Законопроект «О территориях перспективного развития» не учитывает интересы производителя и не содержит экономических обоснований для привлечения инвестиций, заявил в комментарии «Зеркалу недели» председатель донецкого Совета по СЭЗ, зампред Донецкого облсовета Владимир Ишков.
Законопроект о ТПР предполагает, что инвестиционные проекты могут реализовываться в городах с населением более 50 тысяч человек и только с образованием отдельной СЭЗ под каждый проект. Нижняя планка бюджета инвестпроекта — 10 млн. евро. Как отмечает Владимир Ишков, такие условия инвесторам не выгодны.
По его словам, донецкие чиновники и эксперты, занимающиеся вопросами привлечения инвестиций, считают правильным восстановить модель СЭЗ 1998 года, пусть и с корректировками.
В законе о СЭЗ и ТПР 1998 года численность населения не оговаривалась, нижний предел инвестпроекта устанавливался на уровне одного миллиона долларов и позволял вкладывать инвестиции на всей территории, имеющей статус СЭЗ или ТПР. Инвестор получал право беспошлинно ввозить необходимые для реализации проекта товары и оборудование, а также на пять лет освобождался от уплаты налога на прибыль (в новом варианте закона предлагаются каникулы на 10 лет).
Новый же законопроект Минэкономики, констатирует председатель донецкого Совета по СЭЗ, не позволяет на льготных условиях вкладывать инвестиции в модернизацию работающих предприятий.
«ДМЗ, скажем, решил строить стан непрерывной разливки стали или экологически чистую аглофабрику, или что-то еще. Согласно законопроекту нужно оградить эту зону и таможню поставить. Как разъединить одно предприятие? Разделить забором? А вывоз отходов облагать или не облагать налогами? Такая путаница», — прокомментировал он.
В то же время эксперты полагают, что СЭЗ и ТПР образца 1998-го года возродить не получится.
«С тех пор изменилось законодательное поле. Мы вошли в ВТО, и, как вы помните, Ющенко даже отложил роспуск Рады, чтобы проголосовать за целый пакет из 14 законов, необходимый для вступления. Теперь нужно «вписывать» СЭЗ и ТПР в новое законодательство, эта работа займет два-три месяца», — уверен заведующий кафедрой международной экономики Донецкого университета Юрий Макогон.
К тому же он считает, что события 2005 года показали ненадежность предоставляемых преференций.
«Если все это было отменено просто законом о госбюджете, то о каких «гарантиях» для инвесторов может идти речь? Я горячий сторонник стимулирования инвестиций, но в нынешних условиях это должно делаться по-другому», — подчеркнул ученый.
Подробнее читайте в статье Евгения Шибалова «Вася, шо ты гонишь?» в свежем номере «ЗН».