САМОЕ ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ АЛЕКСАНДРА КВАСЬНЕВСКОГО

24 апреля, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск № 17, 24 апреля-1 мая 1998г.
Отправить
Отправить

Во вторник вечером, 21 апреля, президент Польши объявил о своем решении, которого ждала если не вся ...

Во вторник вечером, 21 апреля, президент Польши объявил о своем решении, которого ждала если не вся страна, то как минимум вся ее политическая элита в центре и на периферии, а прежде всего - правящая коалиция, правительство и оппозиция. Это и понятно: ведь территориально-административная реформа задевает существенную часть интересов многих и почти везде с недавнего времени стала альфой и омегой всех новых преобразований в стране, отодвинув на второй план даже очередную порцию «шоковой терапии», под которой здесь понимают «Среднепериодическую финансовую стратегию» Лешека Бальцеровича.

Во вторник Александр Квасьневский подписал документы, позволяющие совместить выборы в советы гмин, которые, согласно конституции, должны состояться в июне этого года, с выборами в советы уездов и воеводств, назначенные на конец сентября. Этим решением, труднейшим для Квасьневского во всех отношениях, и в первую очередь для его перспектив сделать успешной следующую президентскую кампанию, в какой-то мере положен конец многим спорам и дискуссиям, а правящая коалиция и ее правительство получили шанс сделать очередной шаг на пути рыночных преобразований и интеграции в европейские структуры. Ведь без территориальной реформы невозможен не только рост экономики, но и вхождение в Евросоюз. Согласно здешней модели самоуправления, 12 воеводств должны теперь взять у правительства значительную часть полномочий, а вся структура местного самоуправления становится трехчленной: гмина-уезд-воеводство.

На первый взгляд, президент, представитель Союза левицы демократической отдал предпочтение аргументам правоцентристского правительства Ежи Бузека и отбросил опасения Союза левицы демократической и Польского стронництва людового (Крестьянской партии). Первые состояли в том, что не стоит разрывать выборы в самоуправленческие структуры на местах по причине дополнительных финансовых затрат и возможной малоактивности электората. Вторые - что нельзя, продлевая каденцию совета гмин, нарушать конституцию, и что правительство все равно не сумеет наработать необходимое количество законов (около 150), касающихся реформы самоуправленческой и территориальной. Но понять логику Квасьневского и его рискованного решения можно только в контексте хроники последних встреч, которые состоялись у президента перед подписанием закона о переносе выборов в советы гмин: пятистороннего «круглого стола» с лидерами Акции выборчей «Солидарность», Союза свободы, Союза левицы демократической и Польского стронництва людового, состоявшегося в субботу, 18 апреля; почти двухчасовой беседы тет-а-тет с премьером Ежи Бузеком в понедельник 20 апреля и встречи с представителями самоуправленческих организаций страны во вторник 21 апреля.

Субботняя встреча, при всем желании ее участников «действовать во имя реформ», закончилась фиаско, ибо каждый из них остался при своем мнении, хотя некий общий консенсус был найден и состоял он в том, что и президент, и представители правящей коалиции, и оппозиция согласились на то, что территориально-административная реформа должна начаться в стране 1 января 1999 года. В понедельник президент еще раз попытался понять аргументы правительства из уст его премьера и убедиться в готовности Кабинета министров взять на себя ответственность за успешность проведения реформы. Во вторник пять из шести самоуправленческих организаций Польши выразились за совмещение выборов. А вот еще некоторые аргументы, прозвучавшие на той пресс-конференции А.Квасьневского в пользу подписанных им документов. «Поляки должны иметь больше власти и влияния, ибо уже не раз доказывали присущее им чувство ответственности», «…реформы не есть реформами для левых или правых - это реформы для Польши» «не говоря о технологиях и сроках проведения, в Польше все политические силы за реформу, а это главное», «правительство хотело иметь шанс и оно его имеет; если оно его не использует, должно взять на себя ответственность». Но ведь и президент должен разделить с правительством эту ответственность. Об этом Квасьневский тоже говорил во вторник вечером. А на следующее утро местные аналитики написали в газетах, что это было самое оптимальное решение из всех, которые мог принять тогда их президент, ведь любое другое могло быть воспринято и правящей коалицией, и общественностью как противопоставляющее главу государства реформам.

Словом, Польша и ее президент еще раз продемонстрировали, и не только себе, как должно выходить из сложнейших ситуаций, не теряя чувства движения вперед и алгоритма реформ. Еще остался открытым вопрос о количестве воеводств, которые должны появиться на карте страны после 1 января 1999 года (их было 49, а может остаться 12-13 или 17), еще продолжают протесты против потери в будущем своего нынешнего статуса Быдгощ, Ополе, Зелена Гура; да и вопрос с референдумом о проведении реформы тоже пока не закрыт. Все может еще быть: смена нюансов, частностей в процедуре и календаре реформы. Но уже есть самое главное: политическая воля и осознание необходимости ее проведения.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК