Мониторинг отношения граждан страны к новой власти в «ЗН» начался с констатации внушительного кредита доверия, выданного означенными гражданами названной власти на заре упомянутых отношений («ЗН», №9, статья О.Дмитричевой «Любовь без расчета в кредит»).
С другой стороны, были представлены твердые намерения новой власти этот кредит исправно оплачивать, если не тело, то проценты («ЗН», №10, статья Л.Шангиной «Проценты от правительства по кредиту от народа: расчет и чувства»).
С момента заключения кредитного соглашения прошло полгода. Время справиться о состоянии расчетов. Результаты социологических исследований, проведенных Центром Разумкова с 5 по 12 августа т.г., свидетельствуют, что состояние это не удовлетворило бы ни одного кредитора мира, будь он даже убежденным филантропом…
Означенный кредит — полная поддержка действий власти — сократился более чем заметно. Да, должник еще платежеспособен. Уровень общей поддержки действий власти (включая поддержку отдельных действий) упал не столь заметно — на 6—10 процентов. Кредитор еще если не верит, то надеется — 34% граждан полагают, что оценивать степень оправдания властью надежд, на нее возлагаемых, все еще рано.
Однако надо что-то делать. Впервые с момента смены власти число граждан, считающих, что события в стране развиваются в неправильном направлении, превысило число тех, кто это направление полагает правильным…
Особо выразительно видны изменения в отношении граждан к новой власти при сравнении данных, полученных к исходу первых 100 дней ее деятельности, и сейчас, по истечении полугода. Стоит извиниться за обилие цифр, приводимых ниже. Но стоит и привести и даже нарисовать таблички — ввиду чувствительности проблемы и щепетильности недоверчивых. В результате статья похожа на книжку про Алису в стране чудес, но так виднее…
Полученные данные позволяют сделать три наблюдения. Первое: единство граждан и будущей новой власти, рожденное Майданом, убывает. Мы начинаем видеть жизнь по-разному, отчего граждане перестают верить власти, а она, вероятно, им…
Второе: и мы, и власть переживаем возрастную болезнь. Мы — сотворения себе кумира, излишне оптимистичных ожиданий, слишком страстной любви к власти. Сегодня мы начинаем избавляться от иллюзий, а это — симптом исцеления и может пойти нам, гражданам, только на пользу.
В свою очередь, у власти — детская болезнь восторга от избрания и полноты полномочий, переоценки своих сил и возможностей, стремления в одночасье осчастливить всех и вся. Симптомы выздоровления пока малозаметны. А если ее и вовсе начнет «вождить» и она вообразит себя непогрешимой, на пользу это не пойдет ни ей, ни особенно — нам.
Третье: подобные заболевания предполагают лечение обоих партнеров. Лекарства — политическая оппозиция, свободная пресса, независимый суд, независимое экспертное сообщество и прочие атрибуты гражданского общества и правового государства. А таких лекарств у нас — дефицит. И судя по тому, как новая власть заботится о среднем классе — социальной и экономической основе означенных атрибутов, лечение обоих партнеров не получается и мы попадаем в зону повышенного риска…
Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Два взгляда на объективную реальность…
Нам никуда не деться от необходимости учитывать объективную реальность, существующую вокруг нас.
Ю.Тимошенко, август 2004 г.
К исходу первых 100 дней работы новой власти ее и наши взгляды на означенную объективную реальность в целом совпадали. Власть, отмечая всестороннее улучшение всего и вся, поставила себе 12 баллов. И граждане, как видно из первой таблички, отметили улучшение во всех основных сферах жизни, за исключением одной досадной черты этой самой объективной реальности — уровня цен и тарифов. Но нет на свете граждан этой чертой удовлетворенных, и она тогда не помешала улучшению такого показателя нашего социального самочувствия, как уверенность в завтрашнем дне.
По истечении полугодия, однако, взгляды граждан со взглядами власти разошлись. В отличие от власти, утверждающей, что все или почти все улучшается, граждане уверены, что улучшается очень немногое, а ухудшается — многое.
Как видно из той же таблички, из основных сфер жизни отмечено улучшение только некоторых и показатели его значительно ниже предыдущих. И все же улучшение, по мнению граждан, есть в следующем: пенсионное обеспечение (баланс оценок улучшилось/ухудшилось в пользу улучшения составляет 33%), международный имидж Украины, уровень свободы слова и демократии.
По поводу соблюдения прав и свобод мнения разделились поровну: 23% против 23%, относительное же большинство (33%) сочло, что изменений здесь никаких нет. Похоже, чьи-то права стали соблюдаться лучше, чьи-то — наоборот…
В остальном — отмечены ухудшения. По мнению граждан, ухудшился не только уровень цен и тарифов (баланс оценок улучшилось/ухудшилось в пользу ухудшения составляет 79%), но и уровень оплаты труда и благосостояния семей опрошенных, ситуация с преступностью, отношение власти к гражданам и соблюдение чиновниками законности и, наконец, экономическое положение страны и ситуация в стране в целом.
Да, столь сурово граждане оценивали, возможно, не столько «объективную реальность» нынешнего августа, сколько свои от этой реальности ощущения. Да еще и в сравнении с таковыми же в апреле — на подъеме собственного участия в решении судеб страны, единства с народной властью, веры в нее и в ее обещания в 365 дней улучшить так, чтобы почувствовали. Возможно, наши ожидания были завышены, возможно, мы ждали чуда — нам настойчиво напоминали о действительном чуде времен недолгого премьерства Виктора Андреевича и еще более недолгого вице-премьерства Юлии Владимировны. За какой-то год они таки совершили чудо — выплатили задолженности по пенсиям путем выведения из тени таинственных денежных потоков…
Возможно. Но от этого не легче ни нам, ни власти, ни самой реальности. Ибо действуем и чувствуем мы себя не соответственно статистическим данным об объективной реальности, а собственным от нее ощущениям. И чем более не соответствует официоз ощущениям, тем более граждане перестают официозу, власти верить. И тем более чувствуют себя от участия в формировании объективной реальности отчужденными…
Отступление первое: о статистике
Прошел первый квартал — вместо 250 сделали, кажется, 177, 180. 70 тысяч — кто не выполнил, как вы несете ответственность за это?
Я хочу от вас услышать профессиональный язык, который будет говорить об антологии занятости, что нам следует сделать, чтобы поднять уровень занятости…
В.Ющенко, 23 июня 2005 г.
Прошел второй квартал — и оказалось, что создано около 490 тысяч рабочих мест, то есть почти 98% плана. Есть сомнения, что план будет успешно выполнен? Правда, темп развития экономики сильно замедлился — с чего бы это миллиону рабочих мест появиться? Правда, премьер объясняет, что цифра реального прироста ВВП в менее 4% — это переход на новую реальную систему подсчета макропоказателей.
Но мы еще не забыли крылатые слова Николая Яновича о пользе статистики, благодаря исключительно которой в прошлом году узнали об экономическом чуде в родном отечестве…
Судя по всему, не забудем и впредь.
По официальным данным, в январе—июне номинальные доходы населения выросли на 44%, располагаемые доходы — на 44,6%, а реальные располагаемые — на 26,8%. Последнее — это минус официальная инфляция — называется с учетом ценового фактора. Расходы выросли на 34%. Средняя номинальная зарплата выросла на 7,7% и составила 823,1 грн., что на 81,7% превышает прожиточный минимум.
А теперь все это даже не читайте и не бросайтесь проверять карманы в поисках реально располагаемых. Ибо какой на самом деле была инфляция, не знает никто, кроме вас самих — если у вас, конечно, доход в пределах одной-двух средних номинальных. При официально заявленных за этот период 6,4% инфляции, миссия МВФ оценила инфляцию в 15%. И пока разъяренная часть граждан, особо любящих новую власть, защищала ее от представителя старой — В.Литвина, повторившего эту цифру, вполне новый А.Морозов, ныне председатель правления Ощадбанка, высказал свою версию — 12-13%.
А теперь, наоборот, прочитайте: с 1 июля размер минимальной зарплаты составил 310 грн., с 1 сентября он будет 332 грн., зарплаты бюджетников выросли на 6,9%, а с 1 сентября учителям и медикам зарплаты будут повышены на 15%… Есть смысл в этих словах?
Для получающих не то что минимальную, а две средних номинальных — смысла в этих словах нет, ибо там, где они живут, в тесном секторе продуктов питания, монопольных тарифов и цен, инфляция свирепствует, вероятно, выше, чем представляется всему МВФ вместе с главой Ощадбанка… Кстати, в июле, когда официально инфляция составила ровно ноль целых три десятых, Министерство экономики зафиксировало наиболее существенный скачок цен именно на рынке продовольствия. Называется — макроэкономическая культура…
Возвращение к объективной реальности
Власть с ее единомышленниками мало понимает, что происходит в среде рядовых граждан, она привыкла работать на макроуровне.
Поэтому наша задача — проникнуть на микроуровень. И мы проникнем.
Ю.Тимошенко,
август, 2004 г.
Если узнаю, что хоть один учитель в районе не получил зарплату, а председатель райгосадминистрации получил, — уволю с работы. Не имеете денег в бюджете — вынимайте изо рта золотые зубы. Челюсть — на полку!
П.Олийнык, глава Львовской облгосадминистрации,
август 2005 г.
Что касается повышения зарплат учителям и медикам в сентябре, то уймемся. Как сообщил на днях вице-премьер по гуманитарным вопросам Н.Томенко, в сентябре будет произведен перерасчет, и «нет никаких препятствий для того, чтобы в октябре выплатить первую повышенную зарплату». Наученные Николаем Яновичем, читаем: препятствия — есть. А нет — денег.
И то — откуда им взяться, если экономический рост замедляется, а план поступлений от приватизации (реприватизации) выполнен менее чем на 10% годичного показателя: с начала года ФГИ перечислил в госбюджет аж 648 млн. грн. при плановом показателе почти в 7 млрд. грн. А даже если от инвестиций ухитриться отщипнуть, то нет. Объем и без того небогатых прямых иностранных инвестиций в экономику Украины за первое полугодие т.г. снизился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 14,4%. И внешних заимствований пока не густо, хотя, впрочем, как раз в сентябре, может, и подойдут обещанные $600 млн. на проедание в прямом смысле слова.
А в ожидании можно обратиться к простому и проверенному прежней властью способу повышения зарплат. Суть и цена способа повышения выплат одним не особо обеспеченным — отбирание у других таких же. Зарплата у кого-то выросла? Значит, у кого-то выросла задолженность по ней же, возможно, повышенной: за семь месяцев т.г. задолженность по зарплате увеличилась на 24%.
Или такой метод: зарплату, например, врачам кое-где у нас порой велено повышать за счет внутренних ресурсов. Поэтому у кого были небогатые премии — тот их лишился, зато получил повышение зарплаты на ту же сумму. У кого премий не было — может лишиться дополнительной ставки. Не секрет, что выжить врачам, как и учителям, позволяет работа на полторы, а то и две ставки. Теперь позволять не будет. Да, так по всему по этому не удивительно, что, несмотря на «гиперсоциальный» бюджет, мощные социальные выплаты и столь же мощную социальную риторику новой власти, утолщения своего бутерброда граждане не заметили.
Результаты февральского и августовского опросов о материальном положении семей опрашиваемых совпадают с точностью до процента. Как сводили концы с концами и с трудом, поскольку денег не хватает даже на необходимые продукты, 18% граждан, так и сводят. Как хватало на питание и покупку только необходимых недорогих вещей 43%, так и есть. Хватало в целом на жизнь, но без единого предмета длительного пользования 33%, так и хватает с тем же «но». Как чувствовали себя обеспеченными, но без квартиры и/или авто 5%, так и чувствуют.
А иначе и быть не могло. Стране и ее гражданам нужен не «гиперсоциальный» бюджет, а «гиперсоциальная» экономика, или хотя бы проще — социально ориентированная. Ориентированная, то есть на внутренний рынок и повышение платежеспособности граждан через высокую цену труда и преимущественное развитие секторов и отраслей, обеспечивающих высокую занятость. Добавляем к этому разумную налоговую систему и столь же разумные и стабильные правила регулирования и на выходе получаем то самое улучшение жизни и толстый бутерброд, но — руками, головами и прочими усилиями самих граждан. Которые тем самым становятся равноправными участниками формирования упомянутой не раз объективной реальности и партнерами власти.
Слово «социальный» — не от «вспомоществование», а от «социум», общество. Это когда «нас багато» и мы «разом», то есть друг другу одинаково нужны и необходимы. И ощущение своей нужности и необходимости людям необходимо не меньше, чем бутерброд, а быть может, и больше. А так бывает тогда, и только тогда, когда трудоспособный человек работает, и его труд всеми остальными из «багато» ценится высоко.
Поэтому еще раз — социальность государства не в «гиперсоциальном» бюджете, а в формировании социально ориентированной экономики, прежде всего — высокой цены человеческого труда и условий занятости. От этого, а не от размеров социальных выплат зависит, будут ли граждане страны бедными или обеспеченными.
Кстати, и государственный бюджет при социально ориентированной экономике и разумно устроенной регуляторной и налоговой системах, как правило, больше.
И второе кстати. По результатам августовского опроса можно отметить, что на 0,1% увеличилась доля граждан страны, которые в плане благосостояния могут позволить себе все. Это так, для проникновения на микроуровень…
О системе и личной скромности
Эти сыночки, эта пацанва в возрасте 16—17 лет управляют структурами оборотом в несколько десятков миллионов долларов!
…Уверяю, родственники до пятого колена будут писать декларацию, начиная с нового президента…
В.Ющенко, февраль, 2005 г.
Декларацию нового президента мы увидим не позже 1 апреля 2006г. Но и не раньше, судя по всему. А почему, собственно?
И почему столь важен этот вопрос?
Почему граждане страны в лице, прежде всего, журналистов стали столь пристально рассматривать лица новой власти, включая их то ли частную, то ли не очень жизнь?
Печальной памяти Леонид Данилович оставил стране жутковатую систему власти и экономической жизни. Под его руководством эта система была создана и зацементирована. «Красные директора», партхозноменклатура, криминализированный бизнес и все прочее, о чем писано-переписано.
Но системы власти и организации экономики не возникают ниоткуда и не падают с неба, они создаются людьми, а уже потом, будучи созданными, — начинают работать без участия и помощи человека. Что и было отмечено новым президентом страны в его праздничном послании к народу — «часто старая система перемалывает кадры быстрее, чем они меняют ее».
Нельзя не согласиться. Но тогда и президент должен согласиться с тем, что его как главы государства основная и, быть может, единственная задача — изменить эту старую систему. Хотя бы попытаться.
А коль скоро это так, то с начала: сначала люди создают (меняют) негодную систему, а потом живут, как в Швейцарии, где граждане не знают имени премьера, ибо работает система годная и для граждан приемлемая, а кто эту систему олицетворяет, значения не имеет.
Для нас же сейчас именно это имеет первостепенное значение — лица. В полном объеме их качеств, характеристик и прочих свойств. Каковы они — эти лица, такова и будет система, ими создаваемая (изменяемая). Отсюда — повышенный интерес к соответствию слов и даже не дел, а поведения, интерес к мелочам и деталям, в которых, как известно, прячется…
Сначала о делах. Соответствуют ли, по мнению граждан, слова новой власти ее делам?
Только три примера.
Было обещано отделение бизнеса от власти. В апреле 51% граждан полагали, что этот принцип властью соблюдается в полной мере или в целом, но не всегда. В августе таких осталось 34%. Были уверены в обратном — 36%, сейчас — 55%.
Была обещана беспощадная борьба с коррупцией. Что в этом направлении «делается очень много» — уверен только каждый десятый; подавляющее же большинство (81%) опрошенных считают, что делается или недостаточно (52%), или ничего или почти ничего (29%).
Был обещан пересмотр результатов приватизации с целью восстановления законности и социальной справедливости. В том, что приватизация происходила с нарушением законов, уверены 76% граждан страны; в том, что следует пересмотреть ее результаты, — 78%; в том, что следует вернуть некоторые предприятия в государственную собственность, — 71%. Но каждый пятый опрошенный считает, что намерения новой власти диктовались не соображениями восстановления законности, а с целью передачи предприятий бизнесменам, близким к новой власти, а каждый десятый — с целью повышения популярности правительства.
Если к этому добавить все более упорные слухи о бизнес-интересах очень крупных членов новой команды, о лоббировании ими неких проектов либо членов семьи, либо отечественных и зарубежных, скажем, инвесторов… О непонятных источниках непонятных доходов, о хатынках и дачах непонятно кому принадлежащих, но вроде как лицам из новой команды…
При этом следует учесть, что и без того доверие к новой власти изначально не было безоглядным.
Даже в эйфории февраля немногим более половины (55%) граждан были уверены, что действия президента В.Ющенко направлены прежде всего на защиту общенациональных интересов; почти треть (32%) считали, что они направлены на защиту его собственных интересов и интересов его политического окружения.
В мае только 43% опрошенных полагали, что новая власть защищает интересы граждан страны (23%) или ее национальные интересы (20%). Около 40% были убеждены, что она защищает либо свои собственные интересы (24%), либо бизнеса, который ее поддерживает (8%), либо провластных политических партий (6%).
В таких условиях лица новой власти не должны давать ни малейшего повода к сомнениям в их честности и открытости. Недоговоренности, откровенно нелепые объяснения столь же откровенных нарушений закона, апелляции к неприкосновенности частной жизни — все это оставляет бесконечное пространство для народных домыслов. И обижаться тут нечего, и ожидать доверия — тоже.
Да, так почему декларацию о доходах президента мы увидим только к 1 апреля?
Кстати. У граждан и новой команды несколько различны представления о качествах, которыми должен обладать представитель власти в первую очередь. Среди новых лиц стало популярным требовать от себя же патриотизма, порядочности (честности, моральности) и профессионализма — в таком порядке. Показателем порядочности (честности, моральности) все более становится столь же показательная религиозность. Если требуется доказать, что человек честен — говорят «он глубоко верующий»…
У граждан представления несколько иные. Среди качеств, которые должны быть присущи представителям власти в первую очередь, граждане отметили профессионализм (69%), честность (не коррумпированность) — 66%; ответственность (45%). Патриотизм отметили 13% опрошенных (седьмая позиция из девяти), религиозность — 4% (девятая). При этом 75% граждан уверены, что моральным, порядочным и честным может быть неверующий (нерелигиозный) человек.
Что касается самих граждан, то на их поведение в обыденной жизни более всего влияют долг перед близкими (82%), мораль (57%) и закон (44%). Религиозные убеждения как сильно влияющие на поведение отметили 27% опрошенных; как не влияющие — 32%.
Есть, наконец, такая вещь, как скромность. Она ничего не стоит, но в случае наличия огромных средств требует их не демонстрировать. Не прятать, а именно — не демонстрировать, это разные вещи. Ибо демонстративное потребление немногих очень богатых на фоне выживания большинства далеко не очень богатых способно это большинство загнать в глухой угол вечной неполноценности. А если эти немногие — представители народной власти небогатого народа, их чада и домочадцы…
Ну, не поверят граждане, что люди, ведущие себя так, будто не знают простых вещей — положение обязывает, дорогие подарки принимать нельзя, демонстрировать образцовую религиозность и шумно праздновать нечто в казино через дорогу от храма не стоит, — заинтересованы построить (изменить) мутную систему власти и экономической жизни, построенную их предшественниками.
А тут еще наивный европеец вице-президент Европейской комиссии по административной реформе, аудиту и борьбе с коррупцией г-н Каллас мягко посоветовал обязать чиновников составлять декларации их экономических интересов, как это принято в ЕС и в самой Еврокомиссии. Наивный. Он думает, что это необходимо, ибо уменьшает риск конфликта интересов для чиновника публичной администрации, который также занимается бизнесом. Может, и уменьшает, но кто ж этого хочет? За риск — деньги больше…
Глядя на все это, граждане и полагают, что ухудшилось отношение власти к ним. Власть перестала их замечать, она занята своими делами, и ведет себя так, как будто в комнате одна.
Соответственно сформировалось и отношение граждан к власти. 19% опрошенных считают, что оно улучшилось, 33% — ухудшилось, 32% — полагают, что изменений никаких нет, как относились к прежней, так относимся и к новой…
…И следствие: шаг от любви
Власть будет публичной,
и будет иметь успех.
В.Ющенко, июль 2005 г.
К исходу 100 дней работы новой власти действия президента полностью поддерживали 47% граждан, сейчас — 30%. Действия правительства — 36%, а сейчас — 22%.
При персонализации президента картина особо не меняется: действия В.Ющенко полностью поддерживали — 49%, поддерживают сейчас — 33%. И в том, и другом случае — минус 16—17%.
Нельзя сказать, что твердые сторонники стали противниками. В апреле действия президента не поддерживали 22% опрошенных, сейчас — 29%. То есть, в полный отказ ушли лишь 7%. Очевидно, большинство бывших твердых сторонников перешли в разряд тех, кто поддерживает только отдельные меры президента.
Примечательно, однако, что значительное снижение полной поддержки действий Виктора Андреевича произошло и на его собственном электоральном поле — на Западе и в Центре страны. На Западе она снизилась с 85% до 62% (минус 23%), в Центре — с 66% до 46% (минус 20%). Число не поддерживающих заметно возросло в Центре — с 10% до 18%, оставаясь на Западе фактически неизменным (5% и 3% соответственно).
На Востоке и Юге и без того не особо высокий уровень полной поддержки действий ВА снизился с 22 до 14% и с 29 до 15% соответственно. Число не поддерживающих ощутимо возросло, особенно на Востоке — с 36 до 49% (на Юге — с 38 до 46%).
Примерно такая же картина с динамикой уровня полной поддержки действий Ю.Тимошенко. В апреле он составлял 47%, сейчас — 32%. В том числе на Западе — 79 и 64%, соответственно (минус 15%), в Центре — 61 и 47% (минус 14%). Число противников, как и в случае с В.Ющенко, на Западе не изменилось (3%), в Центре — возросло с 7 до 19% (плюс 12%).
На Востоке уровень полной поддержки действий Юлии Владимировны снизился с 25 до 10% (минус 15%), на Юге — с 27 до 11% (минус 16%). Число противников ощутимо возросло: на Востоке — с 32 до 51% (плюс 19%), на Юге — с 40 до 51% (плюс 11%).
Конечно, если нынешние показатели уровня полной поддержки новой власти сравнить с аналогичными показателями власти прежней (и если под прежней понимать Леонида Даниловича по истечении полугода второй каденции и тогдашнее новое правительство во главе с В.Ющенко), то сравнение, несомненно, будет в пользу новой — в июне 2000 г. действия президента Кучмы полностью поддерживали 10% граждан, правительства — 15%. Но как не хочется бесконечно сравнивать с 1913 годом, ах, как не хочется…
Никогда ничего ни с чем не сравнивай
В общем, если уйти от персоналий, результирующих — две.
Первая. Сравнение новой власти с прежней — в пользу новой, но все менее. В апреле считали, что новая власть лучше предыдущей, более половины (52%) граждан страны, сейчас так считают 37%; полагали, что она хуже — 9%, теперь — 21%. Число тех, кто разницы особой не усматривал, осталось неизменным (29 и 28% соответственно).
То же касается и правительства отдельно: если в апреле полагали, что правительство ЮВ лучше, чем правительство ВФ более половины (54%) граждан, то в августе так думают 39%; полагали, что оно хуже — 13%, теперь — 26%. Число разницы не усматривающих, как и в предыдущем случае, осталось неизменным (21 и 20% соответственно).
Впрочем, некий кредит если не веры, то надежды сохраняется. По поводу оправдания властью надежд, на нее возлагаемых, 34% граждан ответили, что рано давать такие оценки. 14% засвидетельствовали, что власть их надежды оправдала (12%) или даже превзошла (2%). Правда, 28% считают, что власть их надежды не оправдала (17%) или оказалась даже хуже (11%). Но есть еще 17% ничего от новой власти не ожидавших, а оттого — не разочарованных. Тоже резерв…
Вторая результирующая более тревожна. Если относительно власти позитивные показатели значительно превышают откровенный негатив, то об уверенности граждан в правильности направления развития событий в стране в целом этого сказать нельзя. Как отмечалось выше, в августе впервые после смены власти число убежденных в том, что события в стране развиваются в неправильном направлении, превысило число тех, кто придерживается противоположного мнения.
Общая динамика такова: в феврале соотношение тех, кто был уверен в правильности направления развития событий, и тех, чья позиция была противоположной, составляло 51:24, в апреле — 54:23, в мае — 43:31% и, наконец, в августе перешагнуло черту — 32:43. Доля не определившихся фактически не менялась.
Разочарование в направлении развития событий демонстрируют все регионы страны, включая Запад и Центр. Итог хорошо виден во второй таблице: если в апреле фактически во всех регионах число уверенных в правильности развития событий превышало число тех, кто думал иначе (на Востоке разница не выходила за пределы погрешности), то сегодня это превышение сохранилось только на Западе и в Центре страны.
Деталь в потерях — средний класс
Несмотря ни на что, к среднему классу упорно относят себя около 62% граждан страны (от 59% в феврале до 64% в августе с незначительными колебаниями за весь период). К низшему — около 30%. Высший класс столь мизерен, хоть в объективной реальности, хоть в самоощущениях граждан, что статистической значимости не имеет и анализу не подлежит.
Средний класс в Украине — это не образ жизни, это состояние души. А быть может, и духа (душа не выдержала бы). Но дух высок и требует ценностей, определению среднего класса соответствующих — демократии, верховенства права и прочих европейских выдумок. Поэтому именно средний класс был главной движущей силой оранжевой революции и тем самым — продвижения нынешней власти во власть. Как уже сообщалось, 71% из стоявших на большом Майдане и маленьких майданах городов и весей страны — это граждане, относящие себя к среднему классу. Именно средний класс полагал эту власть «одной крови» с самим собой.
Именно на него должна была бы опираться новая власть по определению, трезвому размышлению и просто по расчету, коль скоро его больше и он — готовый союзник… Однако власть сделала ставку на усиленную заботу о нетрудоспособных и неимущих, и в результате поддержку среднего класса теряет. Как и низшего, впрочем…
Если в апреле полностью поддерживали действия В.Ющенко более половины (51%) представителей среднего класса, то в августе — треть (34%). Не поддерживали в апреле — 21%, сейчас — 27%.
Действия Ю.Тимошенко полностью поддерживали в апреле почти половина (49%) средних, в августе — треть (33%). Не поддерживали в апреле — 19%, сейчас — 29%.
В то же время ставка на нетрудоспособных и малообеспеченных дивидендов власти не приносит. В апреле действия В.Ющенко полностью поддерживали 45% граждан, относящих себя к низшему классу, в августе — 32%. Не поддерживали в апреле — 25%, сейчас — 35%.
Действия Ю.Тимошенко полностью поддерживали — 45%, поддерживают сейчас — 31%. Не поддерживали — 22%, не поддерживают сейчас — 36%.
Нельзя подавать безнаказанно. А во-вторых, можно поднять глаза на самое рябящее цифрами место статьи, которое просили не читать. И прочитать.
Результирующий показатель: в апреле полагали, что развитие событий в Украине происходит в правильном направлении 49% среднего класса, сейчас так думают 36%. Считали направление неправильным — 29%, считают сейчас — 42%.
Среди людей, относящих себя к низшему классу, полагали направление развития событий правильным в апреле 43%, сейчас так думают — 22%, были уверены в обратном в апреле 35%, сейчас — 49%.
А более всего обидно — свою социальную перспективу в родном отечестве видят только 30% средних, не видят — 53%. Сколько из среднего класса — молодых, образованных, уважающих себя и свой труд — пополнят те, так и не сосчитанные, то ли пять, то ли семь миллионов «ньюостарбайтеров», если направление развития событий сохранится еще год-два?..
Еще раз: социальная политика, сведенная к поддержке нетрудоспособных и малообеспеченных, не эффективна ни с социальной, ни с экономической точек зрения. А в преддверии парламентских выборов и притязаний на них провластных партий — и с точки зрения «политической целесообразности». Судя по реакции будущих избирателей на гиперсоциальные усилия правительства…
И еще раз: 48% граждан отдают предпочтение политике поддержки трудоспособных путем значительного повышения зарплаты (цены труда), создания рабочих мест, развития малого и среднего бизнеса. Поддержке нетрудоспособных и малообеспеченных путем повышения социальной помощи, выплат, субсидий и т.д. — 33%. Не определились — 19%. Люди предпочитают не быть иждивенцами и просителями, они могут сами обеспечивать своих нетрудоспособных. Они хотят работать…
Что делать?
Работать.
В статье использованы результаты социологических исследований, проведенных в феврале-августе 2005 г. во всех регионах Украины. В ходе каждого исследования были опрошены более 2000 респондентов в возрасте старше 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.