Как минимум две оптимистические для Украины новости прозвучали в начале этой недели в Вильнюсе, где проходили неформальные консультации высокого уровня НАТО—Украина.
Первая из них была обнародована устами министра обороны США Доналда Рамсфелда и стала официальным подтверждением решения, о котором в последнее время уже догадывались украинские эксперты: Соединенные Штаты определились со своей позицией относительно будущего членства Украины в НАТО — они его всячески поддерживают и призывают остальных союзников помочь нашей стране интегрироваться в альянс. Весьма показательна и символична в этом плане одна деталь, которая не осталась незамеченной на совместной пресс-конференции министров обороны двух стран: после выступления Анатолия Гриценко, говорившего по-украински, слушавший коллегу без переводчика Доналд Рамсфелд сказал коротко и просто: «I agree» («Я согласен»). Такого доверия между главами оборонных ведомств, да и в украинско-американских отношениях в целом, никогда прежде не наблюдалось.
Поддержку США, имеющих в Североатлантическом альянсе огромный вес и влияние, а также действенные способы убеждения партнеров, трудно переоценить. Однако не стоит забывать, что решения в альянсе принимаются консенсусом, и Украине необходимо заручиться поддержкой абсолютно всех 26 членов блока. А для этого ей придется продемонстрировать реальные достижения практически во всех сферах жизнедеятельности страны.
«Только скажите, чем вам помочь»
Но уже сегодня можно констатировать: отношение к Украине у членов альянса постепенно меняется. Участники украино-натовских переговоров и консультаций (причем с обеих сторон) свидетельствуют, что в последние месяцы атмосфера и язык общения на них стали совсем другими. Начиная хотя бы с того, что натовцам непривычно видеть представителей украинского руководства, свободно излагающих свои мысли по-английски без каких-либо многостраничных заранее подготовленных помощниками текстов или то и дело подсовываемых советниками шпаргалок. Но дело не только и не столько в английском. Марчук и Шкидченко им тоже владели. И, в общем-то, тоже понимали, что такое НАТО и зачем оно нужно Украине. Но тогда НАТО не верило Украине, точнее, ее власти во главе с Кучмой. Не верило в искренность ее евроатлантических устремлений.
Сегодня альянс, наконец, убедился, что украинское руководство определилось со стратегическим выбором. Планы страны стали восприниматься всерьез. «Очевидно, что украинские органы власти очень серьезно настроены на членство в НАТО», — заявил в Вильнюсе генсек организации. Появилось уважение, причем не только как дань оранжевой революции, но и как реакция на конкретные действия в военной реформе, усиление гражданского контроля над сферой безопасности и обороны, выполнение взятых на себя обязательств и обещаний. Кстати, во время консультаций с большим удовлетворением было воспринято известие о продаже на конкурсе «Криворожстали»— наконец-то Украина довела до конца начатое дело, а бюджет получил огромную сумму, часть которой, можно надеяться, будет выделена и на евроатлантическую интеграцию.
Видимое отличие нынешних консультаций от множества прошлых встреч, обращают внимание их участники, также в том, что украинская сторона перестала избегать острых углов, маскировать проблемы и недостатки, и, напротив, стала говорить о них открыто, сама поднимая проблемы, например, при обсуждении целевых планов и будущего Плана действий относительно членства. Снятие камуфляжа и обнажение недостатков не только не вызвало критики, а, наоборот, увеличило с натовской стороны уважение, понимание и желание помочь.
В диалоге с альянсом исчезли громкие лозунги, и речь ведется о конкретных совместных мероприятиях и проектах. «Если раньше мы говорили, что НАТО нам помогает, то теперь многие страны альянса, особенно Прибалтики и Центральной Европы, буквально рвутся оказать нам помощь», — засвидетельствовал в интервью «ЗН» первый замминистра обороны Леонид Поляков. Вот самый свежий пример. В Вильнюсе по итогам консультаций было подписано т.н. Письмо о намерениях относительно поддержки Программы совместной рабочей группы высшего уровня по профессиональному развитию гражданского персонала (от имени Украины его завизировал глава оборонного ведомства Анатолий Гриценко). Целью этой инициативы является подготовка высококлассных гражданских профессионалов, которые способствовали бы эффективному функционированию сектора безопасности, в частности, и системы госуправления в целом на основании использования самого передового мирового опыта. В рамках этого проекта предполагается создание специального трастового фонда, в который будут привлекаться средства государств-доноров (на первом этапе реализации Программы, рассчитанном на один-два года, внимание будет сосредоточено на украинском Министерстве обороны, и планируется собрать 1,5—2 млн. долл.). Так вот, если до начала консультаций были готовы подписать Письмо о намерениях десять стран альянса, то по их окончании подписали пятнадцать. Кто-то готов помочь финансово, кто-то предоставит своих экспертов.
Таких примеров много. Еще один недавний: в прошлом месяце 24 сотрудника украинского Минобороны две недели стажировались в Польше (за счет польской стороны). Вернулись впечатленные, полные идей и готовности их реализовать. «Видите, что у нас творится, — показывает на свой заваленный бумагами стол Леонид Поляков, — а у них все в электронном виде, никаких бумажек, одни информационные технологии. Электронный документооборот и быстрее, и эффективнее, и дешевле. Мы тоже будем внедрять подобную систему. Недавно в нашем министерстве было создано управление информационных ресурсов и технологий».
Готовы помогать Украине не только натовские неофиты, но и старожилы. Уже достаточно давно советником министра обороны Украины работает представитель Великобритании. Недавно выразила желание прислать своего эксперта по вопросам реформирования (вероятнее всего, в состав офиса связи альянса в Киеве) Германия. Потихоньку начинают «оттаивать» даже французы и бельгийцы.
Много предложений о помощи поступает в связи с планами Украины к 1 января 2010 г. полностью отменить призыв на срочную военную службу и комплектовать Вооруженные силы исключительно контрактниками. Как известно, согласно распоряжению президента Украины от 16 мая, начат эксперимент по комплектованию военнослужащими по контракту трех бригад (по одной в Сухопутных войсках, авиации и ВМС) и одного корабля. К концу 2006 г. в этих соединениях должны служить исключительно контрактники. Своим опытом в реализации этого пилотного проекта с украинцами готовы поделиться бельгийцы, голландцы, британцы, французы.
Еще одним ответом тем, кто вновь расклеивает на столбах и заборах листовки со старым «Заграница нам не поможет» и встречает пикетами протеста натовские делегации, может служить создание еще двух трастовых фондов. Средства одного из них предназначаются для оказания помощи Украине со стороны НАТО и ЕС в утилизации устаревших и излишних легких вооружений, стрелецкого оружия и обычных боеприпасов, коих в нашей стране накоплено 1 млн. 200 тыс. тонн. На сегодняшний день донорами собрано около четырех миллионов долларов. Средства второго трастового фонда предназначаются для адаптации уволенных в запас украинских военнослужащих.
Готовь сани летом, а ПДЧ — зимой
Значительная помощь натовских экспертов понадобится Украине в ближайшие месяцы еще на одном серьезном направлении. Второй важной новостью завершившихся в Вильнюсе консультаций стало сообщение Анатолия Гриценко о достигнутой на них договоренности о том, что украинские эксперты начнут разработку Плана действий относительно членства (ПДЧ) — «чтобы самим разобраться и подготовить материалы для тех, кто будет принимать очень важные политические решения в ближайшем будущем. Чтобы базироваться на реальном понимании того, где находится Украина, сколько времени ей необходимо, чтобы достичь критериев НАТО, какие должны быть приоритеты бюджета». Эта украинская инициатива была поддержана во время консультаций многими представителями стран альянса, прозвучали обещания выделить в помощь и своих специалистов.
По прикидкам отечественных экспертов, на разработку ПДЧ потребуется пять- шесть месяцев. То есть завершена работа над документом будет как раз к весне, когда после окончания парламентских выборов в Украине альянс, как ожидается, может предложить нашей стране присоединиться к Плану действий относительно членства. Разумеется, если выборы будут признаны честными и справедливыми, а экономическая ситуация в стране будет улучшаться. Наличие уже готового документа еще раз докажет серьезность украинских намерений, подкрепит их результатами конкретной работы и позволит сделать разговор на весеннем заседании Комиссии Украина—НАТО (КУН) весьма предметным. И если альянс даст отмашку, то в сентябре следующего года наша страна сможет приступить к выполнению своего ПДЧ.
В то же время отечественные эксперты, которые, как можно предположить, будут привлечены к разработке украинского Плана действий относительно членства, подчеркивают необходимость уделить должное внимание и Целевому плану(ЦП) на 2006 год. Он, по их мнению, должен быть на порядок лучше всех предыдущих и быть максимально похожим на так называемые ежегодные планы, выполняемые претендентами на членство в НАТО в рамках ПДЧ. Составление и, главное, выполнение такого ЦП поможет Украине сделать качественный рывок и приблизиться к альянсу настолько, чтобы можно было сократить количество годичных циклов ПДЧ с обычных трех-четырех до одного-двух.
Как известно, принятый на Пражском саммите в 2002 году План действий Украина—НАТО имеет ту же структуру, те же пять разделов (политические и экономические вопросы; оборонные и военные вопросы; вопросы ресурсов; вопросы информационной безопасности; правовые вопросы), что и ПДЧ. Однако всем отечественным ведомствам, задействованным в евроатлантической интеграции, следует быть готовыми к тому, что отношение альянса к выполнению этих двух документов, без сомнений, будет разным. Ведь хотя присоединение к ПДЧ и не дает никаких гарантий будущего членства, тем не менее, неофициально страна уже считается кандидатом, и НАТО очень внимательно и придирчиво, вникая во все нюансы, заглядывая во все пыльные углы и подозрительные щели, отслеживает выполнение нею взятых на себя обязательств. И, разумеется, делает соответствующие выводы.
Но заблуждаются те, кто считает ПДЧ эдаким прокрустовым ложем, на котором НАТО насильно «обтесывает» своих будущих членов, выкручивает им руки и делает пересадку органов. «Это очень принципиальный момент: НАТО нас ни к чему не подталкивает и не принуждает, — поясняет Л.Поляков. — Оно просто говорит: если вы хотите быть признаны нами в качестве члена клуба государств, которые решили объединить усилия для совместного обеспечения безопасности, тогда условия принятия в этот клуб следующие. Вот и все. Никто не устанавливает никаких сроков, не указывает, что и как делать». Страны-претенденты сами, зная свои слабые места, определяют, что конкретно им нужно сделать, чтобы как следует подготовиться к членству в альянсе. Они самостоятельно определяют задачи, которые необходимо решить, ставят перед собой цели, которые необходимо достичь, и определяют способы их достижения. НАТО и страны-союзницы могут помочь лишь советом и предоставить необходимую информацию. А составлять и реализовывать свой ПДЧ мы будем сами. И главное в этом деле, советуют натовские эксперты, чувство меры: «планы не должны поражать, они должны быть реальными». Лучше взять на себя меньше обязательств и все их выполнить, чем сотрясти воздух громкими обещаниями, которым никогда не суждено сбыться.
Еще два года назад Центр Разумкова (его президентом на тот момент был нынешний министр обороны Украины А.Гриценко, а директором военных программ — нынешний первый замглавы этого ведомства Л.Поляков) разработал свои рекомендации и предложения к украинскому Плану действий относительно членства и опубликовал их в журнале «Національна безпека і оборона» №7 за 2003 г. И хотя с тех пор значительно изменились и внутриполитическая ситуация в нашей стране, и ее международное положение, продвинулась реформа Вооруженных сил, а некоторые предложения разумковцев уже претворены в жизнь, тем не менее можно предположить, что наработки этой авторитетной неправительственной организации будут востребованы и в новых, благоприятных для евроатлантической интеграции Украины условиях.
«С военным ведомством проблем не будет»
Требования альянса к своим претендентам хорошо известны. По-прежнему главными и во многом решающими являются политические критерии. Будущие члены НАТО должны отвечать базовым принципам, перечисленным в Вашингтонском договоре, таким как демократия, свобода личности, верховенство права и пр. Военные критерии, характеризующие готовность Вооруженных сил кандидата, можно свести к трем основным: обеспечивать оборону своей страны; осуществлять вклад в укрепление обороноспособности альянса; принимать участие в мероприятиях программы «Партнерство ради мира».
После консультаций в Вильнюсе А.Гриценко заявил: если говорить о скорости оборонной реформы и участии Украины в операциях, проводимых под эгидой НАТО, то к 2008 году наша страна будет готова вступить в альянс.
Натовская сторона также откровенно признает, что по линии украинского военного ведомства особых проблем при интеграции в альянс не ожидается (еще одним «отличником» натовской подготовки называется МИД). Куда больше наших североатлантических партнеров беспокоят украинские парламентские выборы, политическая и судебная реформы, состояние экономики и высокий уровень коррупции.
«Натовцев нужно убеждать конкретными результатами. Они «сдаются» под давлением веских аргументов», — считает министр обороны. На консультациях в Вильнюсе он доложил о ходе оборонной реформы, реализации планов в рамках Интенсифицированного диалога и инициативе по подготовке ПДЧ. О реформировании украинских структур безопасности (кроме оборонного сектора) представителям альянса рассказал секретарь СНБОУ Анатолий Кинах. В свою очередь, натовская сторона озвучила пожелание провести анализ украинского сектора безопасности, аналогичный тому, что уже был успешно сделан в оборонной сфере.
Еще летом на заседании КУН на уровне министров обороны А.Гриценко обозначил приоритеты своего ведомства в рамках подготовки к членству в альянсе — это усиление гражданского контроля над Вооруженными силами, проведение оборонной реформы, повышение социальной защиты военнослужащих и борьба с коррупцией. В Вильнюсе разговор шел о том, что удалось выполнить по перечисленным направлениям за прошедший период. При этом неоднократно подчеркивалось: все что сделано — нужно Украине.
Очевидно, что минувший год был не самым удачным для реформ: дважды менялось правительство, бюджет был принят только в конце марта. Тем не менее оборонному ведомству удалось сделать достаточно много. Выполнено обещание сократить срок службы в армии, предпринимаются конкретные шаги по переходу на контрактную основу. Наращивается миротворческий компонент. Были проведены новые виды учений. В этом году впервые налет экипажей Воздушных сил и армейской авиации Сухопутных войск составил 60—65 часов, а до конца года планируется довести этот показатель до 80 часов. Напомним, что в прежние годы налет украинских летчиков составлял лишь 10—14 часов (в странах альянса нормативными являются 160—180 часов). Позитивные сдвиги были и в ВМСУ: выход в море кораблей доведен до 20 суток, до конца года этот показатель планируется увеличить еще на пять суток.
Натовскую сторону весьма интересовала проблема утверждения военного бюджета на следующий год. Представители альянса прямо давали понять: этот аспект будет одним из основных тестов на серьезность украинских интеграционных намерений. Поскольку при прежнем уровне финансирования все новые программы развития и реформ ВСУ так и останутся на бумаге, а невнимание государства к нуждам оборонной сферы перечеркнет все громкие декларации и обнародованные на весь мир графики евроатлантической интеграции. В Вильнюсе А.Гриценко проинформировал партнеров о том, что на следующий год запланировано увеличить бюджетные ассигнования на оборону до 1,63—1,64% от ВВП (натовская норма — 2%), что на 30% больше, чем в текущем году. Осуществятся ли эти планы? Насколько нам известно, президент Ющенко твердо пообещал: меньше 8,7 млрд. грн. на оборонный сектор выделено быть не может. Согласно последней информации из бюджетного комитета ВР, некоторые депутаты, осознающие важность военной реформы, предлагают выделить не менее девяти млрд. грн. Успешная продажа «Криворожстали» дает некоторую надежду на то, что эти предложения будут учтены. Тем более что военное ведомство, запрашивая определенные бюджетные средства, делает и свой вклад в народное хозяйство. Исходя из того, что нынешний уровень угроз значительно ниже, чем 20—30 лет назад, Министерство обороны инициировало отмену ненужных мобилизационных задач и открытие законсервированных промышленных мощностей. Кроме того, военное ведомство решило передать радиочастоты, находившиеся в его распоряжении, гражданскому сектору. Освобождаются военные городки, готовятся к приватизации некоторые подведомственные МО предприятия.
Особое внимание на вильнюсских консультациях было уделено разработанной Министерством обороны и Генеральным штабом ВСУ Государственной программе развития Вооруженных сил Украины на период 2006—2011 гг. Военное ведомство — единственное в структуре новой украинской исполнительной власти, сумевшее разработать в сжатые сроки подобный базовый документ в своей сфере. Еще 14 сентября Программа была утверждена правительством. В настоящее время ожидается появление президентского указа, которым она будет введена в действие. Правда, вызывает недоумение, что документ, получивший столько высоких оценок и похвальных отзывов как на экспертном, так и на правительственном уровне, почему-то вдруг «застрял» в СНБОУ, нынешний секретарь которого А.Кинах, будучи еще первым вице-премьером, также голосовал за принятие этой Программы.
Ведь при должном финансировании и неукоснительном выполнении новая Госпрограмма развития ВСУ вполне может вытащить наши Вооруженные силы из многолетних проблем, накопившихся за все годы независимости, и не только достаточно быстро поднять их до уровня, необходимого для вступления в Североатлантический альянс, но и сделать локомотивом украинской евро-атлантической интеграции.
Хотя еще раз стоит напомнить одну известную и важную аксиому: в НАТО вступают не вооруженные силы, в НАТО вступает страна.