Первое упоминание о возможном наличии у Мельниченко пленок, свидетельствующих о незаконных операциях Украины на рынке вооружений, появилось через несколько месяцев после начала «кассетного скандала». Фрагменты записей, касающиеся президентского одобрения продажи «Кольчуг» в Ирак, впервые были представлены узкому кругу журналистов Александром Жиром, тогда еще народным депутатом и руководителем временной следственной комиссии по расследованию исчезновения Георгия Гонгадзе, в феврале 2002 года. Однако текст расшифровки был выдан с эмбарго. Впервые содержание записей появилось на сайте «Украинской правды» 15 апреля 2002 года, 18 апреля публика получила доступ к аудиоварианту.
Согласно официальной версии, Соединенные Штаты заинтересовались пленками Мельниченко, зафиксировавшими согласие Президента Украины на предложение Валерия Малева о продаже комплекса «Кольчуга» после того, как Вашингтон определился в своем желании нанести удар по Ираку. Американские власти утверждают, что никто бы их не понял, если бы они, готовясь к атаке на Ирак, не проверили бы всю информацию, способную обогатить знаниями штаб и защитить от возможных угроз участников операции. По словам Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Украине Карлоса Паскуаля, в апреле Министерство юстиции обратилось к Мельниченко с просьбой предоставить оригинал записи и оборудование, при помощи которого запись осуществлялась. В ходе экспертизы, проведенной ФБР, было установлено, что в предоставленных Мельниченко записях отсутствует монтаж и редактирование, голоса принадлежат Президенту Украины Леониду Кучме и ныне покойному председателю «Укрспецэкспорта» Валерию Малеву. В настоящий момент по просьбе украинских властей американское посольство запросило у ФБР полный технический отчет о проведенной экспертизе.
Первые сведения о грядущем скандале, сопряженном с вышеупомянутыми записями Мельниченко и возможными нарушениями Украиной санкций ООН относительно Ирака, просочились в СМИ 20 сентября. В этот же день украинские власти были проинформированы американской стороной о существующих проблемах и претензиях. 21 числа министр иностранных дел Украины Анатолий Зленко обратился в ООН с просьбой провести объективное расследование возможных нарушений Украиной санкций, в очередной раз заверив в тщательном соблюдении Киевом всех международных норм. Параллельно в ряде уважаемых западных изданий, как-то: «Нью-Йорк таймс», «Вашингтон пост», британский «Обзервер», появился целый ряд статей, суть которых сводится к обвинению Украины в сотрудничестве с режимом Саддама Хусейна. 24 сентября спикер госдепартамента Ричард Баучер внес ясность относительно позиции Соединенных Штатов. Пожалуй, мы приведем полностью касающуюся Украины стенограмму пресс-конференции американского дипломата, отвечающего на вопросы американских же журналистов.
Корреспондент: Можете ли вы что-либо сказать по поводу доклада о том, что Украина продавала Ираку важное оборудование? Определенная информация по этой проблеме появилась как раз накануне.
Баучер: Сообщения о продаже системы раннего оповещения из Украины в Ирак распространяются уже давно. Новое здесь то, что мы недавно закончили анализировать запись, сделанную в июле 2000 года и предоставленную бывшим президентским охранником Николаем Мельниченко. На одном из фрагментов слышно, как украинский Президент Леонид Кучма одобряет подпольную продажу систем раннего предупреждения «Кольчуга» в Ирак. Мы считаем эту запись аутентичной.
Подтверждение аутентичности этой записи побудило нас пересмотреть нашу политику в отношении Украины, в частности относительно Президента Кучмы. Мы ввели временную паузу в наших новых обязательствах в рамках «Акта в поддержку свободы», адресованных центральному правительству Украины, на срок, пока мы пересматриваем свою политику.
Эта пауза не затрагивает главный объем нашей помощи Украине, поступающей в частный сектор, в частности, неправительственным организациям и органам местного самоуправления. Программы в поддержку таких видов деятельности, как малый бизнес, будут продолжаться и в дальнейшем. Наша военная помощь украинским военным и помощь на нераспространение оружия массового уничтожения также остается неизменной. Мы вводим временную паузу на все программы, заключенные с центральным правительством.
Мы остаемся верными - и сегодня больше, чем когда-либо - делу помощи Украине в осуществлении необходимых политических и экономических реформ и приближении к другим европейским странам. Нынешний пересмотр нашей политики отражает только нашу серьезную обеспокоенность тем, что незаконные махинации с Ираком были одобрены Президентом Кучмой, а также - нашу решительность пресечь дальнейшие подобные махинации как со стороны Украины, так и какого-либо другого государства, нарушающего санкции ООН относительно Ирака.
- Эти обвинения звучат уже около года, если не больше. Прошлым летом об этом тоже говорили. Склонны ли были Соединенные Штаты уже тогда им верить или действительно им требовалась пленка, чтобы убедить вас в том, что Кучма сделал это лично?
- Думаю, мы слышали целый ряд всевозможных предположений. И не всегда они сопровождались какими-то доказательствами или подтверждениями, так что именно исследование этих записей стало причиной подтверждения, а затем и тех политических выводов, которые мы сейчас делаем.
- Украинский МИД это отрицал, но отрицал интересным образом, заявляя, что такой продажи или поставок не могло быть в принципе в соответствии с их информацией. Есть ли какие-либо доказательства того, что эта радарная система была действительно доставлена в Ирак?
- Мы не уверены, что это произошло, что эти системы уже в Ираке. С другой стороны, есть определенные признаки, дающие основания считать, что эта система уже может там быть, и мы сейчас продолжаем их исследовать.
- И еще одно. Вы указываете, что это происходило еще при предыдущей администрации. Похоже, одна из причин того, что вы так этим обеспокоены, состоит в том, что записи были сделаны незадолго до того, как бывший президент Клинтон посещал Киев и встречался с Президентом Кучмой. Имеются ли какие-либо свидетельства того, что эти проблемы - продажа высоких технологий Ираку - обсуждались на тогдашней встрече президентов, или Президент Кучма убеждал бывшего президента Клинтона в том, что Украина ничего подобного делать не планировала?
- Если честно, я точно не припоминаю. Вопрос продажи оружия Ираку и уважения международных санкций был обычной темой разговоров с украинским правительством на высших уровнях, поскольку мы понимали, что Украина производит такое оборудование, получить которое Ирак в прошлом пытался, потому что оно отвечало его собственным арсеналам оружия, согласовывалось с ними. Поэтому такие вопросы обсуждались с украинским правительством регулярно с целью, чтобы они не допускали такой продажи, несмотря на попытки Ирака получить военное оборудование. Но шла ли во время встречи с Клинтоном речь о конкретном предмете продажи типа этого, я не буду категорически утверждать. Я уверен, что тогда обнародовались многие брифинги Белого дома, и вы, наверное, найдете там подробности по этому вопросу.
- Скажите, пожалуйста, после того, как вы пришли к таким выводам, предпринимались ли какие-то прямые контакты нашего посла, госсекретаря Пауэлла с МИД Украины и были ли вопросы типа - «Как вы так могли?» или что-либо подобное?
- Были прямые контакты между нашим послом и властями в Киеве. Мы сказали им достаточно четко, какие мы сделали выводы и что мы сделаем с нашими программами.
- Получили ли вы официальные уверения от Кучмы, что такой продажи не было или что он этого не одобрял?
- Я не знаю. Мне нужно поискать какие-то документы, подтверждающие это. Не припоминаю. Я бы сказал так: одобрение продажи такой сложной системы наблюдения в обход резолюций Совета Безопасности ООН каким-либо лидером государства очень серьезное дело, и мы отнеслись бы к этому серьезно, кто бы это ни сделал. Но это действительно очень серьезное дело, когда государственный руководитель одобряет продажу в обход резолюций ООН.
- Вы планируете применить какие-то шаги против Украины на уровне ООН за нарушение резолюций Совета Безопасности?
- Не знаю. Придется подождать. Не знаю.
- Вы говорите, что это заставило вас пересмотреть вашу политику относительно самого Президента Кучмы. Означает ли это, что он может присоединиться ко все возрастающему списку мировых лидеров, пребывание которых у власти вам не очень нравится?
- Мне неизвестно о существовании подобного списка. Мы таких людей оцениваем такими, какими они кажутся нам на данный момент.
- Конечно. Но есть ли что-то, что вы можете сделать против него лично, какие-то санкции, например, что были введены против Мугабе?
- Как я уже говорил, мы пересматриваем ситуацию в плане наших с ним отношений, и мы примем соответствующее решение, и когда придет время, мы вас о нем проинформируем.
Приведенное выступление господина Баучера и информация, полученная во время целого ряда встреч с представителями посольств стран - членов НАТО, позволяют сделать следующие выводы. Во-первых, власти США обвиняют Президента Украины в одобрении планов украинских чиновников, намеревающихся произвести незаконную сделку, идущую вразрез с санкциями ООН. И в то же время власти США подозревают, что эта сделка могла быть проведена. Чувствуете разницу? Именно из этой разницы следует, что, во-вторых, Вашингтон пытается четко продемонстрировать, что разделяет для себя отношения к Президенту Украины и к Украине как стране. Продемонстрировать это призван шаг с приостановкой американской помощи, идущей центральному правительству, и сохранение поступлений из бюджета США на финансирование целого ряда иных программ, не сопряженных с работой центральной власти. Случайно ли, намеренно ли, но украинская власть старается в упор не замечать претензий к Леониду Кучме, параллельно развивая активную деятельность, призванную доказать невиновность Украины в сфере нарушения санкций: Анатолий Зленко прерывает свой визит в Доминиканскую Республику и проводит целый ряд встреч в ООН, требуя объективного расследования и добиваясь от ООН проведения формальных консультаций по «украинскому» вопросу уже на второй день после прибытия в Нью-Йорк; Киев официально приглашает к себе экспертов комитета по санкциям с тем, чтобы квалифицированные специалисты могли убедиться в чистоте помыслов и действий украинской стороны на протяжении всего времени действия санкций против Ирака. И при этом никто не желает понять следующее: Президент Украины утратил доверие со стороны лидеров ведущих государств, поскольку дал «добро» на незаконную операцию, что доказано пленками Мельниченко и проведенной экспертизой. И с этой точки зрения не имеет значения, были ли реализованы «Кольчуги» либо иракская ПВО не получило эти замечательные радиолокационные системы. В Украине такой подход достаточно сложно понять. У нас даже есть поговорка: «За спрос не бьют в нос». Однако, по мнению американской стороны и пока неофициальным высказываниям дипломатов целого ряда стран НАТО, Президент Украины утратил способность эффективно представлять интересы Украины на международной арене, поскольку его поступок не совместим с кодексом поведения лидера цивилизованного государства. Таким образом очевидно, что Украине необходимо вести защиту по двум направлениям: первое предполагает оборону президентского лица, второе - выстраивание реальных доказательств соблюдения Украиной санкции ООН, поскольку подозрения в их нарушении у США и Британии все-таки есть.
Сразу заметим, что успех на первом направлении весьма проблематичен. В Санто-Доминико глава украинского МИДа в интервью «Ассошиэйтед пресс» «допустил, что Президент его страны мог одобрить продажу Ираку современной радарной установки, но Анатолий Зленко настаивает на том, что факт такой продажи, которая бы противоречила санкциям ООН, не имел места». В интервью «Файненшнл таймс» глава СБУ Владимир Радченко подтверждает стремление Валерия Малева установить военно-технический контакт с Багдадом, сообщая о том, что Малев еще за неделю до смерти обращался к Радченко с идеями подобных контактов. В свою очередь Владимир Иванович уверяет, что и во время его руководства комиссией по ВТС и во время председательствования в СБУ он категорически препятствовал реализации подобных идей. Читатели «ЗН», очевидно, не знают, что в соответствии с нормативно-правовыми актами Украины, представитель «Укрспецэкспорта» не имеет права проводить даже предварительные переговоры о возможных поставках военной техники без соответствующего разрешения, тем более – когда речь идет о стране, в отношении которой действуют санкции ООН.
По данным «Зеркала недели» украинские власти всерьез обсуждают идею о проведении совместной украино-американской экспертизы «иракского фрагмента» пленок майора Мельниченко. Допустим США на это пойдут, и что же произойдет в случае, если повторно разговор будет определен как подлинный? Как будет выглядеть украинская сторона? Правда, консультанты украинских дипломатов, ссылаясь на венских экспертов, исследовавших фрагменты, касающиеся Георгия Гонгадзе, утверждают, что в отношении цифровой записи 100-процентную гарантию подлинности не может дать никто. Допустим, результат экспертизы покажет цифру 99,6%. Реакция мировой политической элиты на подобные ухищрения, надо полагать, будет отличаться от реакции бесправной матери Георгия. Ни Ширак, ни Шредер, ни Буш, ни Квасьневский не станут добиваться формальных 100 процентов, доказывая свое право считать Кучму ненадежным партнером. Попытки заговорить процесс могут лишь углубить тектонический разлом во взаимоощущениях украинского лидера и его коллег.
Защищаясь, украинская власть должна опрелелиться: либо ее аргументы будут защищать интересы украинского общества и государства, либо исключительно Президента страны. И если в случае с фрагментами, касающимися Георгия Гонгадзе, Президент в начале скандала мог сказать (но не сказал) о том, что разговоры имели место, но они носили эмоциональный характер, что заставляет принести извинения близким Георгия и пересмотреть свое отношение к журналистам, то сейчас простого признания в том, что этот разговор был, будет явно недостаточно для того, чтобы снять проблему. Как говорится, не тот случай. В данной ситуации, признания может быть достаточно, чтобы Кучме не подал руку лидер ни одной западной страны. Как минимум, такова цена неправды.
Возможно, в целях смягчения ситуации, кто-то посоветует Президенту идти в фарватере американской политики в отношении Ирака. Но тут проблема Украины не только в том, что это будет выглядеть несолидно, а скорее в том, что Леонид Кучма не сможет повести внешнеполитический вектор перпендикулярно настроениям России, убежденной в необходимости политического решения иракской проблемы. Правда в МИДе вызрела достаточно любопытная идея, касающаяся позиции Украины в отношении действий против Ирака: Украина будет вести себя в этой ситуации как страна де-факто член НАТО. Достаточно ли будет для «амнистии» подобного хода, зависит в первую очередь от серьезности настроя официального Вашингтона. Впрочем, об этом чуть позже.
Теперь же вернемся ко второму вопросу, а точнее к подозрениям в военно-техническом сотрудничестве Киева и Багдада. Складывается впечатление, что в данный момент американцы и ооновцы говорят меньше, чем знают, но не станем додумывать за тех, кто заинтересован в объективном расследовании, в первую очередь речь идет об ООНовских экспертах. Пока же американская сторона свои подозрения о наличии «Кольчуги» мотивирует небывалыми за 10 лет успехами иракской ПВО: через год после разговора Малева и Кучмы иракцам удалось сбить два беспилотных самолета-разведчика. Безусловно, этого недостаточно для того, чтобы утверждать, что «Кольчуга» находится в Ираке. Более того, как уже писало в апреле «ЗН», даже если «Кольчуги» в Ираке будут обнаружены, и разговор Президента с Малевым доказан, то между двумя этими точками провести прямую украинского следа будет чрезвычайно сложно. Ведь в подобных сделках зачастую используются наличные расчеты, ряд подставных эндюзеров и масса других ухищрений. Продавала ли Украина «Кольчугу» в Ирак? На этот вопрос власть сегодня однозначно отвечает «нет». Могла ли неучтенная «Кольчуга» с территории Украины коммерческими путями попасть в Ирак? На этот вопрос власть также говорит «нет», но чуть менее уверенно. Эксперты, ранее дававшие повод серьезно относиться к их информации, делятся в разговорах с «ЗН» в соотношении 3 к 1: большинство утверждает, что «Кольчуга» в Ирак быть продана не могла. Но находятся и те, кто рассказывает, как это, по их мнению, было сделано.
Для того чтобы санкции за нарушения были применены к Украине, экспертам ООН достаточно доказать любые незаконные операции между Киевом и Багдадом. Заметим, что если это произойдет, то отверженным окажется не только Президент страны, но и вся Украина с ее международными, политическими, экономическими и финансовыми проектами. Может ли такое произойти? Теоретически - да. Речь может идти о контрактах середины 90-х годов, причем сутью их может быть не только передача оружия, что маловероятно, но и экспорт с территории Украины продукции двойного назначения или откомандирования специфических специалистов, чье нахождение на территории Ирака также запрещено санкциями. Весьма примечательно в этой ситуации себя ведут украинские политики. Складывается впечатление, что они находятся не на одном корабле. Полное недоумение вызывают обвинения Владимира Литвина в адрес депутатов-коммунистов, лоббировавших развитие сотрудничества между Украиной и Ираком. Представители левых сил в свою очередь небезосновательно заявляют, что и ряд депутатов из «Еды» стремились получить свою долю в программе «Нефть в обмен на продовольствие». Многочисленные украинские делегации посещали неоднократно Ирак. В их числе действительно были специфические специалисты, да и сами народные депутаты разных взглядов не отказывали себе в праве поздравить Саддама Хусейна с днем рождения лично. Выясняя, кто больше ратовал за сотрудничество с Багдадом, левые и правые, оппозиционеры и представители власти не задумываются над тем, что публичная перебранка на подобные темы лишь усугубляет положение Украинского государства. Может быть, они рассчитывают на то, что каждому из них удастся доказать, что лично с Саддамом Хусейном они не общались, а вступали в контакт с его двойниками, наличие которых на немецком канале «СDF» доказал эксперт из ФРГ?
Однако самую большую тревогу у украинских дипломатов и профессионалов, лишь раз в год одевающих форму, вызывает фигура почетного консула Ирака в Украине господина Оршанского. Личность он, надо сказать, весьма занимательная и предприимчивая. В начале независимости Юрий Оршанский имел самое непосредственное отношение к харьковскому заводу «Хартрон», производящему одни из лучших в мире системы управления. Коммерциализировать деятельность данного завода, представляющего собой яйцеголовое конструкторское бюро и систему лабораторных испытательных полигонов, господин Оршанский задумал вместе с главным конструктором Яковом Айзенбергом. Выходить на иракский рынок представители завода пытались еще при Леониде Кравчуке. Вмешательство службы безопасности, впоследствии определенное время пристально относящейся к обоим апологетам рынка, не дало свершиться сделке. После избрания Кучмы Президентом пути Айзенберга и Оршанского разошлись. Первый занялся осуществлением пилотного проекта акционирования предприятия ВПК, второй активизировался на линии сотрудничества с Ливией, страной, также находящейся под зонтом ООНовских санкций. Господин Оршанский, будучи талантливым и предприимчивым коммерсантом, неоднократно имел конфликты с соответствующими органами ввиду неизбывной тяги к экспорту продукции двойного назначения. Именно за его деятельность на иракском направлении украинские власти сейчас более всего беспокоятся. Оршанский достаточно близок с Хусейном, что дало ему возможность не только активно лоббировать коммерческие интересы Багдада в Украине, но и получить статус почетного консула Ирака в нашей стране. Дипломатическая неприкосновенность заменила неприкосновенность депутатскую, которую в 1998 году во время выборов так и не смог получить нынешний консул. Ни для кого не секрет, что господин Оршанский был и остается вдохновителем иракского лобби в Украине и он же в меру сил и возможностей в свое время поддерживал левые партии. Однако вполне вероятно, что он в свою очередь пользовался не только поддержкой части левых депутатов.
Министерство иностранных дел, по свидетельству дипломатов, не горело желанием выдавать Юрию Оршанскому консульскую экзекватуру - патент, позволяющий выполнять соответствующие функции на территории Украины. Однако, по словам украинских дипломатов, вмешались представители службы безопасности, и вопрос о переходе бизнесмена в категорию дипломата решился для Оршанского положительно. В то же время люди, близко знающие иракского почетного консула, утверждают, что несколько раз видели на харьковской даче Оршанского Леонида Деркача. Так это или нет, мы утверждать не беремся, заметим лишь, что на этой неделе МИД Украины направило в Багдад официальное письмо с просьбой отказать Юрию Оршанскому в праве представлять Ирак в нашей стране. Этот, возможно, запоздалый шаг, по всей видимости, нужно рассматривать как стремление МИД исправить допущенную оплошность и на государственном уровне отмежеваться от деятельности Юрия Оршанского, которая, возможно, окажется чревата последствиями.
В любом случае деятельность органов власти, направленную на проведение объективного расследования качества соблюдения Украиной ООНовских санкций, можно только приветствовать, ибо установление объективного вердикта в этом вопросе является ничем иным как защитой интересов Украины. Украинские дипломаты предпринимают усилия по защите национальных интересов не только в ООН, но и на двустороннем уровне. В Киеве убеждены в необходимости продолжения диалога с госдепом. И эти убеждения в скором времени реализуются, поскольку 1 октября в украинскую столицу прибудет замгоссекретаря США Элизабет Джонс. Именно ею будут предъявлены аргументы американской стороны. Украина в свою очередь изложит аргументы защиты. 11 октября в Киев также запланирован приезд на уровне госсекретарей «тройки» Европейского Союза. Несомненно, иракский вопрос будет обсуждаться и на этой встрече.
Если заявления власти о ее порядочности в данном вопросе будут подтверждены результатами авторитетного ООНовского расследования, то это пойдет лишь на пользу Украине - государству, чьи интересы международная элита пытается отделить от интересов главы этого государства. Во всяком случае именно так следует воспринимать все происходящее. И в то же время целый ряд факторов позволяет усомниться в существовании серьезного интереса Вашингтона к Украине.
Есть основания полагать, что Леонид Данилович посчитал, что американцы собственно и затеяли свою возню с Ираком только ради того, чтобы достичь своей основной цели - сместить Леонида Кучму с поста украинского президента. Его раздражение, связанное с тем, что «у них не сработал один повод, так теперь они придумали второй», свидетельствует об этом. Леонид Кучма по всей видимости по-прежнему убежден, что «кассетный скандал» организовали американские технологи. Принимать же во внимание тот факт, что самую большую пользу из «кассетного скандала» извлекла Россия, ее власть и ее бизнес-элита, Президент Украины не желает подобно леоновскому королю: «Не говорите мне ничего плохого о принцессе. Я ничего не желаю знать». Вот и сейчас Россия представляется основным убежищем, где Президент может найти защиту. Безусловно, заявление госдепа написано не в Кремле, но в самом госдепе, похоже, мало кого интересует то, что следствием их обвинений в адрес украинского Президента может стать еще большее сближение украинской и российской властей. На наш вопрос: намерены ли Соединенные Штаты пытаться влиять на реакцию России относительно выдвинутых Украиной обвинений, американские дипломаты и эксперты в лучшем случае честно отвечали, что подобных планов нет, в худшем - непонимающе пожимали плечами. В случае подтверждения прогнозов, касающихся байкотирования западными лидерами Президента Украины, Леонид Кучма, несомненно, пойдет на все условия, с которыми Россия будет связывать оказываемую поддержку. Первое из них уже было сформулировано, по некоторым данным, во время визита Владимира Литвина в Москву: «Пишите заявление в ЕврАзЭС».
Заметим, что у всех членов этой организации за последнее время резко сократились объемы экспорта в Россию и резко возросли объемы российского импорта. В Украине же представители практически всех отраслей выступают против этого альянса. Однако, в случае разрастания конфликта с Западом, политическому руководству страны вполне может хватить решимости преодолеть пассивное сопротивление украинских низов и профессиональных элит. Обеспокоены ли этим в госдепе? Ответа нет. Станут ли после всего происшедшего в украинском Кабмине прислушиваться к рекомендациям привлеченных американских экспертов, призванных моделировать финансовые последствия и юридические аспекты при создании газового консорциума? И т.д. и т.п.
Следующим аспектом, вызывающим некоторое недоумение, является время, выбранное американской стороной для оглашения претензий к украинскому лидеру. Карлос Паскуаль сообщил «ЗН», что результат экспертизы стал известен именно сейчас по причине высокой загруженности соответствующих экспертов, занятых расшифровкой множества записей и идентификацией голосов, связанных с обеспечением мер безопасности в канун годовщины терактов 11 сентября. «Для экспертов вопрос идентификации пленок Мельниченко был не приоритетным именно по этой причине», - сказал он.
Скорее всего, обвинение в адрес Леонида Кучмы является лишь пунктом в перечне мероприятий, разработанных в Вашингтоне для публичного аргументирования безальтернативности американского варианта разбирательства с Багдадом. Леонид Кучма назначен на пост «бед гай» (плохого парня). На его примере лидеры остальных держав должны убедиться в том, что даже не имевшие последствий, но одобренные незаконные проекты в современном мире недопустимы. Американцы так и говорят: «Чтобы другим было не повадно». С одной стороны, эгоистическая, с другой - подкрепленная международными нормами и требованиями, позиция США вполне объяснима. И в то же время оглашение претензий по времени совпало с выступлениями в Украине оппозиционных сил, основной лозунг которых - досрочная отставка Леонида Кучмы. Первым параллели между двумя этими событиями провел глава президентской администрации Виктор Медведчук. Что, согласитесь, было не самым мудрым и остроумным его шагом. Играться в оппозиционно-американские взаимосвязи можно было в 2000 году, когда в стране разгорелись внутриполитические страсти. Упреки же во вселенском антипрезидентском заговоре США и их союзников могут свидетельствовать, как минимум, о мании величия. Другое дело, что оппозиция может воспользоваться открытием второго фронта. Вопрос в том, сможет ли она это сделать.
Кстати, в 2000 году «Украина без Кучмы» западной помощи так и не дождалась. Вопросы свободы слова безусловно волнуют американцев, равно как и причины гибели оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе, но волнуют не настолько, чтобы ФБР проводило экспертизу фрагментов записей, представленных Александром Морозом. Ирак американцев волнует, как видно, больше. И этот момент тоже объясним, однако неприятен своей разницей между декларациями и приоритетами.
Одним словом, действия США обострили и без того сложную ситуацию внутри Украины. Просчитывали ли американцы возможные последствия и намерены ли вообще этим заниматься? Если да, то можно утверждать, что для США небезразличны не только свои интересы и интересы ООН, но и вектор развития самой Украины. Если же нет, то судьба страны по сути находится исключительно в руках украинской оппозиции и общества. Ведь сегодня, в случае доказанности непричастности Украины к незаконным поставкам в Ирак, стране ничего не угрожает. Даже 55 млн. замороженной американской помощи, по словам тех же американцев, не будут выплачиваться до момента, пока Соединенные Штаты не решат, в какой форме им выразить свое отношение к утратившему доверие украинскому лидеру и какие меры по отношению к нему принять. Представители Запада, причем не только американцы, четко дают понять, что готовы сотрудничать и с МИДом по линии проведения пражского саммита, и с Министерством обороны Украины в секторе сближения Украины и НАТО, и с местными органами власти, финансируя их программы, и с представителями гражданского общества, поддерживая их проекты. Однако совершенно очевидно, что долго подобная ситуация сохраняться не может. Если Леонид Кучма продолжает оставаться первым лицом государства, то интересы его безопасности, несомненно, скажутся на приоритетах внешней и внутренней политики. И в этой ситуации Запад вполне логично не сочтет нужным и эффективным в течение двух лет сепарировать свое отношение к Президенту и к Украине. Негатив и раздражение поглотят ростки авансов, выданных стране в целом. Украина может оказаться отброшенной далеко назад в переговорах по ВТО, натовскому направлению и сотрудничеству с ЕС. Не стоит обольщаться тем, кто рассчитывает на определенную конфронтацию между США и рядом крупнейших европейских стран в отношении подходов к решению иракской проблемы. Общение с дипломатами, представляющими ряд стран ЕС, скорее свидетельствует об обратном. Президент, дискредитировавший себя в разговоре с Малевым, не будет поднят на щит в качестве американской жертвы. Таким образом если Соединенные Штаты не предпримут отчетливых действий в отношении отмывания имиджа Президента Украины, удовлетворившись при этом публичным, наглядным уроком, то Леонид Данилович имеет высокие шансы оказаться в международной изоляции. Если это произойдет и Президент при таком раскладе не откажется от своего поста, то без применения всяких санкций де-юре Украина достаточно быстро попадет под санкции де-факто.
Необходимо также понимать, что ни Америка, ни Германия не смогут даже при большом желании изменить ситуацию в Украине, если этого не захотят сами украинцы. Нынешняя ситуация действительно воспринимается как дежа вю. Очень много общего она имеет с ситуацией 2000 года. Однако существуют качественные различия. В 2000-м оппозицию представлял Александр Мороз и примкнувшая к нему, напрочь ассоциируемая с Лазаренко Юлия Тимошенко. В настоящий момент в оппозиции, активно и слаженно действующей, находятся социалисты, коммунисты и Блок той же Тимошенко, популярность которой у населения существенно выросла. Два года назад рейтинг абсолютного доверия к Президенту чуть зашкаливал за 20%, сейчас равняется 6%. В 2000 году поводом для выступления стали не дошедшие до масс пленки Мельниченко, сейчас общество в большей степени понимает, о чем идет речь, и значительная его часть в состоянии предъявить власти собственные претензии.
Скандал 2000 года состоялся вскоре после, пусть и сомнительной, но все же победы Президента на выборах. Нынешнее противостояние вызрело после победы на выборах политических сил, выступающих за изменения власти. Два года назад Леонид Кучма был удостоен молчаливого порицания Западом. В настоящий момент американцы ведут себя несравнимо активнее и сами оперируют аргументами, убедительными для их партнеров. И наконец последний момент. В 2000 году Виктор Ющенко поддержал Президента, лишив тем самым оппозицию единого лидера, а страну шанса на качественное изменение собственной судьбы. Сегодня же… А вот теперь не так уверенно: Ющенко может поступить иначе.
Одним словом украинское общество и украинская оппозиция получили второй шанс, приложив к тому немало самостоятельных усилий. Выдержит ли Президент войну на два фронта? Чем может обернуться для Украины его победа, мы уже знаем: у Президента не останется иного пути, и когда Леонид Данилович на него ступит, сам Бацька будет приезжать к нему на повышение квалификации. Если же Леонид Кучма капитулирует, то украинское общество ожидают сложные времена первого свободного выбора, украинскую элиту - экзамен на зрелость, политические силы страны - испытание конструктивизмом. Сегодня мы не станем загадывать. Леонид Данилович - необыкновенно фартовый человек. Запад, и в первую очередь США, непредсказуемо эгоистичны. Украинская оппозиция, несмотря на успехи, все еще хрупка и уязвима. Основным результатом всего происходящего по идее должно стать следующее заключение: нет ничего тайного, что не стало бы явным; нет зла, которое не было бы наказано. Впрочем, вторую часть резюме доказывать придется всем миром. Доказывать не нужно лишь одно - пленки Мельниченко реальны, и их еще много. Теперь о них не только знают, им теперь верят.