и в первом полугодии выросла на 15% заработная плата», — объясняет пристальное внимание к развитию производственной базы Юрий Крук.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о том, что коллектив порта серьезно настроен на выполнение задач, которые определены перспективным планом развития порта «Южный» до 2015 года, утвержденного в июне нынешнего года Министерством транспорта и связи.
Согласно этому документу, реализуемые проекты позволят увеличить грузооборот порта до 37,7 млн. тонн в год. В итоге суммарный грузооборот с учетом действующих комплексов составит к 2015 году около 82 млн. тонн. В Минтрансе считают: планы по увеличению грузооборота предприятия почти вчетверо представляются абсолютно реальными.
Иными словами, порт «Южный», будучи единственным в стране, способным принимать суда грузоподъемностью до 150 тыс. тонн, готов предложить современную инфраструктуру, новые перегрузочные технологии, высокие темпы переработки грузов, чтобы составить достойную конкуренцию портам Черноморского бассейна.