Человечество научилось записывать звуки сравнительно недавно. Первый аппарат, который позволял это делать на более или менее профессиональном уровне, был изобретен Эдиссоном в 1877 году. При помощи иглы с мембраной на покрытые смесью воска, масла и канифоли валики наносились звуковые дорожки. С этой аппаратурой исследователи путешествовали по всему земному шару, собирая музыкальные произведения разных народов, записывая выступления знаменитых людей эпохи. За 60 лет существования прообраза современной аудиотехники - аппарата Эдиссона были записаны десятки тысяч валиков.
Однако время не пощадило первые, а потому несовершенные носители звука. И сейчас деформированные, загрязненные и «заезженные» валики при проигрывании создают сильный фон, большое количество помех, а зачастую вообще не пригодны к воспроизведению. Ярким примером тому был валик, на котором запечатлен голос английской королевы Виктории. Прослушивая его, ученые смогли разобрать лишь несколько слов. Попыток получить качественные копии со старинных записей было предпринято великое множество. Но до последнего времени ни одна из них не приводила к успеху. Большая часть носителей и по сей день так и остается нерасшифрованной.
Мало кто знает, что в Центральной научной библиотеке имени Вернадского Национальной академии наук Украины, кроме колоссального собрания печатных изданий, сохраняется и уникальная коллекция валиков Эдиссона. Большинство из них - это записи этнических мелодий хасидов. Музыкальные традиции этого народа, корни которых уходят в глубь тысячелетий, дошли до нас в своем первозданном виде и, естественно, представляют сегодня огромный культурно-исторический интерес для ученых всего мира.
Неоднократно представители крупнейших центров обработки фонограмм обращались к нашим специалистам с предложением перевезти коллекцию в библиотеку Конгресса США, этнографический архив Австрийской академии наук. Мотивировалось это тем, что в Украине бесценным валикам не могут обеспечить элементарных условий хранения, не говоря уже о проведении каких-либо реставрационных работ. Таким образом перед нашими учеными возникла дилемма: либо передать коллекцию западным исследователям, при этом наверняка утратив ее для Украины, либо попытаться расшифровать валики самостоятельно.
За короткий срок специалистам Института проблем регистрации информации НАНУ удалось создать оборудование, которое не имеет аналогов в мире. Оно позволило подойти к проблеме считывания звука принципиально иначе. Ведь все предыдущие попытки перезаписи основывались на чистой акустике: то есть информация с валика сразу поступала на звукосниматель. А новый метод дал возможность записать не сам звук, а зарегистрировать геометрию поверхности носителя и уже потом, компьютерным способом удалив несвойственные шумовые «примеси», получить чистый звук. Об уникальности оборудования свидетельствует и его масса. Сам «проигрыватель» весит 7,5 тонны и покоится на огромнейших песчаных, резиновых и воздушных амортизаторах. Все это делает установку невосприимчивой к малейшей вибрации и позволяет с высокой точностью считывать звуковые дорожки, высота которых составляет порой сотые доли микрона.
На сегодняшний день при помощи нового метода уже записаны мелодии с нескольких валиков. В том числе и с тех двух, которые на протяжении трех лет находились на безрезультативной реставрации в библиотеке Конгресса США. Международные эксперты подтвердили, что качество воспроизводимого звука действительно очень высокое. И теперь украинским ученым предстоит примерить на себя венок славы, а заодно и крупные заказы от мировых центров почитания культуры. Но это лишь первые шаги. В скором времени наши специалисты планируют подарить вторую жизнь записям песен-сказаний украинских кобзарей. Эта коллекция насчитывает более трехсот валиков Эдиссона, датируемых двадцатыми годами нашего столетия. Чудом сохранившиеся музыкальные произведения в недалеком будущем переселятся на более уютные современные компакт-диски, сделав достояние украинской культуры доступным для всего мира. Но и на этом не иссякают возможности новой технологии. С ее помощью, уверяют ученые, можно будет «реанимировать» и огромнейшую коллекцию грампластинок библиотеки Вернадского, которые раньше невозможно было качественно воспроизводить.
А это означает, что тысячи законсервированных временем мелодий и песен вновь оживут яркими красками звуков и принесут нам еще немало приятных минут общения с забытой музыкой.