Конфликт вокруг главы бюджетного комитета с формальной точки зрения является событием куда менее значимым, чем появление очередного проекта конституционных изменений. Тем не менее осмелимся предположить: если «дело Порошенко» будет доведено до конца, его последствия могут иметь серьезные последствия не только для Верховной Рады, но и для страны в целом. Может случиться, что мы становимся свидетелями сложной игры, цена которой куда выше, чем один из постов в руководстве Радой.
В двух словах об истории вопроса. В феврале группа народных избранников обнаружила существенные несоответствия между бюджетом на 2003 год, принятым парламентом, и бюджетом, подписанным Президентом. Лидеры трех оппозиционных фракций — КПУ, СПУ и БЮТ — потребовали немедленно разобраться, кто и с какой целью «подкорректировал» главный финансовый документ государства. После соответствующих разбирательств выяснилось, что бюджет действительно подвергся «незапланированной ревизии». В марте лидер коммунистов (ставший одним из главных действующих лиц конфликта) объявил: годовая смета страны была сфальсифицирована примерно на 310 миллионов гривен, причем фальсификация 47 миллионов гривен доказана. При этом Петр Николаевич намекнул, что речь идет об увеличении объемов финансирования «некоторых округов некоторых народных депутатов». Представитель СДПУ(о) Нестор Шуфрич выразился яснее, фактически обвинив в нечистоплотности руководителя профильной парламентской структуры, члена «Нашей Украины» Петра Порошенко. Парламентарий-эсдек сообщил журналистам, что в окончательном варианте были необоснованно увеличены бюджетные нормативы Винницы (4,5 млн. гривен дополнительно) и Винницкой области. «Это немного неприятно, — заметил Шуфрич, — потому что по Виннице был избран руководитель бюджетного комитета…».
После этого скандал неожиданно для многих сошел на нет. Наблюдателями называлось множество обстоятельств, в силу которых бюджетное дело оказалось, скажем так, бесперспективным. Вкратце перечислим основные версии.
Одним из главных инициаторов затухания конфликта вполне мог выступить спикер. У Владимира Литвина было достаточно поводов для этого. Он не хотел подыгрывать эсдекам, которые явно и с удовольствием подогревали скандал. Он не был заинтересован в дестабилизации работы парламента, а возможная отставка Порошенко с поста председателя бюджетного комитета была чревата не только легко прогнозируемыми демаршами «Новой Украины». Она могла стать поводом для пересмотра пакетных соглашений, касающихся распределения руководящих должностей. Председатель ВР не желал «крови» Петра Порошенко, с которым (по некоторым сведениям) его связывают давние тесные контакты. Наконец, Владимир Михайлович отнюдь не стремился осложнять отношениях с самой крупной фракцией, и особенно с ее лидером. Между тем и «Наша Украина», и Виктор Ющенко достаточно решительно выступили в защиту соратника.
Думается, не были заинтересованы в эскалации конфликта и его формальные инициаторы — Юлия Тимошенко и Александр Мороз. Можно предположить, что, обнаружив «бюджетный подвох», лидеры двух оппозиционных сил приписали сие козням либо Медведчука, либо Януковича. Когда же выяснилось, что ни президентская администрация, ни Кабинет министров не являются ни заказчиками, ни организаторами, интерес к поиску исполнителей был в значительной степени утрачен. Тем более что и Юлия Владимировна, и Александр Александрович в частных беседах не исключали того, что причиной «реформирования» бюджета действительно могла оказаться банальная оплошность. Кроме того, надежды на объединение сил оппозиции тогда были еще сильны, а потребность в подобном объединении — все еще высока. Подогревая интерес к расследованию, в котором главным подозреваемым значился представитель дружественной политической силы, БЮТ и СПУ не только лили бы воду на мельницу общего врага, но и рубили бы сук, на котором сообща сидели.
Не слишком хотел продолжения бюджетной истории премьер Виктор Янукович. Политическое настоящее Виктора Федоровича во многом зависело от плодотворного сотрудничества правительства и парламента. А политическое будущее — от плодотворного сотрудничества с лидерами ведущих политических сил. Фамилия «Ющенко» в перечне последних была одной из первых. Кроме того, существовала версия, что к ошибке в бюджете теоретически могли быть причастны сотрудники аппарата КМ, принимавшие участие в обработке данных перед отправкой документа на подпись к Президенту.
Позиция Януковича — не озвученная, но вполне очевидная, во многом предопределила точку зрения ряда фракций, дружественных премьеру. Помимо этого, многие «большевики», так же, как и «меньшевики», так же, как и Литвин, не хотели очередного передела начальственных кресел.
Безусловно, заинтересованной стороной была «Наша Украина». Далеко не все во фракции были уверены в невиновности Порошенко. Далеко не все были уверены в его виновности. Далеко не все были уверены, что дальнейшее разбирательство окажется объективным. Но все были уверены: если представителя «НУ» официально признают виновным в столь масштабном подлоге, это будет тяжелым ударом по репутации всего блока.
Некоторым моральным утешением для всех служили рассказки старых бюджетчиков о том, что главный финансовый документ страны корректируют ежегодно. Все, кому не лень. И без особого шума.
Оговоримся: мы никого не пытаемся в этой истории ни защищать, ни обвинять. Мы можем только гадать, что в действительности случилось со злополучным бюджетом-2003, и можем только догадываться, почему «дело о 47 миллионах» было, по сути, прекращено. Как казалось тогда — навсегда.
Но вот 11 сентября Петр Симоненко извлек его из архивов. В канун обсуждения плана финансовой жизни государства руководитель КПУ объявил о том, что «Петр Порошенко не имеет права руководить комитетом во время бюджетного процесса… При его участии фальсифицирован бюджет 2003 года». А спустя несколько дней появилась кулуарная информация о том, что в Верховной Раде начат сбор подписей за отставку Порошенко. Причем инициаторами ее выступили отнюдь не коммунисты, а… эсдеки. В успех этого предприятия сначала верилось с трудом — если представителя «Нашей Украины» не удалось лишить звания главного бюджетоведа парламента тогда, когда для этого был хотя бы формальный повод, то уж сейчас…
Однако в подобных делах важны не поводы, а причины. Судя по всему, на Банковой появились веские причины реанимировать дело полугодичной давности именно сейчас. Во всяком случае, к утру 18 сентября появились сведения, что на руках у сторонников публичной казни Петра Алексеевича имеется уже полторы сотни подписей и что этот вопрос будет поставлен на голосование до конца дня. Попутно выяснилось: главными (хотя и неофициальными) организаторами сбора автографов выступили представитель Президента в парламенте Александр Задорожний и координатор того, что иногда именуется большинством, Степан Гавриш. Последнее обстоятельство не оставляло сомнений — к делу подключился Президент.
До сих пор Леонид Данилович никоим образом не выявлял своего отношения к процессу, инициатором которого упорно называли Виктора Медведчука. По крайней мере, именно на него ссылались как минимум двое руководителей пропрезидентских фракций в ходе своих неофициальных бесед с Виктором Ющенко. Видные «большевики» жаловались Виктору Андреевичу на давление со стороны администрации и советовали не дразнить гусей и не доводить до очередного конфликта. Лидеру самого крупного депутатского объединения предлагали следующую схему: фракция добровольно меняет Порошенко на посту руководителя бюджетного комитета на любого другого представителя «Нашей Украины». При этом делегаты от большинства гарантировали не только необходимую поддержку сменщику Порошенко, но и обещали ни при каких обстоятельствах не подвергать ревизии достигнутые ранее «квотные» договоренности между фракциями. С аналогичной просьбой, насколько известно, обратился к Виктору Андреевичу и Петр Симоненко. Но Ющенко отказался наотрез. Во-первых, подобное решение означало бы фактическое признание вины Порошенко. Во-вторых, стало бы обидной уступкой Медведчуку. Будучи осведомленным о том, что большевистские фракции (в особенности «Регионы» и «Европейский выбор») не спешат идти навстречу пожеланиям Виктора Владимировича, его главный оппонент наделся на благоприятное развитие события.
Но в середине недели в игру вступил Президент. В «Нашей Украине» получили тревожное сообщение о том, что Задорожний и Гавриш лично получили соответствующее распоряжение гаранта, проверили эту информацию по своим каналам и получили полное подтверждение. Кроме того, Ющенко стало известно о некоем телефонном разговоре, состоявшемся 17 сентября между Леонидом Кучмой и Виктором Януковичем. Якобы Леонид Данилович поинтересовался у Виктора Федоровича, сдала ли фракция «Регионы» подписи за снятие Порошенко. Получив отрицательный ответ, глава государства в характерной для него «интеллигентной» манере посоветовал главе правительства в самое ближайшее время исправить оплошность. В противном случае Януковича обещали выгнать из Кабмина в течение суток без выходного пособия.
В марте причины, по которым «дело Порошенко» было обречено заглохнуть, казались более или менее очевидными. Сложнее отыскать мотивы, по которым в сентябре Порошенко настолько впал в немилость гаранту? С чего вдруг «голова» председателя бюджетного комитета стала равной по ценности голове председателя правительства?
Разные источники отсылают нас к различным гипотезам. Рассуждают преимущественно об интригах Медведчука, который якобы завел Президента страшными рассказами о кознях Порошенко. О том, как кум Ющенко «напрягает» губернаторов, предлагая им помогать «Нашей Украине» в обмен на мелкие бюджетные радости. О том, как Петр Алексеевич химичит с проектом бюджета-2004, откладывая в разных статьях «заначки» для будущей избирательной кампании Ющенко. Допустим, Медведчук накрутил, а Кучма завелся. Но стоит ли такая игра таких свеч? К чему Виктору Владимировичу (если он действительно идеолог нового конфликта) затевать такую сложную комбинацию? Только ради того, чтобы лишний раз насолить Виктору Андреевичу? Не похоже.
Может быть, причина в другом? В заметном напряжении отношений между эсдеками и донецкими вообще и между Медведчуком и Януковичем в частности? Ходили слухи, что на днях представители двух крупнейших организованных политических группировок столкнулись лбами при решении ряда бизнес-вопросов. Ранее подобных конфликтов стороны избегали. Но судить о дальнейшем углублении противоречий можно не только по этому. После просмотра выпусков новостей на каналах, подконтрольных социал-демократам, приходишь к мысли, что авторы сюжетов уверены в скорой отставке правительства. Перманентный продовольственный кризис, грядущий топливный кризис, «своеволие» членов Кабинета Януковича при обсуждении концепции ЕЭП… Тематика материалов и тональность комментариев не вызывает сомнений по поводу того, в чей огород летят булыжники, становящиеся день ото дня все увесистее.
А теперь попытаемся рассмотреть новый парламентский конфликт с учетом вновь открывшихся обстоятельств. Чего можно достичь, с точки зрения Банковой, добившись снятия Порошенко? Ослабить админвозможности «Нашей Украины» и ограничить их финансовую мобильность? Возможно. Посадить пятно на репутацию «Нашей Украины»? Очевидно. Спровоцировать скандал в Верховной Раде и (используя коммунистов) усугубить противоречия в рядах оппозиции? Безусловно. Создать повод для пересмотра договоренностей времен спикериады (тем более что есть еще один повод – недавно изгнанный из СДПУ(о) «квотный» вице-спикер Александр Зинченко)? Не исключено, что и это есть в планах.
Но легко предположить, что в этих самых планах может значиться и максимальное осложнение отношений между Верховной Радой и Кабмином, и отставка правительства Януковича. Нужен ли премьеру нынешний скандал? Однозначно – нет. Ему нужен вовремя принятый бюджет. Ему нужен парламент, настроенный на сотрудничество с правительством. Ему нужен Виктор Ющенко, воспринимающий его как союзника. Обязав «своих» подписать требование отставки Порошенко, он становится соавтором конфликта, который может «сожрать» и его самого. Парламент, раздираемый внутренними распрями, едва ли будет надежным партнером правительства. Правительство, лишенное поддержки парламента, обречено на отставку.
Если же Янукович откажется играть по президентским правилам, ему придется подыскивать другое место работы – Кучма таких демаршей не прощает. Фракции, не исполнившие приказ Президента, могут даже не рассчитывать на сохранение своих выдвиженцев в Кабинете, игры в «коалиционное правительство» закончатся быстро.
Виктор Федорович заметно нервничает. По некоторым сведениям, он полагает, что Медведчук не только убедил Президента в необходимости замены премьера, но и нашел «сменщика». Себя. Виктор Владимирович едва ли сможет «пройти через парламент». Но никто не может запретить ему поработать «и.о.»…
Янукович растерян. Именно поэтому уполномоченные фракции «Регионы» собрали подписи под интересующим Президента документом, но не спешат передавать их кому следует. Нервничающего Гавриша «донецкие» посылают на… Банковую. Туда же посылают его и «трудовики». Мол, был приказ собрать. Будет приказ отдать – отдадим.
Не только Янукович не хочет новой войны. Не хотят ее и многие влиятельные парламентарии. Для всех очевидно: когда в парламенте начнутся склоки, демарши и драки, «разрулить» ситуацию, скорее всего, не смогут ни Литвин, ни лидеры фракции, ни тем более координационный совет большинства. Война – это стихия Медведчука, а добровольно отдавать ему инициативу никто не хочет.
Вот почему, несмотря на сверхактивность эсдеков и грозные окрики Банковой, к разбору «персонального дела Порошенко» Рада в четверг так и не приступила. Хотя организаторы акции искренно желали «провернуть сделку» именно на прошедшей неделе, пока нет Литвина. Говорят, слухи о 150 подписях оказались несколько преувеличенными – большинство лидеров пропрезидентских фракций автографы своих подопечных попридержали, требуя новых ЦУ непосредственно от Кучмы. Гавриш и Задорожний, пытаясь «простимулировать» коллег, могли рассказывать им о разговоре между Кучмой и Януковичем, благо были свидетелями беседы – она велась по селектору. Однако должного действия эти рассказы не возымели.
Ключевые парламентские игроки из числа «большевиков» могут только предполагать, какие цели преследуют истинные организаторы нехитрой на первый взгляд операции под кодовым названием «Снятие Порошенко». Они надеются подтвердить либо опровергнуть свои сомнения в ходе встречи с Президентом. И если получится — попытаться переубедить гаранта. Такая возможность, если верить слухам вождям пропрезидентских сил в парламенте, представится сегодня. По крайней мере им это было обещано в четверг. Многие решились тянуть настолько, насколько это возможно после телефонного общения с пребывающим за границей Литвином, — спикера активность эсдеков тоже весьма озаботила.
К великой печали инициаторов затеи, их начинание не поддержали коммунисты. Ленинцам пришлось не по душе, что их использовали как «информационный повод», и они отказались идти в фарватере Медведчука. Дело даже не в том, что представители КПУ единственными оказались бы в компании с «большевиками». Ниже их достоинства было ставить подписи после «большевиков». Да еще на чистых листках, только предполагающих некий текст.
Кстати, «дело Порошенко» дало повод представителям оппозиции лишний раз поговорить о взаимных интересах. Итогом беседы лидеров четырех антипрезидентских фракций стали некие договоренности, якобы даже закрепленные на бумаге. Во всяком случае, есть основания полагать, что в ближайшее время представители «четверки» будут несколько корректнее по отношению друг к другу. Свидетели разговора утверждают, что в ходе оживленной дискуссии Петр Симоненко и Адам Мартынюк опровергли слухи об имеющихся у Компартии видах на посты руководителя бюджетного комитета и вице-спикера, которые могут освободиться в случае отставок Петра Порошенко и Александра Зинченко. Более того, члены руководства КПУ заявили о своем нежелании участвовать в возможном пересмотре пакетных соглашений.
Теперь оппозиции предстоит разобраться с проблемой, которую сами же и породили. В четверг в ходе межфракционного собеседования было высказано несколько идей, ни одна из них не была признана абсолютно эффективной. Симоненко, насколько известно, настойчиво предлагал вернуться к старой схеме — «Наша Украина» отзывает Порошенко и меняет его на кого-то другого, например Алешина. При этом оговаривается, что постановления о снятии первого и назначении второго голосуются «в пакете». Подобный вариант позволял бы сохранить лицо и самому Симоненко (как пламенному борцу и последовательному политику), и отчасти Ющенко (как образчику моральности и мастеру компромиссов). Но Виктор Андреевич резонно полагал, что использование подобного приема нанесло бы удар не только по имиджу, но и по политической состоятельности «Нашей Украины». И в очередной раз отказался. Взял время на раздумья. И, кажется, созрел для серьезных бесед с Президентом и Януковичем.
На такой же разговор настраивается и премьер. Для всех очевидно, что собственно бюджет — лишь повод для реанимации «дела Порошенко». А само дело — лишь повод для начала новой интриги Медведчука. Замысел которой не вполне ясен. Но оттого на душе и у Литвина, и у Януковича, и у Ющенко, и еще у сотен влиятельных политиков не становится легче. Никто из них не хочет ни объятого войной парламента, ни лежащего в разрухе правительства. Никто не хочет «ротации» правительственных и парламентских руководящих кадров. Никто не хочет Медведчука у руля правительства. Никто не хочет быть пешкой в чужой игре.
Никто не хочет нового скандала в тот момент, когда в парламент заброшена свежая версия конституционной реформы. Никто не хочет новых поводов для новых отставок и новых референдумов. Особенно в канун новых президентских выборов. Которые, кажется, все-таки пройдут по-старому.