Ботинки по-алчевски…

Поделиться
Не так давно наши металлурги побывали на меткомбинате в Нидерландах. Одно из самых ярких впечатлений: полдня ходили по нему, а ботинки остались чистыми...

Не так давно наши металлурги побывали на меткомбинате в Нидерландах. Одно из самых ярких впечатлений: полдня ходили по нему, а ботинки остались чистыми. Отечественные производства таким похвастаться не могут. Впрочем, один из мэров Алчевска часто рассказывал, что каждое утро выходил на балкон и смотрел, дымят ли трубы металлургического комбината…

В середине 90-х в этой фразе смешного было немного. Комбинат лихорадило, ведь он один из старейших в стране со всеми вытекающими отсюда последствиями. Плюс по ходу приватизации у него появилось две группы акционеров, долго выяснявших, кто на предприятии главный (в ФГИ обе стороны таковым не считали).

С тех пор многое изменилось, так что с дымящими трубами все в порядке. Из следующих на Луганск самолетов еще издали виден огромный шлейф дыма. Это уже давно никого не радует, и в ближайшие несколько лет выбросы на тонну произведенной стали собираются сократить вчетверо.

Правда, с учетом того, что саму выплавку за это же время планируют удвоить, сказать, что город будет курортным, не решаются даже оптимисты.

Впрочем, горожане согласны и потерпеть. Комбинат не просто ожил. Битва за собственность закончилась не только консолидацией контрольного пакета акций «Индустриальным союзом Донбасса» (ИСД), но и развернувшейся масштабной модернизацией производства…

Поначалу планы владельцев ИСД Сергея Таруты и Виталия Гайдука вложить в производство порядка 1,8 млрд. долл. выглядели достаточно проблематичными, и эксперты не преминули об этом заявить. Однако кто не рискует, у того точно возникают проблемы с шампанским.

Конъюнктура рынка оказалась вполне благоприятной, а Тарута вновь подтвердил репутацию прекрасного переговорщика…

Корпорация, которую в свое время вежливо, но очень настойчиво «попросили» с «Азовстали», нашла новую нишу на рынке. Помимо Алчевского меткомбината и приобретенного затем ДМК им.Дзержинского (конкурс по которому не страдал конкуренцией), компания сначала купила венгерский Dunaferr, затем и польскую Huta Czestoсhowa. Заключив договор о стратегическом партнерстве со швейцарским трейдером Duferco, корпорация получила и другие выходы на рынки Евросоюза и США плюс доступ к кредитным ресурсам…

Проекты реконструкции, разработанные на бумаге, достаточно быстро стали воплощаться на практике.

В начале июня «Индустриальный союз Донбасса» не без гордости объявил о завершении второго этапа модернизации Алчевского металлургического комбината. Очевидно, совершенно случайно это совпало с годовщиной создания его главного конкурента в Украине — «Метинвеста» Рината Ахметова.

Впрочем, шутки шутками, но после окончания реконструкции Алчевский завод войдет в пятерку крупнейших металлургических предприятий Европы.

Сейчас на комбинате приступили к освоению новой доменной печи, второй машины непрерывного литья заготовок, установки вакуумирования стали и кислородного блока. Список вполне внушительный и недешевый...

Кстати, в отличие от первого этапа, когда на открытие пригласили президента Виктора Ющенко (тот по привычке опоздал на пять часов), сейчас все прошло гораздо скромнее, хотя объектов было куда больше…

Более того, на подходе и главный объект модернизации — конверторный цех. Финансирование этого проекта и считалось самым проблемным для ИСД. Однако сейчас гостям уже показывали монтируемые конверторы и уверенно говорили об осени как о времени запуска…

Плюс собираются продолжить модернизацию принадлежащего ИСД, но находящегося пока за забором коксохима. На предприятии уже введена в строй новая коксовая батарея и планируется строительство еще одной.

Вообще-то строят на комбинате очень быстро. Этот бизнес можно считать семейным делом Таруты, так как строителей возглавляет брат Сергея Александр (гендиректор компании «Азовинтекс»). Советские нормативы по срокам перекрывали в среднем раза в два.

Неплохая конъюнктура на рынке стали обещает и нормальное финансирование… Собственно, опасением не успеть воспользоваться ею во многом и объясняются ускоренные темпы строительства…

Хотя быстро построить еще не означает так же быстро освоить мощности. Алчевск уже столкнулся с проблемой кадров для комбината — на ту же доменную печь их не хватает. Между тем в ближайшие полтора года на подходе еще одна, причем почти в полтора раза мощнее.

Реконструкция позволит убить еще одного зайца — она ослабит зависимость комбината от энергоресурсов. Новая домна оснащена установкой вдувания пылеугольного топлива, что позволит экономить кокс и в четыре раза сократить потребление газа.

Заодно комбинат рассчитывает полностью закрыть свои потребности по электроэнергии. Совместно с японской компанией Sumitomo-Mitsubishi на средства кредита ЕБРР и собственные средства строят две парогазовые установки общей мощностью 303 МВт. Их пуск ожидается в конце следующего года. Затем возможно строительство третьей установки, что позволит увеличить мощность электростанции до 450 МВт.

Для Украины проект интересен еще и тем, что топливом для установок будут излишки доменного, конвертерного и коксового газа — примерно 600 тыс. кубометров в час. Технология их сжигания для СНГ практически уникальна (да и в мире нечасто применяется). Дело в том, что сами газы низкокалорийные (в 8—10 раз меньше по сравнению с природным газом). Но японцы такие газы успешно сжигают, а теперь технологию проверят и на Луганщине…

Заодно за счет снижения объемов вредных выбросов в атмосферу при производстве собственной электроэнергии ИСД рассчитывает продавать и квоты на выброс парниковых газов в рамках Киотского протокола. По расчетам, это принесет до 150 млн. долл.

Для комбината производство собственной электроэнергии — весьма неплохая перспектива, а вот для Луганского энергетического объединения — не очень…

В целом масштабная реконструкция алчевского предприятия может привести к достаточно интересным последствиям на металлургическом рынке страны. К примеру, комбинат собирается работать в основном на импортном сырье.

«Индустриальный союз Донбасса», как известно, не допустили к кормушке при разделе «Укррудпрома». В результате чего группа осталась без руды, а проект строительства собственного ГОКа пока так проектом и остается.

Зато комбинат с помощью швейцарцев стал пробивать логистику поставок бразильского сырья. На сегодняшний день это выглядит достаточно экзотически — суда разгружаются на рейде или грузы везут через румынскую Констанцу. Однако уже сейчас экономика таких поставок вполне сравнима с затратами на украинское сырье.

Очевидно, ИСД понадобится собственный порт (или доля в портовом бизнесе). Такие слухи появились уже давно, а в последнее время и в самой корпорации невнятно говорят о переговорах относительно объекта на Черном море… Впрочем, эксперты отмечают и интерес корпорации к Гданьскому порту.

От экспорта руды в основном пострадают Ингулецкий ГОК (Вадим Новинский) и в меньшей степени Южный ГОК (Вадим Новинский и Игорь Коломойский). Восторга это у них не вызывает, но соглашаться на снижение цены на концентрат они тоже пока не готовы… Так и живут.

Проекты работы местного коксохима на канадском и австралийском угле вызывают гораздо более слабое противодействие. В стране банально не хватает коксующихся углей. Четверть из них все равно поступает по импорту из России и Казахстана. Так что появление конкурентов из дальнего зарубежья было ожидаемым… Правда, без порта это все опять-таки мало реально.

А вот разговоры о возможности объединения «Индустриального союза Донбасса» и российской металлургической группы ЗАО «Газметалл», как и предполагалось, остаются на уровне разговоров. Топ-менеджмент ИСД особого восторга от перспективы слияния не испытывает…

В корпорации отмечают, что слухи о скором поглощении выгодны основному владельцу «Газметалл» Алишеру Усманову, который является крупным биржевым игроком. И такие слухи позволяют ему неплохо зарабатывать на котировках.

Впрочем, горожан проблемы объединения волнуют мало. Их гораздо больше беспокоит другая проблема, которая может появиться в результате модернизации, — безработица.

Несмотря на рост производства стали, потребность в рабочей силе на комбинате будет сокращаться. Сейчас на нем работают свыше 20 тысяч человек, которые производят 3,3 млн. тонн проката в год, т.е. примерно по 160 тонн на работника.

После модернизации проката планируют производить 7,2 млн. тонн, однако поставлена задача — каждый работник выпускает по тысяче тонн. К этому придут не сразу, но все равно к этой цифре будут стараться приблизиться. Так что вы сами можете посчитать, во сколько раз сократится численность рабочих на предприятии.

Возникает вопрос — куда деваться остальным. Вокруг и так немало полузаброшенных городов. Пока несколько тысяч человек работают на стройках, но в 2009 году обещают все достроить.

Сейчас безработица в городе находится на уровне 2%, в случае сокращений на комбинате она начнет резко расти — до десятков процентов. Проблема существует, и решать ее придется. А вот как, сегодня не знает никто… Внятного ответа нет ни у городских властей, ни у руководства завода…

Но это будет потом. Пока же осенью ожидается введение в эксплуатацию новой серии объектов, наверное, на пуск пригласят и кого-то из Киева… Чистых ботинок никому не обещают, но посмотреть будет на что.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме