После тяжелых и продолжительных дебатов верхняя палата российского парламента решила отложить ратификацию Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Россией. Из состояния «клинической смерти» документ обещают вывести в середине февраля. Взятая передышка будет использована исполнительными властями обеих стран для дезавуирования ложных диагнозов, которые поставили российские губернаторы положению русских и русскоязычных в Украине, состоянию частей российского флота, юридической подоплеке статуса Севастополя, двухсторонним экономическим отношениям. Спору, который тлеет более восьми лет, пришло время разгореться. Но в свете пламенных страстей отчетливее стали видны тени. И не только политических фигур, но и мрачных политико-экономических процессов.
Юрий Лужков - собиратель и разжигатель
Позиция, которую занял в процессе ратификации украино-российского договора мэр Москвы и претендент на пост президента России Юрий Лужков, неожиданностью для Киева не оказалась. Юрий Михайлович на протяжении последних четырех лет чрезвычайно последователен в своих эпатажных высказываниях о «российском городе Севастополе». Наряду с этим он также последователен в умении сразу же после подобных заявлений или визитов в Крым загладить свою вину перед украинским руководством. По крайней мере более или менее жесткая реакция МИДа Украины в адрес Лужкова не мешала Леониду Кучме посещать московскую мэрию и поглощать фазанов за одним столом с обидчиком Украины.
По всей видимости, на этот раз официальный Киев примет правила игры, навязанные Юрием Лужковым, и будет более широко и с меньшим стеснением критиковать позицию «Отечества» - всероссийской организации, созданной и возглавленной Лужковым для поддержки его на президентских выборах. В том же, что это - игра, похоже, ни в Москве, ни в Киеве никто не сомневается. Лужков играет на струнах российской души, но в случае, если ему доведется стать президентом, партитура, по всей видимости, будет сменена. Во-первых, потому что масштаб ответственности градоначальника несоизмерим с бременем ответственности, которая ложится на плечи главы государства. Во-вторых, уже сейчас понятно, что, сделав своим коньком антиукраинскую позицию, в основе которой лежат территориальные претензии, Лужков совершил ошибку, ибо из угла, в который он себя загнал, есть два пути: либо отказаться от занимаемой позиции, спустив ее на тормозах, и потерять очки при зачете; либо пойти в этой позиции до конца и потерять будущее. Причем не только свое, но и (в случае победы на президентских выборах) вверенной ему страны.
Мэр российской столицы в своих действиях ссылается на социологический опрос россиян, согласно которому около 70% считают Севастополь российским городом. Но если поставить вопрос иначе, например, так: «Считаете ли вы, что Россия должна вернуть себе Севастополь, пойдя при этом на открытый конфликт с Украиной (а иного пути просто не существует. - Ред.)?», то вряд ли цифра ответивших положительно будет равна 70%. Но если Лужков останется верен своей линии в случае избрания президентом, а при этом Большой договор между нашими странами не будет ратифицирован, то в таком случае вопрос о территориальной целостности Украины автоматически будет обострен, более того - последовательному Лужкову придется денонсировать соглашения, подписанные премьер-министрами о разделе Черноморского флота и базировании российских частей ЧФ на территории Украины.
Механизм денонсации, предусматривающий сложную процедуру, включающую в себя обращение к международным организациям, будет сопровождаться не только словесными баталиями с двух сторон. Случится то, о чем, дабы не нагнетать страсти, молчат политики двух государств, подбирая к предполагаемой ситуации различные эвфемизмы типа «чрезвычайно острого конфликта». В ряду экономических репрессий Россия закроет для наших товаров свои рынки, Украина, в свою очередь, установит мировые цены на транзит газа и нефти через свою территорию. Разорвутся оставшиеся экономические связи. Не исключено, что в противостояние будут втянуты и другие государства, которым, согласно с совестью и международным правом, придется прямо или косвенно встать на сторону Украины. В центре Европы вспыхнет конфликт, по сравнению с которым Югославия - это игра в сыщики-разбойники. Противостояние истощит и без того мизерные силы обоих государств. Жутковатую картину последствий продолжения взятой Лужковым линии венчают воспоминания о кинокартине Вайды «Пейзаж после битвы».
На этом мрачном фоне, которому, как небезосновательно утверждают украинские политики, не суждено быть перенесенным из ночных кошмаров в жизнь, поскольку Совет федерации все же ратифицирует двухсторонний договор, вырисовывается светлый образ министра иностранных дел России Игоря Иванова и нынешней российской исполнительной власти в целом. Выступления российского министра иностранных дел в Думе и Совете федерации действительно были аргументированными, разумными и, если так можно выразиться в отношении дипломата, талантливыми. На фоне грубой антиукраинской вакханалии «генерал-губернаторов» глава российского внешнеполитического ведомства выглядел самым большим другом Украины. Таковым сейчас видится и Борис Ельцин, который, несмотря на свою болезнь, держал под контролем процесс подготовки к ратификации договора в верхней палате, тщательно обрабатывая всеми доступными ему способами российских региональных лидеров, а также распорядился о том, чтобы с докладом о ратификации в Совете федерации выступал не замминистра, как это принято, а сам министр. Конечно же, в сложившейся ситуации исполнительная власть России оказалась большим союзником Украины, нежели собственной законодательной власти.
Из таких обстоятельств Украина должна извлечь и, похоже, извлекает максимальную выгоду для себя. Но стоит ли очаровываться внезапными переменами, произошедшими с еще недавно активными оппонентами украинских политиков и дипломатов? Ведь даже когда ты создаешь с кем-то взаимовыгодную ситуационную коалицию, бывает нелишним узнать, почему на нее идет другая сторона.
Добро победит зло: поставит на колени и зверски убьет
Конечно же, и министр иностранных дел России, и премьер-министр, и президент не лукавят, утверждая, что конфронтация с Украиной и разрушение существующих экономических связей, вследствие политического противостояния, будут иметь негативный результат для обеих сторон. Конечно же, их позиция, призывающая сенаторов согласиться с реальностью, а именно - существованием независимого Украинского государства в определенных договором (и не только им) границах, смотрится куда более цивилизованно, чем пещерный нигилизм парламентариев, отказывающихся считаться не только с самоопределением целого народа, но и с новыми политическими реалиями и международным правом. В то же время исполнительная власть России, похоже, имела три основные причины, по которым бросила столь серьезные организационные силы на решение вопроса о ратификации украино-российского договора.
Первая из них - внутриполитическая. Мы все помним причины, побудившие Леонида Даниловича посредине президентского срока сделать, казалось бы, неуместное заявление о том, что он намерен бороться за сохранение президентского кресла еще на пять лет. Не секрет, что поводом для такого выступления Леонида Кучмы послужили нашептывания ближайшего помощника, суть которых сводилась к следующему: «Лазаренко все сильнее и сильнее. В нем видят будущего президента. Он решает все вопросы по бизнесу. Люди уходят под его знамена». В принципе эта информация соответствовала действительности. И для того, чтобы купировать процесс, Президент не придумал в момент премьерства Павла Ивановича ничего лучше, как выступить с таким заявлением.
...Ельцин слабеет, его окружение мельчает и выщелачивается. Власть в России, как и в Украине изживает себя. На этом фоне бизнесмены и политики реально пытаются предугадать, кто же станет следующим хозяином страны и сделать свою ставку.
Юрий Лужков - один из реальных претендентов. Отток капиталов и умов под его знамена уже начался. Тесные связи Лужкова с лидерами российских регионов хорошо известны. Пожалуй, это его основной конек, на котором он будет пытаться доскакать до президентского кресла. Бой за ратификацию договора в верхней палате российского парламента, населенной губернаторами, можно рассматривать и как перетягивание каната между Борисом Ельциным и Юрием Лужковым. Исполнительной власти необходимо выиграть этот, по сути, первый раунд. Пусть даже не нокаутом, а по очкам. Борису Ельцину необходимо показать, что центр, ослабленный кризисом и болезнью, все равно имеет на регионы большее влияние, нежели мэр Москвы.
Вторая причина, обуславливающая политику «пряника» в отношении Украины, эффектно смотрящуюся на фоне политики парламентского кнута, лежит за пределами РФ. После игнорирования НАТО российских запретов и угроз и принятия в свои ряды Польши, Чехии и Венгрии; отказа Китая войти с Россией и Индией в стратегическую коалицию; после кризиса 17 августа; после отказа замечать российские протесты при бомбардировке Ирака; после многих более мелких экономических и политических потерь России на внешнеполитической арене - всем стало понятно, что Россия не является не только супердержавой, но и государством, с мнением которого принято считаться. Сегодня на политической карте мира российская дипломатия чувствует себя примерно так же, как москвич, попавший в Люберцы в начале 90-х.
Катастрофическими темпами теряя сферы влияния в мире (а для того чтобы их удерживать, нужны не только режимы и идеология, нужны в первую очередь деньги, которых у России сейчас нет), российская исполнительная власть отдает себе отчет в том, что ей нужно удержать во что бы то ни стало хотя бы ближайшее окружение. Для этого ей необходимо не допустить развала СНГ, а сохранить его она может только при условии существования в Содружестве Украины. Именно поэтому Украину нельзя отталкивать. Нужно стать ей другом, по крайней мере - большим другом, чем Запад. И здесь-то, собственно, и лежит третья причина, позволяющая российской политической элите считать, что сейчас настало именно то время, когда Украину можно не ультиматумами и насилием, а хитростью и терпением повернуть в свою сторону, поскольку для этого на Западе (!) созрели благоприятные условия.
И такая точка зрения, к сожалению, имеет под собой основания. Совет Европы из всех стран, имеющих такой же, как и Украина, перечень несоответствий его постулатам, устроил именно над нашим государством «показательный процесс».
МВФ демонстрирует всему миру то великое одолжение, с которым предоставляет Украине кредиты. Да и то, только для того, чтобы получить возможность хоть частично начать получать обратно ранее выделенное.
Леонид Кучма встречается с Альбертом Гором в Давосе. Украинскому народу предыстория этой встречи по понятным причинам не сообщается. Однако российским дипломатам, имеющим в Вашингтоне свое лобби, надо полагать, достаточно хорошо известно о том, какие титанические усилия прилагала украинская дипломатия и иные институты, лоббирующие интересы Украины в США, для того, чтобы уговорить Альберта Гора провести встречу с украинским президентом. А ведь Гор - это человек, шансы которого определять политику США во время следующего президентского срока весьма высоки...
Иными словами, в Москве четко уловили разочарование Запада как в нынешней властной украинской команде, так и в перспективах страны в целом. Подобные догадки подтверждает информация из различных американских источников. Все они сходятся в одном - в президентской кампании в Украине активно поддерживать некого. Ни с кем из реальных кандидатов Запад, и в первую очередь США, не связывает радикального улучшения ситуации в Украине. Речь идет, конечно же, в первую очередь, о ситуации экономической.
Зона политического безразличия, в которой сейчас оказалась Украина, объясняется не только тем, что наша страна избавилась от ядерного оружия, уступила требованиям Запада и приняла решение о закрытии ЧАЭС, отказалась от участия в иранском проекте. Все эти, некомпенсированные должным образом, уступки, конечно же, повлияли на вес Украины в политическом и военно-политическом секторах мироустройства. Но основной причиной символического интереса к Украине является ее нынешнее экономическое положение. С такой экономикой сложно выступать с какими-либо мировыми инициативами, сложно претендовать на ведущую роль в регионе и практически невозможно добиваться ускорения интеграционных процессов на европейском направлении. Дипломатия гребет на Запад, а экономическое течение относит Украину на Восток, где ее уже ждут с распростертыми объятиями. Очень крепкими.
Пролетарии трех стран, объединяйтесь?
Юрий Лужков и Александр Ткаченко, Константин Затулин и Петр Симоненко... Вот далеко не полный перечень имен, совершенно одиозных для любого человека, желающего жить в суверенной стране (будь то Россия или Украина) и иметь дружеские, законодательно обоснованные, взаимовыгодные и взаимоуважительные отношения с соседними странами. Появление и активизация позиций любого из вышеназванных персонажей в каждом конкретном случае может иметь свои субъективные причины. Кто-то метит на президентство, кто-то - на кресло министра иностранных дел, кому-то нужна великая Россия, кому-то - своя экономическая вотчина, а кому-то - реставрация затертых идеалов. Но активизация так называемых интеграционных настроений является не причиной, а следствием той экономической ситуации, в которой оказались новые независимые государства европейской части бывшего Союза. Подкожный жир, накопленный (как бы там ни было) за годы Советской власти, уже давно истощился, а власти и народы, делящие между собой ответственность за нынешнюю ситуацию, так и не очнулись от спячки.
На сегодняшний день мы проиграли в экономике, и это - очевидно. Мы проиграли не только Штатам, Германии и Китаю, мы проиграли Польше, Венгрии, Чехии и прибалтам. Украинская политэлита, в своем порыве повторить подвиг Геракла, пыталась притянуть Украину к Европе. Но она вырвала украинское кольцо из почвы, так и не дотянув до европейского уровня ни демократизм украинской власти, ни стабильность украинского законодательства, ни уважение населения и власть предержащих к закону. Слишком далеки они оказались от народа, которому с каждым днем остается все меньше и меньше чего терять. Уже сейчас у многих остались только цепи...
Но проиграла не только Украина. Александр Лукашенко в Белоруссии никого никуда не тянул. Он отказался от экономической и демократической «мелиорации» собственного государства. И в этом смысле Белоруссия осталась болотом.
Анализировать же многочисленные психологические, организационные и политические причины нынешней экономической ситуации в России можно очень долго. Но для всех трех государств, по мнению американского аналитического «Центра стратегического прогноза и разведки», который для многих крупных фирм под заказ выполняет исследования рынков и инвестиционных ситуаций в различных странах, причиной, до невозможности ослабившей Россию, Белоруссию и Украину, стало ненахождение этими странами своего места в международном разделении труда, а также полная неподготовленность к конкуренции с продукцией западных стран при условии потери собственных, закрытых при Советском Союзе рынков.
По мнению американских аналитиков, основным постулатом капитализма является «конкуренция-стимул-производство». В отношениях между государствами он проявляется «в теории относительных приоритетов». Каждая страна имеет такие плюсы, поскольку в отдельных отраслях: науке, промышленности, автомобилестроении, приборостроении, в легкой промышленности и т.д. она достигает лучших показателей, чем другие, и имеет максимальные доходы. Конкуренция заставляет каждую страну находить свои приоритеты, придерживаться их и выживать за счет этого. «Это прекрасная теория для всех государств. За исключением тех, чьи приоритеты являются недостаточными для того, чтобы поддерживать минимальный, приемлемый уровень жизни. После открытия границ СССР возникла проблема поиска приоритетов уже не среди социалистических стран, а на общих рынках с ФРГ, Францией и США».
По мнению американских исследователей, поделившихся своими выводами с пользователями Интернет, «результаты оказались плачевными. Неожиданная конкуренция привела к полной экономической депрессии не только в Белоруссии, России и Украине, но и в других государствах бывшего СССР. Приток импортных западных товаров разрушил отечественное производство в большинстве отраслей промышленности. Западных инвестиций оказалось недостаточно для перестройки экономик этих стран, но при этом они заблокировали внутренние инвестиции в развитие инфраструктуры».
Американские яйцеголовые считают, что для восстановления украинской экономики нужно не два миллиарда, со скрипом выделяемых Международным валютным фондом, а двадцать. И то они убеждены, что эта сумма не выведет Украину из производственного кризиса. По их мнению, наше производство будет падать со скоростью не меньшей, чем один процент в год, и Запад экономически никоим образом не сможет существенно помочь Украине. А вслед за этим приговор: «Существует очевидное решение проблем России, Украины и Белоруссии - это реинтеграция, отмежевание, возобновление замкнутого экономического союза, воссоздание виртуальной планеты, в которой ранее существовал СССР со своими сателлитами».
Эксперты не пишут о возникновении военно-политического союза, хотя, скорее всего, он может стать прямым следствием создания неизбежной, по их мнению, «рублевой зоны и союза экономического». Главный вопрос, по их мнению, - кто войдет в этот экономический анклав, населенный тракторами «Беларусь», порошком «Лотос», броварской мебелью, «Жигулями» и очередями за всем этим.
Авторы исследования считают присоединение Беларуси к России моментом знаковым, но не решающим. По их мнению, ключевым государством является Украина, поскольку производство украинской сельхозпродукции является критической составляющей успеха политики реинтеграции (отмежевания). Без Украины же Россия будет вынуждена сельхозпродукцию импортировать, что не даст возможности создать относительно самодостаточное межгосударственное образование. О степени относительности американцы могли бы судить более точно, если бы проехались по колхозам бывшей житницы СССР... В принципе непонятно, почему аналитики решили ограничиться только лишь аграрным аргументом, но, похоже и этого довода им хватило для того, чтобы заключить: «Без участия Украины союз невозможен, поскольку в этом случае обвал России продолжится...»
«Украина не может выжить экономически, как независимое государство. Ее ожидает дальнейшее стремительное падение экономики на протяжении неопределенного времени. Речь можно вести лишь о мере разочарования, с которой украинцы отвернутся от Запада. В то же время Украина - это необходимое условие для возобновления стабильной России. Она снова открывает геополитические возможности, недостижимые для россиян после развала СССР. Для Украины вопрос в действительности прост: а есть ли другая альтернатива? Но эта страна просто не может дальше существовать в конкурентной среде, в которую ее бросили. Единственный реальный выход из ситуации - это отступление (реинтеграция с Россией).
В 1999 году мир услышит много сообщений об Украине. В конце концов, если не в этом году, то очень скоро будет создана федерация Украины с Белоруссией и Россией. Это будет началом дальнейшей реставрации Российской империи. Это воссоединение еще раз изменит всю евроазиатскую геополитику. Откровенно говоря, мы не видим никакой возможности проведения в Украине прозападных реформ».
Вот такой мрачный прогноз, рожденный на Западе, где, как казалось, уже все свыклись с мыслью о том, что Украинское государство получило независимость всерьез и надолго.
Одна ласточка весны не делает. Точнее будет сказать: одна ворона не делает зимы. Однако зима иллюзий уже на пороге. Мы сами своей беспомощностью замораживаем ростки всего нового и позитивного, что дала нам независимость. Страна, как при чернобыльском синдроме, теряет иммунитет. Украина утрачивает способность сопротивляться внутренней и внешней «инфекции». И в сложившейся ситуации остается надеяться, что за нами сохранится хотя бы право выбора, где оказаться - в больничной палате или в лепрозории.
А вы говорите - Лужков, ратификация...