Кроме отдельных специалистов, человечество сформировало мнение, что почва - это что-то вечное, неизменное и предназначенное собственно для удовлетворения потребностей homo sapiens. Вероятно, с такими убеждениями человечество продолжало бы жить и в дальнейшем. Но во многих ареалах агропроизводства появились и распространяются опасные процессы, обобщенное название которых - деградация почв. Оказалось, что нет ничего вечного, а эрозия, дефляция, загрязнение, уплотнение, экранирование, кардинальные изменения показателей и прочее снижают плодородие почв или вообще делают их непригодными для использования. Это привело прежде всего к экономическим проблемам и в ряде стран мира возникало как кризис, который в отдельных случаях завершился их распадом.
Земли сельскохозяйственного назначения становятся такими в процессе их использования. А основой земель сельхозназначения является именно почва. В анализе биосферного значения земель подразумевается природное тело - почва со всеми ее особенностями, сформировавшимися в процессе генезиса в конкретных условиях (рельеф, климат, почвообразующая порода, биота). Вместе с тем эти особенности позволяют выделить почву в отдельное, четвертое, царство природы.
Почва - уникальный объект: биокосный, по выражению В.Вернадского, результат постоянного взаимодействия четырех фаз (твердой, жидкой, газообразной и живой), которые в итоге и генерировали возможности почвы в поддержании жизни на планете. Почва - не возобновляемый ресурс. Мы не были свидетелями генезиса почв. До начала антропоцена не принимали участия в их формировании. Этот процесс - эволюция (развитие) почв - продолжался тысячелетия (в большинстве случаев - с начала голоцена). А человек создал и применяет технологии, угрожающие существованию этого природного тела, в течение последних столетий, особенно интенсивно - в последние десятилетия. Следовательно, мы стали свидетелями того, как деятельность человека сопровождается разрушением и исчезновением почв в отдельных ареалах мира.
На сегодняшний день важность и роль почв в мире не вызывают сомнений, а понимание и распространение информации о почвах поддерживается на разных уровнях различными организациями.
С конца ХХ в. развитие науки, особенно ее материально-технической базы, позволило расширить понимание и восприятие почвы, изучение которой далеко не завершено. Кроме того, почвы характеризуются буферностью, то есть способностью уменьшать и рассеивать вредные последствия. И это замечательное свойство несет одновременно опасность слишком позднего выявления результатов антропогенных влияний. Если вырубки лесов или, скажем, сбросы отходов в водоемы сразу же визуализируются, то, например, загрязнение почв невозможно выявить в тот же момент. Во-первых, почвы до некоторого времени нивелируют такие влияния (растягивают во времени, принимая удар на себя), а во-вторых, для оценки того же загрязнения необходимы определенные анализы в специальных лабораториях. Подобные анализы сложные, требуют много времени и довольно дорогие. А проблема, которую выявляют слишком поздно, иногда уже или не решаемая, или требует немало средств для ревитализации нарушенных почв.
Антропоцентрический подход к оценке почв не изменит того факта, что функциональность почв является естественным явлением, обеспечивающим жизнь не только человеку, но и другим компонентам биосферы (растениям, животным). Функции почв стали предметом изучения с конца 1980-х годов, а общепризнанными и употребляемыми на разных уровнях - с 2005-го с публикацией В.Блюма "Функции почв для социума и окружающей среды" (Functions of Soil for Society and the Environment). К тому времени автор детализировал шесть ключевых для окружающей среды, социума и экономики функций, как и охарактеризовал основные угрозы для почв в процессе их использования. Функции почв - это дефиниция, широко используемая, например, в официальных документах Евросоюза.
Оказалось, что почвы не только обеспечивают человека продовольствием, то есть имеют плодородие, но и выполняют многие (всего, согласно трактовке ФАО, - 15) незаменимые функции, поскольку другие природные объекты не выполняют и априори не способны их обеспечивать. Невозможность или сокращение функциональности почв угрожает человечеству не только голодом, но и глобальными экологическими кризисами, вплоть до исчезновения человека. Общественное благо, описанное авторами статьи (В.Геец и др., см. ZN.UA №42 от 09.11.2019), - одна из таких функций. Об этом в общем понимании указывается и в Конституции (ст.13: "Земля… является объектом права собственности Украинского народа").
Функциональность почв не оценена в контексте стоимости земель. Скажем откровенно, на сегодняшний день эта задача до конца не решена и в мире. Разрабатываются отдельные подходы, при этом понятно, что определить стоимость производительности почв проще через полученные непосредственные выгоды - урожай. Установить стоимость пресной, чистой, безопасной для здоровья человека воды или чистого здорового воздуха существенно сложнее. А как рассчитать стоимость почвы по ее роли в регулировании климата? Как разработать методику расчета стоимости земель по их участию в циклах элементов питания (азот, фосфор, калий и другие, в том числе и микроэлементы)? Возможна ли оценка земель в контексте их роли для сбережения биоразнообразия! Так можно прицениться ко всем 15 глобальным функциям почв, но это скорее широкая тема для дискуссий между специалистами. Несколько обобщая, подчеркнем, что в мире есть разработки, касающиеся понятия "экосистемные услуги почв". Последние, вероятно, дадут возможность на определенном уровне перейти и к оцениванию функций почв.
Но зачем тогда это все описано, если реальная оценка земель с учетом вышеизложенного невозможна? Да, сейчас оценить незаменимость такой тривиальной, обычной для всех нас почвы нереально. Но необходимо сохранять и охранять почвенный покров - основу земель сельскохозяйственного назначения, площадь которых в Украине составляет около 42 млн га (2/3 территории). А при чем здесь рынок земель? Ответ прост: в государстве на сегодняшний день не сформирована политика охраны и сохранения почв (законодательно, институционально, социально, экономически, ментально) и контроля над их состоянием. В таком случае рынок земель может существенно ухудшить далекую от идеальной ситуацию, более того, сделать необратимыми отдельные процессы деградации, чем будет лимитирована и, вероятно, станет невозможной естественная функциональность почв.
Прежде чем рынок земли заработает, жизненно необходимо следующее.
1. Знать реальное состояние почв на землях сельскохозяйственного назначения. На сегодняшний день существуют фрагментарные данные о качестве почв, их параметрах, а это не только содержание гумуса или элементов питания. Это минимум хотя бы 25–30 показателей, за которыми нужно постоянно (регулярно) наблюдать. Так, запланировано до 1 августа 2020 г. внести в Земельный кадастр все земли сельскохозяйственного назначения. А что есть в кадастре? Определенная юридическая информация, пространственная приуроченность, обзорные карты. А о почвах?! Только карта почв, базирующаяся на единственных в Украине масштабных обследованиях в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века и дообследования в отдельные периоды. Приблизительно в каждом третьем случае изображенные на карте почвы могут и не соответствовать существующим на местности. Никаких даже общих сведений о качественном состоянии почв или отдельных их параметрах в доступной для среднего гражданина форме не существует. К тому же на агропроизводственном группировании почв, проводившемся на основании карты почв, базируется нормативная денежная оценка.
2. Государство должно организовать наблюдение за состоянием почв, создав систему их мониторинга, которая на сегодняшний день реально не функционирует. Как нет и какой-либо (реальной) службы по контролю над качеством почв и соблюдению хотя бы тех существующих нормативных актов, которые уже должны были бы работать. Как бы то ни было, но без такого контроля оценить нынешнее состояние почв и их динамику, прогнозировать и прежде всего предупреждать деградацию почв не удастся.
3. Принятие до открытия рынка земли законов и подзаконных актов, которые сформируют целостное законодательное поле в контексте сохранения функций почв и обеспечат их устойчивое использование.
Наряду с вышеприведенными пунктами существует неотложная необходимость в распространении информации о почвах для неспециалистов. Только в таком случае возможно сформировать культуру обращения с почвами. Отсутствие информации о почвах как в школьной, так и в вузовских программах обучения привело к массовому непониманию даже самого термина "почва". Почвы называют то землей, то глиной, то болотом. С функциями почв ситуация значительно хуже. Вероятно, кто-то назовет плодородие, кто-то что-то слышал о грунтовых водах, и, очевидно, это все… А почвы, в отличие от воздуха, вод или лесов, принадлежащих всем, могут быть и находятся в частной собственности конкретного лица. Владеют ли эти собственники минимальными необходимыми знаниями для сохранности почв? Очевидно, вопрос риторический.
Единственный на сегодняшний день источник информации о качестве почв и его временных изменениях - это агрохимическая паспортизация (проводится раз в пять лет), что, собственно, и должно было бы составлять государственный контроль над состоянием почв на землях сельскохозяйственного назначения. Обеспечивать агрохимическую паспортизацию должно функционирующее Государственное учреждение "Институт охраны почв" с филиалами в областных центрах. Но обязательность паспортизации в действительности реально не обеспечена, хотя есть действующий Закон Украины "Об охране земель" (от 2003 г.) и отдельные подзаконные акты (приказ Минагрополитики "Об утверждении порядка ведения агрохимического паспорта поля, земельного участка", 2011 г.; постановление Кабмина №413 от 07.06.2017). Исполнителей агрохимических обследований могут просто не пустить и таки не пускают на "свою" землю (на сегодняшний день находящуюся в аренде или других отношениях). Детальнее об этих вопросах могут проинформировать специалисты ГУ "Институт охраны почв". А кто сможет зайти на такую уже частную территорию в случае продажи-купли земель? И что ожидает нас в будущем, если у государства не будет возможности контролировать использование земель?
Неопределенность в описанных вопросах нарастает. Так, в первом чтении принят законопроект №2194, в котором одним из пунктов является предоставление местным органам права самим изменять целевое назначение земельных участков частной собственности. Что это означает? Понятно, что земли сельскохозяйственного назначения будут переводиться в земли под прежде всего строительство. Особенно динамичным этот процесс будет в ОТГ, граничащих с городами. Можно было бы порадоваться за малообеспеченных наших граждан, которым предоставят такую возможность в первую очередь, потом - другим гражданам, наконец - депутатам местных рад и уже последнему - председателю ОТГ. Но независимо от этого сарказма, почвы под застройкой - экранированы, поэтому прекращают функционировать как природные тела и поддерживать жизнь на планете в процессе осуществления своих биосферных функций.