Драматические события конца прошлой недели с определением статуса российских миротворцев в Косово отодвинули на второй план событие, которое раньше наверняка стало бы сенсационным. Речь идет о начале инженерного обустройства административной границы между Ставропольем и Чечней.
По сведениям, оглашенным на заседании Ставропольского краевого совета экономической и общественной безопасности начальником штаба Северо-Кавказского округа внутренних войск Иваном Клеменковым, Курский район края отделит от соседней республики двойной ров с валом протяженностью 114 километров, двойное проволочное заграждение и контрольно-следовая полоса с 15 вышками наблюдения.
Отныне в Курском районе пассажирское и грузовое сообщение с Чечней будет осуществляться только через один стационарный контрольно-пропускной пункт. Остальные будут преобразованы в опорные пункты патрулирования с личным составом из 60 сотрудников внутренних дел, двумя бронемашинами с десантом и четырьмя оснащенными пулеметными установками патрульными автомобилями.
Не исключена и возможность отмены сквозного движения электричек между Чечней и Ставропольем. В стадии обсуждения находится вариант, при котором каждый электропоезд будет доходить до административной границы, где пассажиры пройдут полномасштабный досмотр и таможенный контроль, после чего пересядут на другую, курсирующую строго в административных границах или Чечни, или Ставрополья электричку. Все же остальное железнодорожное сообщение предлагается осуществлять по обходящей Чечню ветке, через Дагестан.
На Ставрополье будут дополнительно передислоцированы из других регионов РФ две части внутренних войск. Существуют планы создания на административной границе края с Чечней 15-километровой контролируемой зоны, из которой будут депортированы все, кто не имеет официального разрешения на пребывание, а въезд в нее будет осуществляться только по разрешению правоохранительных органов.
Уже приступила к работе созданная МВД РФ комиссия по подготовке комплексной программы усиления охраны границы с Чечней и обеспечения безопасности проживающего вблизи нее мирного населения. Предполагается, что эта программа будет рассмотрена на выездном заседании коллегии МВД РФ непосредственно в Курском районе Ставропольского края.
Похоже, последняя серия террористических актов в пограничных с Чечней районах Ставропольского края переполнила чашу терпения Москвы. Сперва в Нефтекумском районе при возвращении с дежурства на контрольном посту милиции погибли, нарвавшись на засаду, четверо милиционеров. Буквально через три дня при патрулировании границы с Чечней были убиты четверо казаков из состава милицейской казачьей роты станицы Галюгаевской Курского района. Пятый находившийся в патруле казак был взят в заложники. Бандиты скрылись на территории Чечни.
В ту же ночь произошел кровавый бой на границе Ичкерии с Дагестаном, в нескольких километрах от печально известного Первомайского. Несколько групп боевиков, проникших с чеченской стороны, открыли ураганный огонь по постам российских внутренних войск. Здесь, к счастью, обошлось без жертв со стороны военнослужащих.
Количество погибших милиционеров в Ставропольском крае только в нынешнем году достигло 14 человек. Бессилие федерального центра перед разгулом терроризма подталкивает жителей Ставрополья к отчаянным действиям. Уже появился ультиматум представителей Терского казачьего войска, намеревающихся взять на себя ответственность как за судьбу своих родных и близких, так и всего края, в случае, если федеральные власти не обеспечат гарантий безопасности местному населению.
Это и подтолкнуло Москву на действия по укреплению административной границы по методикам, разработанным создателями знаменитого «железного занавеса». Российские телеканалы продемонстрировали, как военная инженерная техника начала свои созидательные работы. Впечатляет не очень сильно. Вместо обещанного рва получается неглубокая канава в полметра шириной, да и проволочные заграждения кажутся не особенно надежными. Остановить такие преграды могут разве что автомобиль. Для человека, всадника и боевой техники они преградой не являются. Понятно, что инженерное оборудование границы имеет более политические, нежели военные цели.
Не исключено, что такими решительными действиями российское руководство собирается оказать давление на Грозный в преддверии готовящейся встречи Бориса Ельцина и Аслана Масхадова. Возможно, федеральный центр желает на деле продемонстрировать чеченцам, как будет выглядеть полная независимость их республики, если они не захотят принять на переговорах условия Москвы.
До последнего времени серьезным козырем в руках Грозного был маршрут транспортировки каспийской нефти, проходящий от Баку до Новороссийска через чеченскую территорию. Однако Москва, судя по всему, решила этот козырь из рук чеченцев выбить, пусть даже за счет собственных экономических интересов. При этом такие действия четко вписываются в комплекс мероприятий по изоляции Чеченской Республики.
Руководство Ичкерии неоднократно угрожало перекрыть трубопровод по причине отказа России платить Чечне за транспортировку нефти по ее территории. После взрыва 14 июня на чеченском участке нефтепровода (связанном, как полагают эксперты, с очередной попыткой кражи нефти чеченцами) терпение россиян иссякло. Во-первых, премьер РФ Сергей Степашин поручил экспертам выставить чеченцам счет за украденную из трубопровода нефть за всю историю его существования. Во-вторых, глава российского правительства объявил о возможности в ближайшем будущем полного закрытия нефтепровода Баку-Новороссийск по причине неэффективности его работы и чрезмерных потерь при транспортировке через него нефти. В качестве альтернативного может быть использован вариант доставки «черного золота» железнодорожными цистернами через Дагестан в обход территории Чечни. Эту информацию подтвердили представители российской компании «Транснефть», заявив, что обходной маршрут может быть готов к эксплуатации уже в начале июля. Конечно, эти угрозы могут оказаться обычным блефом, тем более что Азербайджанская государственная нефтяная компания не получила извещения о намерении России закрыть нефтепровод Баку - Новороссийск. С другой стороны, Россия имеет все возможности для реализации этих планов.
Раздражение Москвы можно понять. Нефтяной бизнес давно уже стал в Чечне самым прибыльным после похищения людей. По всей республике работают сотни небольших кустарных заводиков, производящих из ворованной нефти низкокачественный бензин, который реализуется по демпинговым ценам на территории соседних российских областей. В условиях стремительного роста цен на топливо чеченский бензин нарасхват идет на российских бензозаправках.
Кстати, одной из причин активизации боевых действий на границах наблюдатели считают отстаивание своих экономических интересов чеченскими «бензиновыми баронами», бизнес которых напрямую зависит от наличия блок-постов на границе Чечни с другими российскими субъектами федерации.
Вместе с тем, нынешние действия Москвы по созданию «великой чеченской стены», то есть полной изоляции республики, выглядят довольно неуклюжими. Если Россия окончательно определилась с предоставлением Ичкерии полной самостоятельности, то это должно было бы предусматривать целый комплекс подготовительных мероприятий, связанных прежде всего с определением судьбы оставшихся в Чечне русских. В любом другом случае эффективность таких действий будет явно невысокой. Чеченских боевиков это не остановит, зато развяжет руки официальному Грозному, который будет без оглядки на Москву искать пути своего экономического выживания.