Pеволюционная бюджетная целесообразность

Поделиться
Входе рассмотрения в вр изменений и дополнений к бюджету на 2005 год правительство пошло на серьезные уступки и учло десятки депутатских замечанийРовно через неделю — 1 апреля...

В ходе рассмотрения в вр изменений и дополнений к бюджету на 2005 год правительство пошло на серьезные уступки и учло десятки депутатских замечаний

Ровно через неделю — 1 апреля. Не в смысле День смеха — первый день второго квартала послевыборного года, когда новая украинская власть намерена вплотную приступить к материализации своих предвыборных обещаний. Все, что было в прошедшие два месяца, — хоть и важная, но подготовка. А с 1 апреля…
С этого дня украинским пенсионерам должны платить как минимум 332 гривни и начать компенсировать разницу между 332 и 294 грн. за январь, февраль и март.
Мамы при рождении ребенка станут получать девять прожиточных минимумов для детей в возрасте до шести лет (т.е. 376 грн. х 9 = 3384 грн.) единоразово и еще 13,6 прожиточного минимума (5113,6 грн.) — «в течение последующих 12 месяцев в порядке, установленном Кабинетом министров Украины». (Будем надеяться, что не носками, трусами или костюмами.)
Надбавки по уходу за инвалидом первой группы составят 406 грн., помощь на детей до шести лет, находящихся под опекой, с 1 апреля будет рассчитываться из 362 грн., для детей с шести до 18-ти — из 460 грн. (с 1 октября эти суммы еще раз повысят).
Заметно подрастет минимальная заработная плата. Если с
1 января стараниями еще той, кучмовской, власти она составила 262 грн., то теперь повышение будет ежеквартальным: с 1 апреля — 290 целковых в месяц, с 1 июля — 310, с 1 сентября с.г. — 332 грн. Правда, въедливые эксперты уже подсчитали, что на столь масштабные выплаты бюджетникам в местных бюджетах пока не хватает 2,173 млрд. грн. И это при том, что удельный вес заработной платы на местном уровне достигает в среднем 82% — против 73 в минувшем году (и нормы на уровне не более 60%). Поэтому деградация грядет полнейшая — ни тебе ремонта, ни строительства, ни закупок мало-мальски необходимого. Теперь понятно, почему спикер Литвин назвал нынешний вариант бюджетного закона «бюджетом проедания»?
Безусловно, от предвыборных социальных обещаний отказываться просто немыслимо. Это — тяжкий крест правительства Тимошенко. Однако за все обществу надо платить, и за высокие социальные стандарты — тоже.
Блага в виде дополнительных дензнаков не возникают из возду­ха (тогда они горшее из зол), а кем-то и как-то зарабатываются. И если нынче в приоритетах социалка и социалка в квадрате, то средства для ее финансирования до­бываются не только из справедливо пресекаемого теневого оборота.
Резко сокращаются ассигнования на капитальное строительство. И если автобан Киев—Одесса «выжил», то, поговаривают, уже после утверждения бюджетного проекта в прошлую субботу на Кабмине «пало смертью храбрых» давно уже назревшее и перезревшее строительство моста в Запорожье (в том смысле, что бюджетных ассигнований на него не нашлось).
Без разбору отменяются льготы по НДС, налогу на прибыль, акцизному сбору, плате за землю для свободных экономических зон («Сиваш», «Яворив», «Курортополис Трускавец», «Славутич», «Донецк» и «Азов», «Рени» и т.д. и т.п.) и отраслей (судостроения, автомобилестроения, производства бронетехники и иже с ними). От пяти до 62,5 раза повышается стоимость лицензий на производство спирта и табака, вдвое дорожает годичная лицензия на импорт табачных изделий, впятеро — на оптовую торговлю алкоголем и табаком. Если кто-то из видных экономистов рассчитывает, что эти расходы бизнесмены не переложат на плечи рядового гражданина, то это оч-ч-чень оптимистический прогноз!
О нем, рядовом, разговор особый. Казалось бы, правительство проявило мудрость и понимание момента, отменив печально известную статью «азаровского» бюджета и восстановив статус-кво в отношении плательщиков единого и фиксированного предпринимательского налога. Им теперь не придется ежемесячно раскошеливаться на 84 грн. на уплату взносов в Пенсионный фонд (хотя при этом судьба наемных работников такого единоналожника очень печальна — они по-прежнему будут из месяца в месяц терять необходимый для назначения пенсии стаж).
Зато в изменениях к закону о налоге на доходы физических лиц (стр. 82 «Уточненных аналитических материалов» Министерства финансов от 21.03.05) мы находим нечто, от чего содрогнется не только улица Грушевского:
«Самозанятое лицо — плательщик единого или фиксированного налога, которое предоставляет услуги другому лицу (выполняет работы в его пользу) в пределах гражданско-правового договора, приравнивается к наемному лицу с соответствующим налогообложением полученных им доходов как заработной платы, если условия такого гражданско-правового договора предполагают предоставление таких услуг (работ) в течение более чем одного календарного месяца за налоговый год».
Здесь, конечно, требуются комментарии известных налоговых специалистов: что именно будет платить единоналожник — установленную местным органом власти сумму налога, 13 процентов подоходного или оба налога сразу? Из только что процитированного дополнения к ст. 1 закона это не ясно. Зато ясно, что «народная власть» решилась на шаг, сделать который не рискнула «власть коррумпированная».
Pеволюционная бюджетная целесообразность
Может ли единоналожник, постоянно работающий по договору, уже сегодня вернуться на общую систему налогообложения? Нет, потому что его тут же настигнут неподъемные начисления на фонд оплаты труда, и чтобы их минимизировать, придется немедленно уводить часть зарплаты в тень (туда, откуда ее с таким трудом еще недавно выманивали). Сделало ли правительство хоть что-нибудь, чтобы это социальное бремя облегчить? Нет. Более того, вы не поверите, но изменениями к бюджетному и другим законам оно повышает сбор в Пенсионный фонд для работодателя на 0,3% — с 32 до 32,3%.
Объясняется этот демарш тем, что, дескать, общая сумма начислений на фонд оплаты труда останется на прежнем уровне — 38% с хвостиком, а увеличение пенсионных отчислений балансируется снижением на 0,3% (с 1,9 до 1,6%) отчислений в «безработный» фонд.
Такое перераспределение — не более чем временная мера, объяснял автору этих строк министр труда и социальной политики Вячеслав Кириленко. Однако, на наш взгляд, сам факт принятия подобного решения свидетельствует как об отсутствии стратегического видения (в преобладающем большинстве стран повышают не пенсионный налог, а пенсионный возраст или же внедряют накопительные пенсионные системы), так и об элементарном пренебрежении имиджем страны. Эксперты допускают, что в 2005 году Украина может оказаться единственной в мире страной, решившейся на столь одиозный шаг, как повышение уровня пенсионных взносов.
Создается впечатление, что это болезнь, поразившая всю украинскую элиту (без различий в спектре). И имя ей — революционный популизм. Больной ведет себя словно неадекватный диабетик, который с жадностью поглощает конфеты, хлеб и еще покушается на соседскую баночку с вареньем. И никто не отваживается ему сказать: «Нет!», «Нельзя!», «Прекрати сейчас же!»
Волна оранжевой революции окончательно превратила бюджетный закон из главной финансовой сметы страны в документ сугубо политический. Кто не с нами — нет, не против нас. Он — против новых зарплат и пенсий, повышенных стипендий, выплат ветеранам ко Дню Победы, а это гораздо страшнее.
Во «враги» записываться не хочет никто, тому есть множество подтверж­дений. На состоявшемся во вторник заседании комитета ВР по финансам и банковской деятельности подавляющим большинством голосов принимается решение рекомендовать отправить бюджетный проект на доработку. О чем в тот же вечер сообщили стране электронные СМИ. Однако уже к утру в среду позиция в корне изменилась: комитет выступает за принятие бюджета в первом чтении. С политической точки зрения все правильно, а с профессиональной?
Каким образом страна будет сводить концы с концами — проблема Кабмина. И его предложения депутаты, по-видимому, должны принять практически на веру.
В новом варианте бюджетного закона мы насчитали около двух десятков отсылочных норм — к постановлениям, всяческим порядкам, утвержденным Кабмином, — и сбились. Это значит лишь одно: правительство берет бюджет на «ручник», а народные избранники, прежде активно протестовавшие против любых кабминовских попыток перетянуть одеяло на себя, нынче уже почти готовы согласиться. Как согласились с «руководящей и направляющей ролью» Кабмина в приватизации, хотя его суперполномочия в этой сфере с точки зрения законодательства далеко не бесспорны…
В ручном режиме регулируется и сам бюджетный процесс. Конечно, не нам бросать камень в огород Министерства финансов, проделавшего огромную работу, чтобы успеть до 1 апреля. Но право же, сложно назвать нормальной ситуацию, когда коррективы вносятся изо дня в день, а потом и коррективы на коррективы, поэтому в день назначенного на четверг голосования даже члены бюджетного комитета, не говоря уж о рядовых депутатах и тем более наблюдателях, не имели даже отдаленного представления, что в документе сохранилось, а что вычеркнуто… «Под куполом» все настойчивее бродит мысль о том, что правительства уходят и приходят, а хаос в бюджетном процессе и нарушения всяческих регламентных норм остаются, независимо от политической окраски очередного Кабмина. Обидно? А что поделаешь…
Пренебрежение к процедуре неминуемо приводит к ошибкам. О первой заговорили еще в понедельник, когда обнаружилось, что налоговые изменения не стыкуются с текстом распространенного в понедельник бюджетного закона. Сразу пошли слухи, что в воскресенье, уже после Кабмина, документ подвергся серьезной доработке, но не все должностные лица были поставлены о ней в известность. Как бы то ни было, но Министерству финансов пришлось публично приносить свои извинения «за допущенную техническую ошибку в аналитических материалах». Но закавыка в том, что абзац о самозанятых мы процитировали из материалов уже исправленных…
Сохранился ли он в окончательном варианте — пока не ясно. Самый свежий том бюджетных материалов депутаты сумели получить лишь в восемь часов утра в пятницу. А в 11 утра началось его рассмотрение в сессионном зале. Прав, сто раз прав оказался Александр Мороз, кажется, наиболее философски относящийся к происходящему. Когда в четверг оказалось, что у собравшегося на пленарное заседание парламента нет предмета для обсуждения (проект бюджета к указанному сроку просто не готов), лидер социалистов высказался в том смысле, что его фракция готова голосовать и 25-го, и 29-го, потому что решение все равно будет приниматься политическое.
В этой ситуации одно хорошо — нет конфликта, злого и всераздирающего. Плохо для страны другое. Бюджетный закон верстается на коленке, принимается с голоса, не будучи даже прочитанным всеми участниками бюджетного действа. И революционная целесообразность, увы, превыше всего…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме