СТАНЕТ ЛИ ЕВРОПА БЕЗЪЯДЕРНОЙ

04 апреля, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск № 14, 4 апреля-11 апреля 1997г.
Отправить
Отправить

То, что Европа давно стремится стать безопасным континентом, - не требует доказательств. Лишнее то...

То, что Европа давно стремится стать безопасным континентом, - не требует доказательств. Лишнее тому подтверждение - стремление подавляющего большинства европейцев укрыться от всех мыслимых угроз под общей надежной «крышей», которой сегодня всем видится НАТО. Парадокс ситуации состоит в том, что это естественное движение способно привести Европу к совершенно противоположному результату: угрозы из a priori неявных могут, как утверждают оппоненты, трансформироваться в a posteriori конкретное, хорошо всем знакомое, силовое противостояние Запад - Восток. Самое неприятное, что основой такого баланса вновь может стать ядерное оружие.

Брюссель и Москва в итоге непрерывной, острой дискуссии так и остались, по большому счету, на исходных позициях, не сумев пока найти приемлемого компромисса. Российские политологи прямо говорят следующее. Загнанный в угол собственной бескомпромиссной позицией и, что хуже всего, испытав очередное международное унижение в результате провала своей неконструктивной политики отрицания, Кремль в ответ на факт расширения НАТО (независимо от политических взглядов его обитателей) предпримет единственный и безальтернативный ход: противодействие, которое обернется еще большим напряжением во взаимоотношениях с альянсом. И самое неприятное заключается в том, что уже сейчас Москва все чаще стала обращаться к «ядерным аргументам». Приведем, без комментариев, лишь один пример.

Российские военные эксперты, обосновывая возможность использования РФ ядерного оружия уже в мирное время, называют целую группу причин: формирование военно-политических союзов, угрожающих РФ или ее союзникам (!); наращивание группировок войск в регионах, примыкающих к территории РФ или ее союзников (!), до пределов, резко нарушающих сложившееся соотношение сил; размещение сил и средств вооруженной борьбы государств - ведущих членов НАТО на территории стран, ранее входивших в состав СССР, или стран - бывших членов Варшавского пакта (заметим, что речь идет уже о размещении не ядерных сил НАТО, а просто о «силах и средствах вооруженной борьбы»!). Для перехода к применению ядерного оружия «... необходимо заблаговременно подготовить обоснованный проект решения (для президента. - В.Ч.), реализация которого заняла бы минимум времени и не могла быть вскрыта техническими средствами разведки». Много шуму наделали совсем недавние «ядерные» пассажи российского секретаря Совета безопасности И.Рыбкина.

Беспокойство по поводу крайне негативной реакции РФ на расширение альянса разделяется и западными специалистами в области ядерного нераспространения. Они обращают внимание на вполне ожидаемый демарш, который способна предпринять Госдума РФ, и которым был бы нанесен серьезный ущерб всему процессу ядерного нераспространения. Речь идет о возможном отказе российской стороны ратифицировать договор СТАРТ-ІІ.

С другой стороны и «атлантисты», прежде всего - США, точно так же уже не могут ни отказаться от планов экспансии НАТО, ни даже существенно затормозить процесс приема новых членов. Дело, что называется, слишком далеко зашло, и «потеря лица» могла бы стоить Вашингтону слишком дорого: от разочарования европейцев в лидере до поиска альтернативных гарантов и структур безопасности - один шаг. Уже в силу только этой причины «восточные» планы НАТО вряд ли могут быть подвергнуты существенной ревизии.

В этой непростой, практически патовой ситуации крайне необходим срочный поиск компромисса, который сделал бы возможным если и не окончательное разрешение проблемы, то по крайней мере позволил бы исключить опасное развитие событий вокруг нее. В этом смысле одной из самых неотложных задач, безусловно, представляется нейтрализация ядерной угрозы, предотвращение возврата к ядерному противостоянию в Европе. Решение проблемы видится в полном и окончательном «удалении» ядерного оружия с европейского политического игрового поля. Причем немалый позитивный опыт успешной реализации идеи региональной безъядерности через образование безъядерной зоны путем заключения соответствующего международного договора мировой практикой уже накоплен.

Что же это такое, «зона, свободная от ядерного оружия»? Генеральной Ассамблеей ООН она определена как «любая зона, признанная Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций, которую любая группа стран в свободном проявлении суверенитета образовала в силу договора либо конвенции». Такой договор призван обеспечивать «полное отсутствие ядерного оружия, что как раз и есть предназначение зоны», а также должен предусматривать «международную систему проверок и контроля с целью гарантирования соответствия обязательствам, устанавливаемым этим договором». Кроме того, ООН рекомендует ядерным государствам ввиду полного отсутствия ядерного оружия в таких зонах не прибегать в них к какого-либо рода нарушениям безъядерного режима, а также воздерживаться от использования или угрозы использования ядерного оружия против стран-участниц ЗСЯО.

Потенциальными участниками зоны видятся прежде всего наиболее вероятные претенденты на вступление в Североатлантический альянс, поскольку задачей ЗСЯО как раз и является недопущение в результате этой акции «ядерного эффекта». К таким странам, как известно, относятся «вышеградцы» - Польша, Чехия, Венгрия и, возможно, Словакия. Не менее заинтересованы в создании зоны граничащие с ними Украина и Беларусь, о чем они уже заявляли на официальном уровне. Так, идея создания в Европе зоны, свободной от ядерного оружия, была высказана белорусской делегацией на Нью-йоркской конференции участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) весной 1995 г. Украиной предложения о создании ЦЕ ЗСЯО выдвигались неоднократно. Только в прошлом году с этой инициативой выступили: Президент Украины Л.Кучма - на пленарном заседании сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в апреле, а в июле - в ходе экономической встречи на высшем уровне стран Центральной и Восточной Европы; в том же июле - председатель Верховной Рады А. Мороз на заседании пятой сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ; секретарь Совета национальной безопасности и обороны В. Горбулин - на Боннской международной конференции по проблемам разоружения, организованной в мае прошлого года по инициативе НАТО и Министерства иностранных дел ФРГ.

Объективно небезопасная ситуация, связанная с расширением НАТО, сделала вполне логичной именно украинскую инициативу превращения своей и прилегающих государственных территорий в безъядерную зону. Став добровольно первой на континенте безъядерной державой, Украина обрела абсолютное моральное право на подобную инициативу.

Авторитетный специалист в области нераспространения ядерного оружия Дэвид Фишер еще пять лет назад заметил, что «.. безо всякого формального решения Центральная Европа уже движется в направлении безъядерной зоны». Это, однако, не означает, что путь воплощения идеи ЦЕ ЗСЯО в реальность будет простым. Напротив, имеющийся опыт создания подобных зон свидетельствует о том, что процесс согласования интересов участников зоны чрезвычайно сложен, требует немалого времени и серьезных политических усилий на международном уровне.

Еще в 1975 г. группой государственных экспертов, созданной женевским Комитетом по разоружению, была детально проанализирована проблема ЗСЯО. Результаты этого анализа доложены на ХХХ сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В них, в частности, отмечалось, что попытки априори выработать основные универсальные принципы и определить некие согласованные параметры ЗСЯО нереалистичны, в силу имеющихся различий в представлениях государств о задачах их национальной безопасности и других интересов.

Тем не менее, те же эксперты констатировали главное - положительное влияние таких зон на региональную и глобальную безопасность и сформулировали несколько необходимых для создания ЗСЯО условий:

- организация ЗСЯО может быть инициирована не только группой государств, охватывающих целые континенты или большие географические районы, но также небольшими группами стран и даже отдельными странами;

- соглашениями о ЗСЯО должно гарантироваться, что зона есть и будет действительно свободной от любого ядерного оружия и что государства-участники зоны не имеют в своем распоряжении какого-либо подобного оружия за пределами зоны;

- инициатива создания зоны должна исходить от государств рассматриваемого региона, а участие в Договоре должно быть добровольным;

- при создании региональной зоны должно предусматриваться участие в ней всех важных в военном отношении стран, а предпочтительно, - и всех стран региона, что позволит повысить эффективность зоны;

- соглашения относительно зоны должны предусматривать эффективную систему верификации с тем, чтобы обеспечивалось полное выполнение принятых обязательств;

- соглашения должны стимулировать экономическое, научное и технологическое развитие участников зоны через международную кооперацию в мирном использовании ядерной энергии;

- договор, которым устанавливается зона, должен быть бессрочным.

Кроме того, большинством экспертов как на фундаментальный принцип указано, что все подобные соглашения должны содержать соответствующие гарантии ядерных держав, такие как отказ от попыток применения и угроз применения ими ядерного оружия против государств-участников зоны.

Успешное функционирование организованной подобным образом ЗСЯО может явиться первым шагом к трансформации ее в перспективе в зону мира. Недавно, в феврале прошлого года, такая заявка уже была сделана. Министр иностранных дел Австралии Гарет Эванс призвал к созданию в южном полушарии пространства, свободного от ядерного оружия. Эта «супер ЗСЯО», по замыслу, должна будет объединить в единое целое существующие региональные ЗСЯО в южной части Тихого океана, в Африке и Латинской Америке. Получит эта инициатива развитие или нет - покажет время. Самое главное, что наметился реальный путь для продвижения к конечной цели - всеобщему ядерному разоружению. Кроме того, опыт безъядерных зон свидетельствует о том, что благодаря установленному в них усиленному режиму контроля за ядерной деятельностью, одновременно облегчается мониторинг и раннее выявление иных форм противоправной активности, таких как незаконная торговля оружием, распространение наркотиков, терроризм. Все это в условиях региона, который пережил балканскую войну и на периферии которого продолжают существовать «горячие точки» приобретает особую актуальность. Поводов для беспокойства достаточно. Так, например, на границе крупнейшей на континенте ядерной державы - Российской Федерации - на сегодняшний день лишь 25% пунктов оборудованы необходимыми приборами для пресечения ядерной контрабанды. Оснащение же российской границы современными техническими средствами контроля при нынешнем уровне финансирования займет, по мнению российских экспертов, не менее пяти лет. С образованием между РФ, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном таможенного союза и снятием контроля за перемещением товаров внутри этого таможенного пространства ситуация на внешних границах содружества (на западе это государственная граница РФ) объективно еще более осложнилась. Ведь заключенное несколько лет назад между странами СНГ соглашение о совместных мерах в сфере экспортного контроля так и не привело к созданию объединенной системы контроля. Однако функционировали национальные системы экспортного контроля и осуществлялся таможенно-пограничный контроль. Теперь ряд и этих, пусть не очень совершенных, барьеров на пути контрабандистов устранен, а вдобавок отмечены факты контрабанды при легальном экспорте радиоактивных материалов... Специалисты признают, что предотвратить такого рода действия крайне сложно.

Таким образом, с созданием ЦЕ ЗСЯО решалось бы сразу несколько важных задач: ядерной безопасности стран Центральноевропейского региона, исключения опасности возврата к ядерному противостоянию объединенная Европа - Восток и создания благоприятных условий для превращения Европы в стабильный континент.

Поддержка идеи создания ЦЕ ЗСЯО основными ядерными государствами означала бы, что клуб ядерных держав - не организация консерваторов, преследующая узко корпоративные интересы и проводящая политику двойных стандартов. Такая поддержка свидетельствовала бы о конструктивизме и последовательности ядерных держав в их стремлении к безъядерному будущему. Тем более, что уже и группой ядерных поставщиков на пленарном заседании, состоявшемся в апреле прошлого года в Буэнос-Айресе, было выражено положительное отношение к безъядерным зонам.

Ясно, что идея зоны не может быть реализована без заинтересованности в ее создании Организации Североатлантического сотрудничества. НАТО не раз заявляла о готовности соответствовать новым историческим реалиям. Ситуация, во многом инициированная самим альянсом, складывается так, что без поиска компромиссов и выработки новых формул взаимодействия НАТО свою историческую миссию - гаранта европейской безопасности - может не выполнить. Такой компромисс в виде Центральноевропейской ЗСЯО сегодня вполне реален. И еще одно обстоятельство. В Европе набирает силу движение сторонников ядерного разоружения. Организация Greenpeace Int. уже обратилась с письмом к генеральному секретарю НАТО Хавьеру Солане, в котором обращено его внимание на вероятное возрастание ядерной опасности в Европе в связи с намеченным расширением НАТО на восток. Призвав к пересмотру западной концепции роли ядерного оружия на континенте, Greenpeace отметила заявление Великобритании о выводе ее тактического ядерного оружия к 1988 г. и призвала к удалению из Европы остающихся там 480 американских тактических ядерных зарядов.

Серия прошлогодних выступлений украинских государственных лидеров с инициативой создания ЦЕ ЗСЯО была подкреплена экспертным анализом - в сентябре Национальный институт стратегических исследований совместно с Центром проблем нераспространения Монтерейского института международных исследований (США) организовали представительную международную дискуссию, посвященную безъядерности Европы. Мнения дипломатов совпали с выводами аналитиков: идея стоит того, чтобы за нее побороться. Задача представляется очень непростой, но при последовательности и настойчивости - не из неразрешимых. Залог успеха - именно в этом.

В апреле тема безъядерного будущего Европы станет темой для обсуждения на международной конференции в Минске. Хочется верить, что Киев пока просто взял небольшой тайм-аут...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК