Киеву нужен трезвый взгляд на украино-российскую мифологию
Миф первый. «Возмутителем спокойствия в украино-российских отношениях является законодательная власть, а власть исполнительная привержена благим принципам добрососедства и международного права». Действительно, ранее именно от парламентского камня, брошенного в и без того рябящую российско-украинскую гладь, расходились круги напряжения и недоверия. Вспомним июльское решение по Севастополю 93-го, прошлогодний мораторий на раздел Черноморского флота и т.д. Однако теперь в России парламент двухпалатный, и верхнюю палату составляют не просто депутаты-законодатели - в ней сенаторы, являющиеся губернаторами, а значит, людьми от исполнительной власти. Как-никак опора президента на местах! Лоцманы и адвокаты его курса! Да и какой Лужков законодатель, если под законодателем принято считать по сути ничего серьезно не решающих «чистых» политиков? А человек, под которым город, в котором сосредоточено девять десятых российских капиталов, - это как раз и есть та самая исполнительная власть, которая по сути реально руководит, реально распоряжается и реально все контролирует.
Более того, контролирует не только в Москве, ибо поддержка севастопольских идей Лужкова Советом Федерации - это ничто иное, как начало поддержки губернаторами кандидатуры мэра Москвы на будущих (возможно, не столь далеких) президентских выборах.
То, что Лужкова по севастопольскому поводу поддержали все «исполнительные» законодатели в верхней палате, свидетельствует в частности либо о раздвоении исполнительной власти в РФ, либо о нежелании признать изменившиеся реалии. Понятно, что на этом все не остановится и фактически исполнительная власть будет и дальше действовать в том же направлении. Новым губернаторам для утверждения в роли государственников и набора всероссийского политического веса необходимы громкие неместечковые дела. Тем более что среди них есть немало величин всероссийского масштаба, которые в силу разных причин пока спустились (или же их опустили) на губернский уровень.
В приватном порядке украинские дипломаты признаются, что после скандальных заявлений российских парламентариев на протяжении последних нескольких лет позиция российской делегации на переговорах становится значительно жестче. Возможно, это учет мнения законодателей, которым придется ратифицировать что-либо подписанное. Но мы-то, в Украине, знаем, как надо работать с законодателями. Украине ли рассказывать, как можно играть мнением парламента - чего только стоили долгие игрища с Договором СТАРТ-1 и умелые манипуляции Леонида Кравчука с парламентом. Когда вопрос встал ребром - или политическая изоляция от остального мира, или ратификация и безъядерная перспектива - тогда с парламентариями хорошо поработали, да так, что даже отъявленные ядерщики нажимали «антиядерные» кнопки системы «Рада». А как умело «посотрудничал» с парламентом Леонид Кучма и его команда перед присоединением Киева к Договору о нераспространении ядерного оружия! Словом, было бы желание...
Миф второй. «Был бы Борис Ельцин здоров...» Стоит вспомнить, что когда еще Лужковы, Затулины и Бабурины ходили пешком под политические столы, не кто иной, как лидер новой России Борис Ельцин начал украино-российскую эпопею со слов «ЧФ был, есть и будет российским!!!»
Ну вот, вроде как здоров уже. И что? Наивно было бы полагать, что здоровый Ельцин заставит умолкнуть московского мэра. Шесть раз Борис Ельцин не приехал в Украину, как было обещано или планировалось за последние три года. А что мешало ранее (кроме президентской кампании и болезни) просто приехать даже не для подписания Договора, а для политических консультаций. Опьяненных надеждами на доброго Ельцина можно адресовать к московской газете «Коммерсантъ», которая в своем прогнозе на 1997 год предрекла: Черноморский флот с Украиной не поделят. А значит, шансов увидеть лимузин со штандартом президента РФ на Крещатике в новом году не так уж много.
Миф третий. «С Россией все проблемы решены». Вариант: «С Россией все проблемы могут быть решены». С периодичностью примерно один раз в квартал кто-то из солидных киевских официальных лиц берет на себя смелость заявить, что все проблемы в отношениях с Москвой решены - или по крайней мере почти решены. Последним смельчаком в октябре минувшего года был секретарь Совбеза и обороны Владимир Горбулин. За заявлением последовал очередной виток напряженности, и в результате - конфуз.
С учетом исторического наследия, ментальных особенностей и нынешней геополитической ситуации несложно спрогнозировать, что никогда проблемы не будут решены и никогда украино-российские отношения не будут совершенно безоблачными. И не стоит на это наивно надеяться. Эти самые «облака» будут всегда - если не «хмурые тучи» флота и Севастополя, то тучи борьбы с импортом украинской водки... Ну уж по крайней мере розовые облака какого-то двойного гражданства, на котором все еще настаивает Россия. Солнце, согревающее двусторонние отношения, будут заслонять и отношение Украины к НАТО, и наша ориентация на Запад.
Миф четвертый. «Во многом состояние двухсторонних отношений между странами определяется личными отношениями лидеров государств». Отсюда и чрезмерная частота контактов. Правда, все как-то «односторонних» - это когда мы к ним, а не они к нам. Интересно, что позапрошлый год Украина ждала так и неприехавшего президента России. Минувший год завершила в ожиданиях так и неприехавшего премьер-министра соседней страны. Развивая тему, можно предположить, что в 98-й Украина войдет в бесполезных ожиданиях уже министра иностранных дел... Куда дальше? Во многом, как представляется, виной персонификация отношений между странами, символизация их до дружбы президента с президентом, президента с премьером Черномырдиным. Или же слишком деловых личных отношений двух премьеров. Ушедший год принес и новое изобретение - это не виданные доселе тайные визиты. Когда толком неизвестно, где Президент (а он, оказывается, в Москве и вроде бы кому-то даже об этом говорил - хорошо, что Украина безъядерная, а то искали бы не столько его, сколько ядерный чемоданчик). Зачем премьер в очередной раз ездил в Москву? Да так, что даже Президент Украины узнает от Черномырдина о том, что премьеры двух стран не встречались... Возможно, что-то и было решено в ходе этих визитов. Но, во-первых, нам об этом ничего неизвестно, а во-вторых, это не отразилось на нашем жизненном уровне. Тогда зачем эти визиты?
Миф пятый. «Мы договорились пока что не разглашать детали переговоров для журналистов». Теперь уже очевидно, что излишняя закрытость, отсутствие гласности в позициях сторон на руку России. Не раз бывало, что, договорившись держать обет молчания, российская сторона через цитируемые «достоверные и хорошо информированные источники» ставила Украину в неловкое положение. Киев от открытой игры и публичной информации о позициях сторон в любом случае не проиграл бы - даже наоборот. Пока, например, ни слова о цене аренды - все в тайне. Но если россияне хотят платить десятки или же сотни миллионов долларов за аренду базы в Севастополе, а Украина теоретически может настаивать (и, кажется, настаивала) на полутора-двух миллиардах - так любой в Украине может больше зауважать власть и понять, почему та никак не может договориться с россиянами.