«Новая волна борьбы палестинского народа с сионистским режимом поднимет моральный дух всех последователей ислама и в скором времени навсегда сотрет это клеймо позора (Израиль. — Авт.) с исламского мира», — заявил на прошлой неделе президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, попутно вспомнив высказывание лидера иранской революции аятоллы Хомейни, что «сионистский режим должен быть стерт с лица земли, и с помощью божественной силы в скором времени мир будет жить без США и Израиля». Эти слова Ахмадинежада спровоцировали скандал, который серьезно осложнил положение Ирана, и без того находящегося в непростой ситуации: вот уже долгое время Тегеран конфликтует с МАГАТЭ и несколькими ведущими странами мира, требующими от него свернуть ядерную программу. Теперь же сторонники передачи иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН получили весомый аргумент в пользу того, что нынешний режим Ирана непредсказуем и радикален.
В последнее десятилетие иранские президенты не часто вспоминали об этой установке покойного аятоллы Хомейни, которая, в силу особенностей законодательства теократического Ирана, является официальной позицией Тегерана вот уже четверть века. До недавнего времени подобные экстремистские лозунги были уделом радикально настроенных мулл, что не мешало Тегерану проводить политику нормализации отношений с Западом: религиозные лидеры, хотя и имеют в политической жизни Ирана куда больше веса и влияния, чем светские политики, тем не менее не являются официальными представителями государства. И вот теперь из уст президента прозвучало заявление, которое в одно мгновение изменило положение дел: как и во времена Хомейни, иранские лидеры вновь призывают уничтожить израильское государство.
И хотя весьма сомнительно, что уничтожение Израиля — реальная цель Ирана, высказывание было столь недвусмысленным, что его невозможно было игнорировать. Реакция международного сообщества была жесткой. Среди прочего и потому, что подобные воинственные заявления грозят дестабилизацией в регионе, где и без того кипят нешуточные страсти. Примечательно, что, помимо Соединенных Штатов и Европейского Союза, высказывание иранского президента осудила также и Россия, последовательно защищающая интересы Ирана в вопросе «ядерного досье». И министр иностранных дел Сергей Лавров, и глава оборонного ведомства Сергей Иванов в один голос заявили о неприемлемости и неуместности подобного высказывания Махмуда Ахмадинежада. Попутно заметим, что не одобрила слова Ахмадинежада не только мусульманская Турция, но и… Палестинская автономия, на защиту которой и встал иранский президент.
Свое мнение высказала и Украина. Правда, заявление официального Киева было каким-то полуконспиративным. Ни президент, претендующий на роль политика мирового масштаба, ни министр иностранных дел, являющийся идеологом политики поддержки демократических процессов, ни словом не прокомментировали высказывание Махмуда Ахмадинежада, которое несколько дней подряд было топ-новостью в мире. Может быть, не посчитали его заслуживающим внимания? Лишь на сайте внешнеполитического ведомства появилось неприметное сообщение «Заявление МИД Украины», открыв которое можно было понять, что речь идет о скандальном заявлении иранского президента. В нем весьма дипломатично было заявлено, что «подобные шаги деструктивного направления отвергают саму основу мирного сосуществования государств мира. В этой связи считаем, что члены международного сообщества должны демонстрировать ответственное отношение к общепринятым нормам международного права. Украина исходит из того, что урегулирование имеющихся противоречий должно осуществляться исключительно мирными средствами с уважением к суверенитету и территориальной целостности государств».
Очевидно, что авторами этого заявления двигало одно — осторожность: официальный Киев должен был отреагировать на скандальное высказывание Махмуда Ахмадинежада, но таким образом, чтобы не испортить отношений с Тегераном. И не случайно, как это было ранее в случае с Азербайджаном, наша страна не присоединилась к заявлению Евросоюза в отношении высказывания иранского президента. Причина подобного поведения — экономические интересы Украины в Иране и уязвимость ее позиций в этой ближневосточной стране.
Иран для Украины серьезный партнер. Достаточно сказать: если в 2004-м товарооборот составил около 450 млн. долл., то за первые девять месяцев нынешнего года он уже достиг 493 млн. долл. При этом Иран — страна, с которой Украина сотрудничает в сфере высоких технологий, а не только поставляя металлопродукцию и сырье. Речь идет, в частности, об авиастроительной сфере: украинцы достраивают в Исфахане завод по производству Ан-140. В перспективе строительство подвижного состава для железных дорог и участие в энергетических проектах: Киев проявляет заинтересованность в строительстве газопровода Иран—Южный Кавказ—Черное море—Украина—Западная Европа, который должен помочь нашей стране решить проблему диверсификации источников энергоносителей.
Чтобы реализовать эти экономические планы, Киев осторожно налаживает свои отношения с Тегераном: будучи теократической страной, где реальная власть принадлежит муллам, Иран ставит развитие экономических связей в зависимость от политических отношений. В Украине помнят об украинско-иранском кризисе, который возник после принятия украинским руководством политического решения отказаться от участия нашей страны в Бушерском контракте. И каких трудов стоило нормализовать двусторонние контакты. Правда, в Киеве не забывают учитывать и позицию Вашингтона: именно опасения ухудшить украинско-американские отношения стали причиной того, что в Иран так и не состоялся визит министра иностранных дел…
Что получилось в результате? Если говорить об отношениях с Тегераном, то позиция, занятая официальным Киевом, скорее всего, не будет иметь негативных последствий. Иное дело, другой участник ближневосточного театра — Тель-Авив: сейчас нарушен баланс, поддерживаемый Украиной в ее связях со странами исламского мира и Израилем. В последний год украинская власть совершила ряд серьезных промахов в своей политике по отношению к Тель-Авиву. Во-первых, затянувшаяся на полтора года процедура назначения посла Украины в Израиле: с июля 2004 г. это место было вакантно. Лишь в минувший четверг президент подписал указ о назначении на эту должность Игоря Тимофеева. И это при том, что агреман был получен более месяца назад. Во-вторых, из-за «плотного рабочего графика» Виктора Ющенко Киев отменил запланированный на ноябрь визит украинского президента в Израиль. Израильскую сторону об этом уведомили за три недели до даты визита... В-третьих, несмотря на неоднократные просьбы посла этой страны в Украине Наоми Бен-Ами, глава украинского государства никак не может выкроить в своем графике время на встречу с ней. И, наконец, в-четвертых, отсутствие реакции со стороны Виктора Ющенко на заявление Махмуда Ахмадинежада. (Правда, в странах Восточной Европы эту скандальную ситуацию, за редким исключением, также комментировал МИД. А в Украине промолчали и такие еврейские организации, как Всеукраинский еврейский конгресс и Еврейская конфедерация Украины.)
Это в совокупности с другими факторами — отсутствие официальной реакции на антисемитские заявления ряда руководителей МАУП, недавнее избиение студента университета «Ешива» — дает повод израильским дипломатам заподозрить высшее украинское руководство в… антисемитизме. С вытекающими отсюда последствиями как для реноме Украины, так и для ее отношений с мировым еврейством. И не стоит забывать, что поправка Джексона—Вэника до сих пор еще не отменена. Сегодня израильских дипломатов практически невозможно разубедить в том, что подобное положение дел — лишь следствие ставшей уже традиционной неорганизованности новой украинской власти вкупе с отсутствием в Украине единого центра, занимавшегося бы выработкой стратегии внешнеполитической деятельности.
Ведь реальная причина отмены визита Ющенко в Израиль кроется в страхе нарушить пресловутый баланс в отношениях Украины со странами исламского мира и Израилем. Дело в том, что визит президента должен был состояться через несколько месяцев после поездки в Тель-Авив министра обороны Анатолия Гриценко. Подобная активизация межгосударственных контактов, как правило, вызывает негативное отношение у стран исламского мира, внимательно отслеживающих поездки государственных деятелей иностранных держав в Израиль. А их позицию Киев должен учитывать, поскольку рынки этих стран являются потребителями украинской продукции. Традиционным выходом из такой ситуации является совмещение поездки главы государства в Израиль и в одну из арабских стран. Однако МИД подобный визит президента не организовал. Но и с отменой визита в Израиль дотянул до момента, когда в Тель-Авиве уже разослали приглашения на ужин с украинским президентом. В результате у Украины возникает весьма реальная угроза испортить отношения со страной, имеющей в мире влиятельное лобби.
Сегодня украинская политика в отношении стран ближневосточного региона нуждается в четкой координации и последовательности, которые позволят Киеву и в дальнейшем сохранить баланс между Израилем и странами арабского мира. Пока же в политике официального Киева, в зависимости от ситуации, доминирует та или иная точка зрения на развитие отношений со странами Ближнего Востока. В конечном счете это не способствует сохранению равновесия и сказывается на реализации экономических проектов в ближневосточном регионе и на авторитете нашей страны на мировой арене.