В начале этой недели министр обороны Украины отбыл в десятидневный отпуск. Однако если кто-то решит, будто жизнь в ведомстве, руководимом Евгением Марчуком, при этом замерла, будет не прав. Деятельность Министерства обороны в отсутствие Евгения Кирилловича активизировалась с несвойственной для послепраздничных дней кипучестью. И связано это с некоторыми обстоятельствами, которые предшествовали отъезду министра из Киева. Осведомленные граждане рассказывают, что в понедельник Марчук в срочном порядке вызвал к себе всех заместителей и начальников главных управлений, которым были вручены пакеты с указанием вскрыть их в девять утра 14 января. Поступившие в соответствии с распоряжением министра военные начальники обнаружили в пакетах планы по сокращению личного армейского состава. При этом планы эти оказались исчерпывающе подробными: процесс сокращения в них расписан по категориям, званиям, должностям и конкретным датам.
Не беремся со стопроцентной уверенностью утверждать, что все происходило именно таким образом. Но на правду это похоже. Хотя бы потому, что наши попытки связаться с заместителями министра обороны и одним из начальников управлений наталкивались на вежливые ответы их помощников о неимоверной занятости своего начальства: «Вчера до двенадцати ночи сидели на работе, ни минуты просвета!». И хотя подобные отговорки в обойме наиболее популярных средств по отшиванию «непомерно любопытных» журналистов, есть и другие косвенные доказательства того, что Министерство обороны нынче работает в авральном режиме.
Нужно сказать, что подобный всплеск энтузиазма по поводу сокращения украинской армии наблюдается далеко не впервые. Но на сей раз, судя по всему, мы имеем дело с самыми серьезными намерениями. Должно быть, кто-то решил: отступать некуда, позади – 12 лет дискуссий, разговоров, разработок программ, намерений и заявлений о необходимости довести численность людей в армейских погонах до оптимальных для современных условий размеров.
Кстати, о размерах. Отправная точка, с которой процесс сокращения должен был стартовать, находилась в районе 780 тысяч. Именно столько военнослужащих насчитывалось в украинской армии на заре независимости. К 1996 году их число уменьшилось до 400 тысяч, в 2000-м – до 275. В прошлом году, по официальным данным, под ружьем ходили уже 260 тысяч человек. Вопрос о том, какую же численность армии Украина может себе позволить содержать без чрезмерного финансового напряжения и без страха за свою безопасность, в течение всего этого времени однозначного ответа не имел. Сложность его заключалась в том, что для выведения искомой цифры требовалось совместить военно-стратегическое обоснование с возможностями украинской экономики, да еще и спрогнозировать эти показатели на несколько лет вперед. В 2001 году Верховная Рада Украины приняла закон, согласно которому численность армии устанавливалась к 2005 году в размере 375 тысяч человек, в том числе 295 тысяч военнослужащих (разницу составляют гражданские, числящиеся в армейских структурах, но на воинском учете не стоящие). Закон при этом не учитывал перспективу более кардинального сокращения армейских рядов. По расчетам же экспертов – Национального института стратегических исследований, Центра Разумкова, бывшего министра обороны Константина Морозова и экс-начальника генерального штаба армии Анатолия Лопаты – количество военнослужащих необходимо уменьшить до 120–150 тысяч.
Прошлым летом, в преддверии двенадцатой годовщины Независимости, Президент Украины издал указ о сокращении армии. Указ почему-то оказался секретным. Однако не настолько, чтобы причастные к армейской проблематике люди не узнали: глава государства недалеко ушел от экспертных выводов и в качестве конечной цифры, до которой должна сократиться численность армии, назвал 200 тысяч. Из них 160 тысяч – военнослужащих, 40 тысяч – гражданских.
Вообще-то, согласно Конституции Украины, определение численности и структуры армии – прерогатива парламента. Однако глава парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков — убежденный сторонник комплексного подхода к этой проблеме: количественные параметры должны быть тесно взаимосвязаны с качественными. Армия нуждается не просто в механическом сокращении, а в полном реформировании. И на эту тему, кажется, уже написаны сотни монографий, десятки диссертаций и не одна государственная программа. По данным Министерства обороны, почти две трети вооружений и боевой техники, в том числе более половины боевых самолетов, зенитно-ракетных комплексов, две трети ракетно-артиллерийского вооружения, практически все боевые корабли наша армия эксплуатирует уже более 15 лет. И в любое время все это летающе-плавающе-стреляюще-взрывающееся хозяйство может выйти из строя. Новых видов вооружения из-за недостаточного финансирования армия не получает. Поскольку из выделяющихся для военных нужд бюджетных средств на техническое перевооружение идет всего два процента. Кроме того, в утилизации нуждается невероятное количество боеприпасов, накопившихся еще со времен Первой мировой войны. Чем может обернуться сидение на подобной пороховой бочке, продемонстрировали прошлогодние события в Артемовске.
Так что одной командой «Разойдись!» в адрес ста тысяч офицеров и прапорщиков проблемы не решить. Больше того, можно нажить такое количество проблем, справиться с которым нашему, мягко говоря, не блистающему в плане экономического развития государству будет не под силу. Откладывание решительных мер по сокращению армии на потом, происходившее все эти годы из-за традиционной нехватки средств в государственной казне, привело к еще большему удорожанию этого мероприятия. К тому же следует учесть, что до сих пор отчитываться о медленном, но верном уменьшении рядов армейским начальникам позволяла такая маленькая хитрость, как сокращение пустых клеточек. Из-за разницы между числом военнослужащих, предусмотренным штатным расписанием, и имеющимся в наличии раньше можно было, как говорят сами военные, резать воздух. Теперь же, когда резерв вакансий исчерпан, резать, перекраивая армию, приходится уже по живому, то есть увольняя конкретных людей.
Для того чтобы этот процесс не был столь травматичным и болезненным, по мнению уже упоминавшегося Георгия Крючкова, необходим закон, в котором предусматривались бы все социальные гарантии, закрепленные за увольняемыми в запас офицерами и прапорщиками. «Человек должен знать, что его ожидает за воротами воинской части. И перед тем, как его сокращать, офицеру нужно показать, что он получит взамен», – убежден глава парламентского комитета. Как только стало известно о президентском указе и число «200 тысяч» стало данностью, Георгий Крючков набросал схему законопроекта и показал ее министру обороны. Евгений Марчук, по словам Крючкова, горячо поддержал его идею. Прошло пять месяцев, в течение которых схема успела превратиться в полновесный законопроект под названием «Об общей структуре, численности и других вопросах, связанных с реформированием вооруженных сил Украины». Правда, путь этот отнюдь не был усыпан розами. Осознавая всю степень безотлагательности проблемы, члены парламентского комитета предложили, чтобы инициатором законопроекта выступил Президент. Именно глава государства является верховным главнокомандующим, именно его перу принадлежит указ, в котором определены основные параметры реформирования армии. Да и пройти через парламент законопроекту было бы гораздо легче, подавайся он туда от имени главы государства, да еще в числе первоочередных.
Но Президент почему-то не согласился возглавить процесс законодательного урегулирования вопросов, связанных с его же инициативой о сокращении армии. Из его администрации поступило предложение разделить документ на два отдельных законопроекта: один о сокращении и структуре армии, а другой о социальных гарантиях увольняемым в запас военнослужащим. Леонид Данилович выразил готовность быть автором только первого из документов, второй же рекомендовал вносить в Верховную Раду от имени Кабинета министров. Руководству парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны стоило немалых усилий настоять на неделимости законопроекта. Поскольку не нужно быть выдающимся провидцем, чтобы предсказать ситуацию, при которой «сократительный» закон мог бы быть принят, а «социально-гарантийный» – похоронен под траурную мелодию «В бюджете нет денег». По сведениям Георгия Крючкова, оставшийся цельным законопроект все еще дошлифовывается в Кабинете министров, и депутат не теряет надежды на то, что уже в начале следующей парламентской сессии он попадет на рассмотрение в Верховную Раду.
Хотя, по большому счету, Министерство обороны должно быть крайне заинтересовано в принятии закона, чтобы хотя бы частично ослабить тот негатив, который копится в офицерских сердцах против руководства МО, предсказывать поступление законопроекта в парламент в скором времени, пожалуй, не стоило бы. Не станет же правительство своими же руками проталкивать закон, на выполнение которого должно будет изыскивать деньги. Осмелимся предположить, что при столкновении интересов ведомства Евгения Марчука и возможностей министерства финансов победа будет за Николаем Азаровым. Многие помнят неоднократные заявления министра обороны Евгения Марчука о том, что сокращение армии недопустимо до тех пор, пока на это не будет выделено необходимых средств. Однако разворачивающийся сейчас процесс сокращения происходит вопреки марчуковским заявлениям.
Если присмотреться к той сумме, что выделена на финансирование армии в нынешнем году, то окажется, что она гораздо ниже предполагаемой на сокращение в соответствующем президентском указе. По некоторым сведениям, в указе фигурирует сумма 6,4 млрд. гривен. По словам Георгия Крючкова, этих денег хватило бы на осуществление нормального реформирования Вооруженных сил Украины. На самом деле на нужды армии в этом году, согласно закону о бюджете на 2004 год, запланировано выделить около пяти млрд. гривен. И в эту сумму, по информации Георгия Крючкова, включены 97 млн. гривен, предназначенных для покрытия расходов в связи с миссией украинских военнослужащих в Ираке, 270 млн. гривен для достройки военно-транспортного самолета АН-70, модернизацию танка Т-64 БМ, достройку крейсера «Украина» и корвета «Тернополь», а также 400 млн. гривен для реализации указа Президента и решения правительства о надбавках к денежному обеспечению военнослужащих и повышении их должностных окладов. Так что громкие реляции правительства об увеличении оборонного бюджета на 23,1 процента в сравнении с прошлым годом не имеют под собой реальных оснований. Бюджет не только не увеличен, но еще и уменьшен.
И оттого еще непонятнее та реактивная стремительность, с которой началось резкое сокращение армейских рядов. По мнению военных специалистов, никакой острой необходимости в срочном и безотлагательном реформировании армии в столь рекордные сроки нет. Наоборот, начиная постепенные, но реальные преобразования ВС, можно ожидать гораздо большего эффекта. Зачем понадобилось пороть горячку? Получить четкий ответ на этот вопрос, скорее всего, нам поможет время. Пока же остается только строить догадки. Возможно, реформаторский зуд объясняется желанием кого-то, известного своим умением разрешать кризисные ситуации показать себя еще и в танцах, то есть в решении проблемы сокращения армии. И цена вопроса его при этом интересует мало. Может быть, кто-то накануне президентских выборов задался целью дестабилизировать ситуацию. Поскольку социальное напряжение в результате кавалерийского наскока на армейские ряды долго ожидать не придется. Думается, он будет первым в перечне последствий реализации плана, проанализировать которые, кстати, на днях получили задание военно-научные институты. А может быть, кто-то таким образом решил чужими руками довести проблему до патовой ситуации и, заведя ее в тупик, привлечь к ней внимание широкой отечественной и зарубежной общественности и таким образом попытаться ее решить. Но только не слишком ли взрывоопасный материал выбран для каждой из этих задач?
В распоряжение «ЗН» попал план сокращения Вооруженных сил украины, подписанный временно выполняющим обязанности начальника Главного организационно мобилизационного управления Генштаба Вооруженных сил Украины генерал-майором Гнипом. Прокомментировать его «ЗН» попросило директора военных программ Центра Разумкова Леонида Полякова:
В принципе, в той части, которая касается количественного сокращения личного состава, теперешние планы сокращения ничего нового не представляют. Еще в 1999 году эксперты Днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований обосновали сокращение ВС до 175 тысяч человек, а в 2000 году эксперты Центра Разумкова обосновали цифру в 150 тысяч военнослужащих. Однако те предложения были рассчитаны на пять-шесть лет постепенной реализации, а сейчас предлагается все вжать в полтора-два года, что в нынешней интерпретации вызывает вопросы, сомнения и удивления. Вопросы сводятся к тому, кто обосновывал эти параметры, на чем строится аргументация разработчиков нынешних планов. Сомнения вызывает способность нашей бюрократической системы, до сих пор отличавшейся скорее неповоротливостью и коррумпированностью, в такие сжатые сроки выполнить столь грандиозную задачу. А удивление связано с намерением настолько радикально – более чем в два раза – сократить число офицеров. В условиях плачевного состояния вооружения и военной техники патриотически настроенный офицерский корпус Вооруженных сил – это то единственное, что пока позволяет нашей армии называться «Вооруженными силими». Ни призывники, ни резко возросшее число контрактников определять боеспособность ВС к 2005 году явно не смогут. То есть планы более чем в два раза сократить число офицеров в лучшем случае напоминают авантюризм, а в худшем – преднамеренную дестабилизацию.