Вы не были в Чили? Нет? Тогда я с вами поделюсь наблюдениями о стране реальных реформ. Чилийцы отнюдь не рослый народ, и каждый член украинской делегации испытывал определенную неловкость, находясь среди людей, каждый из которых от силы достает до плеча. Местные европейские дипломаты небезосновательно шутят: «У чилийцев тот, кто на двадцать сантиметров выше других, – уже вождь». В море претендентов на пост премьер-министра Украины вождя нет.
Все претенденты, как бы ни был велик их круг, являются ставленниками той или иной силы. В стране нет кандидата, качества которого заставляли бы большинство населения выделить его как однозначного лидера премьерского марафона, вследствие чего за премьерский пост борются не тяжеловесы-интеллектуалы, а тяжеловесы-лоббисты. Подобная ситуация была предопределена отставкой Виктора Ющенко. До 26 апреля основные силы, выступавшие против Ющенко, преследовали цель получения контроля над правительством, после чего в соответствие должны были быть приведены отстающие от амбиций материально-финансовые базы олигархов. На каком-то этапе идея Сергея Тигипко о создании коалиционного правительства, призванного разделить посты и предвыборные возможности в основном между олигархическими партиями, отдельным политикам показалась мелковатой. Зачем что-то делить, когда можно взять главное, а именно – премьерский пост. Парламент впервые за десять лет отправлял премьера в отставку. Было очевидным, что Президент, несмотря на понимание обреченности Ющенко, не определился с кандидатурой. Иными словами, традиционная ситуация, когда Президент снимает премьера и уже знает, кого он назначит на его место, повториться не могла, а значит, у всех мог быть шанс: у Азарова, Тигипко, Медведчука или же у других ставленников этих же сил. Надежды вселяли и интимные разговоры с Леонидом Даниловичем. Каждому из кандидатов либо каждой группе лоббистов он давал надежду. В частности, и по этой причине определение кандидатуры затянулось. Как пошутил один дружественный Украине дипломат: «Премьерская эпопея сродни палестинской. Палестину Господь тоже пообещал многим». Продолжая эту аналогию, можно с уверенностью сказать, что основная борьба между конкурентами начнется после того, как территория премьерского кабинета будет отдана в руки конкретной группы. Формирование нового правительства, использование его ресурсов в ходе предвыборной кампании, дележ удач и неудач, ответственность за срыв или рост социальных программ – все это и многое другое придется разделить тем, кто намерен, победив на парламентских выборах, взять власть в стране.
Целый ряд источников подтвердил «Зеркалу недели» кулуарное заявление Президента о том, что ему абсолютно все равно, кто войдет в состав будущего правительства. Принципиальными для Президента, согласно этим данным, являются три персоналии. Вице-премьер по ТЭКу и промышленности Олег Дубина. Некоторые предполагают, что в Олеге Викторовиче Леонид Данилович видит себя молодого.
Второй любимец Президента Иван Кириленко – министр сельского хозяйства. Поначалу находящийся в опале Иван Григорьевич покинул мятежную «Батьківщину» и, уже будучи министром, перешел в «Аграрную партию». Но это не единственная причина смены президентского гнева на милость. Президент доволен тем, как идет аграрная реформа, доволен работой Кириленко и не имеет намерения лишать лояльную ему партию главы предвыборного штаба, коим Иван Григорьевич на сегодняшний день официально избран.
Третий министр – Василий Роговой. Кабминовская жизнь сохраняется ему не только потому, что нынешний министр экономики неплохо поработал первым замом главы администрации Президента. У Рогового есть защитники, в основном представленные социал-демократами и приближенными к ним. Одним из свидетельств тому – заявление Евгения Марчука о том, что «основные министры – Роговой и Митюков – останутся работать в правительстве». Митюкова, правда, Президент среди фаворитов не называл.
Однако до реального формирования Кабинета министров еще далеко. Но похоже, что и глава исполнительной власти будет определен не так скоро. Некоторые депутаты из достаточно посвященных предполагают, что 24 числа, в традиционный голосовательный день, ясность с премьер-министром внесена не будет. Проблема не только в том, что никто из нынешних кандидатов пока не набирает необходимые 226 голосов. Сложно договориться по самой кандидатуре, которую Президент должен внести в парламент. На сегодняшний день по заявлению самого Президента и целого ряда народных избранников этих кандидатур осталось две. Из списка лидеров выпал Николай Янович Азаров. Может быть, Президент сжалился над ним и решил не заставлять его участвовать в премьерской гонке, ведь в противном случае Президента можно было бы заподозрить в садистских замашках, поскольку глава налоговой администрации во всеуслышание после статьи в «Зеркале недели» заявил о том, что не хочет быть премьером? А заставлять человека, если он не хочет, – негуманно. А если серьезно, то, скорее всего, Азаров не захотел брать на себя всеядные обещания перед фракциями: после победы надо ведь или всех обмануть, или лопнуть как мыльный пузырь.
Сошли с дистанции Пустовойтенко и Медведчук. Правда, «сошли» – это громко сказано. Никто на самом деле к их участию в марафоне серьезно не относился. На нынешнем этапе, после почти круглосуточного режима переговоров, фаворитов осталось двое: Анатолий Кинах и Сергей Тигипко. Среди них нужно выбрать «молодого реформатора». В этой ситуации я бы посоветовала ознакомиться с паспортными данными. Если этого не сделать, то можно ошибиться. Вследствие оказанной чести быть избранными остановимся на каждом из кандидатов поподробнее.
По всей видимости, говоря о «молодом реформаторе», Владимир Литвин имел в виду Сергея Тигипко. Некоторые народные депутаты, удостоившиеся личной встречи с Президентом, утверждали, что Леонид Кучма хочет видеть в кресле премьера Сергея Леонидовича. Например, под впечатлением от такого разговора находился Петр Порошенко, даже не поставивший вовремя подпись в списке депутатов – сторонников кандидата Азарова. Впоследствии Петр Алексеевич исправился, но ясности в отношении симпатий Президента к Сергею Тигипко от этого больше не стало. Прежде всего непонятно, действительно ли хочет Леонид Кучма такого премьера или он уступает беспрецедентному давлению со стороны семьи. Нет нужды напоминать, что Сергей Леонидович является лидером партии, самой влиятельной фигурой в которой является Виктор Пинчук – зять Президента Украины. В свое время у Президента была масса вопросов к деятельности Сергея Тигипко. Однако методичная работа по улучшению имиджа, по всей видимости, сделала свое дело.
Сергей Тигипко был избран лидером пропрезидентской партии не только потому, что он являлся компромиссной фигурой для его создателей – Виктора Пинчука, Игоря Шарова, Андрея Деркача.
Дело еще и в том, что Сергей Леонидович всегда был надежным вторым номером, даже тогда, когда занимал первые посты. Так было в Приватбанке, так было в Кабмине, так обстоят дела в «Трудовой Украине» и, несомненно, такое положение сохранится в случае победы в премьерской гонке. Сергей Леонидович любит повторять, что он никогда не будет на сто процентов чьим-то человеком. Я склонна ему верить в этом, потому что тем, кто намерен его использовать на посту премьер-министра, достаточно будет и пятидесяти одного процента.
Сергей Леонидович разбирается в экономике, хотя и в этом вопросе у него есть много оппонентов. Некоторые его считают хорошим орговиком, но вместе с тем люди, работавшие с ним на параллельных должностях, утверждают, что Тигипко старается заниматься всем сам, от чего это всё иногда страдает. Реформы кандидат в премьеры в случае победы проводить попробует, только вот вопрос – кто ему даст это сделать. В нынешней ситуации еще с горем пополам можно было бы руководить гомогенным Кабмином, а акционерным обществом закрытого типа под названием «Украина» руководить будет не так просто, учитывая, что акционеры будут пытаться на протяжении всего времени переделить доли.
Сергея Тигипко в премьеры вплотную начали готовить давно. Сначала разговоры велись в Москве и напрямую активизировались в начале этого года. Затем с небольшим временным отрывом процесс пошел в США. Поговаривают, что официальное диппредставительство в Вашингтоне получило задание заняться промоушеном лидера «Трудовой Украины». За океаном к Сергею Леонидовичу относились неплохо, по инерции зачисляя его в когорту молодых реформаторов. Однако воспринимать Тигипко как кандидата в премьеры в Америке отказались, заявив, что существует очень высокий кредит доверия к нынешнему премьеру (Ющенко). У американцев очень долгий тормозной путь, особенно в тех случаях, когда они, проведя инвентаризацию в какой-либо из стран, навешивают на человека определенный идентификационный ярлык. Именно поэтому американцы часто проскакивают мимо цели. В отношении к Тигипко Вашингтон уже начал тормозить, но сила инерции все же велика. В России же не тормозят, а как раз наоборот — наращивают обороты. В Москве убеждены: Тигипко станет будущим премьером, что всецело приветствуется.
В случае назначения Сергея Леонидовича главой исполнительной власти, даже в том случае, если к его должности будет приставлено неполноценное сочетание «и.о.», Тигипко станет фигурой, адекватной внешнеполитическим тенденциям, а также экономическим методам работы, взявшим нынче верх. «Молодой реформатор» скорее всего станет тонким льдом, способным своим существованием ввести в заблуждение беспечных персонажей.
Теперь об Анатолии Кирилловиче Кинахе. В каждой гонке есть своя темная лошадка. По всей видимости, роль таковой на этом этапе придется сыграть лидеру УСПП и одноименной партии. Анатолий Кинах не красный директор и не реформатор, хотя по украинским меркам тоже молодой – ему нет и пятидесяти. Анатолий Кириллович — человек, который убежден в том, что политическая судьба его необоснованно обидела. Амбиции его велики. Основания для этого Анатолию Кинаху, по всей видимости, еще предстоит предъявить. Тем не менее многими Кинах рассматривается как незаангажированная ни одним из кланов кандидатура. Возможно, это и так. Но по сведениям, которыми располагает «Зеркало недели», к выдвижению Кинаха отношение имела не только НДП, но и влиятельные люди от блока социал-демократической партии и сателлитов. Косвенным подтверждением тому – заявление лидера фракции «Яблоко» Михаила Бродского, который после неудачи Медведчука сообщил о поддержке Кинаха.
Дорогу к премьерству, а точнее, возвращению в реальную власть Анатолий Кириллович начал торить давно и вполне активно. Достаточно вспомнить громко прозвучавшие организованные им «круглые столы» в поддержку Президента. Особенно выразительными они были на фоне пассивности затаившегося президентского окружения. А чего стоил сам по себе последний съезд УСПП, собранный не только с целью поддержки Президента в трудную годину, но и с целью энергичного линчевания Виктора Ющенко. Тот факт, что Кинах остался в двойке претендентов, свидетельствует о том, что, находясь в движении, Анатолий Кириллович не выбирает средств. В первую очередь речь идет о тотальных обещаниях, розданных кандидатам в премьеры. Фракции не просто консультируются, они ставят ультиматумы, выдвигая при этом несообразные требования. Для того чтобы остаться в гонке, не имея за собой однозначной лоббистской силы, необходимо обещать всем и все. Вопрос в том, выполнит ли свои обещания премьер, который может ими так щедро разбрасываться.
Тем не менее поддержать Кинаха как независимого кандидата мог бы целый ряд крупных политиков, надеясь применить к нему опыт, наработанный при увеличении численности собственных фракций. Исключать этого нельзя, но скорее всего Кинах, так долго ждавший сатисфакции, может не захотеть раздавать кабминовский руль на сувениры. Возможно, у нас будет шанс понаблюдать за тем, как у него это получится. Что касается международной реакции, то Запад, ожидающий от Украины всего, горестно покачает головой, а Россия, надев очки, постарается внимательно рассмотреть игрока, сорвавшего столь солидный куш. Надо полагать, российский коллега Анатолия Кинаха Аркадий Вольский достаточно быстро поможет разобраться что к чему.
Кстати, не исключено, что в гонке не появится третий кандидат.
На самом деле не особенно принципиально, пройдет президентский кандидат утверждение парламентом или нет. Предполагается, что и.о. будет назначен до осени. А потом либо сменен, либо переназначен. В любом случае судьба главы исполнительной власти будет в руках Президента, и в отставку отправить он сможет даже того, кто сейчас сможет пройти через горнило парламента. Однако с легитимным премьером это вряд ли случится. В настоящий момент для Президента чрезвычайно важно, чтобы представленная им кандидатура с первого раза была утверждена парламентом. Если это случится, то гарант Конституции сможет доказать внутренним и внешним наблюдателям, что он по-прежнему в силе, по-прежнему контролирует парламент и ситуацию в стране в целом. Кучме нужно доказать, что он вождь. В противном случае, если он не докажет этого таким или иным способом, то ему досрочно придется затеряться в толпе маленьких людей, независимо от того, сохранит он за собой президентский пост на это время или разделит с тем, кто его перерос.
Правда, похоже, в недрах администрации зреет один нестандартный указ, призванный отделить зерно государственных интересов от политических плевел. Если задумка удастся и указ в ближайшее время увидит свет, то страсти вокруг министерских портфелей могут несколько поутихнуть. Суть рационализаторского предложения в следующем: премьерское и министерские кресла планируется отдать политикам. В этой ситуации за министрами закрепится право публичных выступлений на отраслевые темы, участие в заседании Кабмина, где будут решаться стратегические и некоторые тактические вопросы, а также общее руководство вверенными министерствами. Реальная же власть, в том числе и распоряжение бюджетом министерства или ведомства, будет находиться в руках министра-секретаря. Согласно задумке, люди, находящиеся на этих должностях, не будут меняться в случае замены министра или ухода Кабинета в отставку, обеспечивая тем самым стабильность реализации экономических нужд державы, не имеющих ничего общего с политикой отдельных лиц. Президентом будет назначаться госсекретарь — руководитель аппарата Кабмина. Планируется, что этот человек, в случае кабминовских кризисов, так же будет оставаться константой. В случае выхода этого указа не исключено, что многие министры захотят уйти на должности секретарей. По всей видимости, Президент намерен сконцентрировать свое внимание на кадровом составе новой кабминовской матрешки… Осознать конституционность и последствия подобного указа нам еще предстоит. Его подписание может усложнить либо положение олигархов, либо положение страны в целом. Второе в нынешней ситуации сделать гораздо сложнее, чем первое.
Юлия МОСТОВАЯ