То, о чем так долго говорили политики и мечтали предприниматели, наконец свершилось. За месяц до передачи власти временному правительству Ирака, в разгар гражданской войны, когда похищают и убивают иностранных бизнесменов, а серьезные инвесторы покидают страну, Украина получила первый контракт. Что, впрочем, не является гарантией, что за ним последуют и другие…
Этот загадочный ANHAM
В конце мая на вебсайте минобороны США появилось неприметное на первый взгляд сообщение. Некая компания ANHAM получила контракт стоимостью 120,1 млн. долл. на оснащение иракской армии и сил безопасности — 15 батальонов и шесть бригад.
Если в Соединенных Штатах эта информация прошла практически незамеченной, то в Украине (да и в Польше) контракт под номером W56HZV—04—D—0181 вызвал настоящий фурор, поскольку он непосредственно влияет на политику Киева в Ираке. Все дело в том, что собственно сама ANHAM самостоятельно освоит только 7% его стоимости. Остальное приходится на субподрядчиков. При этом на долю компаний из Украины пришлось 65% (!) стоимости контракта. А это — 78 млн. долл.!
Спустя неделю после появления информации на сайте Пентагона официальный Киев признал, что подписан первый контракт, и теперь украинские компании принимают участие в восстановлении Ирака. Однако до последнего времени представители исполнительной власти и украинского бизнеса отказываются публично назвать эти предприятия и характер выполняемых ими работ.
Официальный представитель МИД Украины Маркиян Лубкивский, например, заявил, что это коммерческая тайна. В свою очередь глава пресс-службы госкомпании по экспорту-импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» Александр Ляшко сказал «ЗН», что его компания не имеет к этому контракту никакого отношения. Вместе с тем, комментируя агентству «Интерфакс-Украина» информацию об участии наших компаний в контракте по оснащению иракской армии, он не исключил, что кто-либо из украинских спецэкспортеров, включая дочерние компании «Укрспецэкспорта», «гипотетически, могли бы осуществить подобную поставку».
Впрочем, много вопросов вызывает не только украинская часть контракта W56HZV—04—D—0181. Не менее загадочна и выигравшая тендер компания ANHAM.
Запустив поиск по Google, можно узнать, что ANHAM — совместное американо-арабское предприятие, а его штаб-квартира находится в городе Вена (штат Вирджиния). В состав этого СП входят такие компании, как HAIFinance Corp. (США), American International Services/Uni Trans (США), Munir Sukhtian Group (Иордания) и ASTRA (Arab Supply and Trading Co., Саудовская Аравия). Причем первые две фирмы являются частью американского консорциума Nour USA.
Этот консорциум известен тем, что в марте нынешнего года выиграл организованный Пентагоном тендер по поставкам военного снаряжения и техники новой иракской армии, предложив американцам заплатить 327 млн. долларов за поставляемую спецпродукцию. Однако проигравшие компании, в числе которых была и польская Bumar, добились отмены результатов тендера.
Во время повторного тендера, объявленного 29 марта, ANHAM (за которой стоит Nour USA) предложила самую низкую цену — 259,3 млн. долл. И победила, выиграв у General Dynamics, ITT, Raytheon, Lockheed Martin, Bumar. Насколько известно, ANHAM должна поставить иракцам автоматы АК-47, пистолеты, боеприпасы, радиостанции, шлемы, противогазы, приборы ночного видения, палатки, полевые кухни, аптечки первой помощи, внедорожники, тяжелые грузовики различного назначения и т.п. спецпродукцию.
Кстати, до сих пор остается загадкой, отчего стоимость обнародованного 27 мая контракта W56HZV—04—D—0181 всего лишь 120,1 млн. долл., тогда как стоимость выигранного на повторном тендере ANHAM — 259,3 млн. долл. Ведь речь-то идет об одном и том же контракте! «ЗН» на протяжении трех дней пыталось связаться с пресс-секретарем ANHAM Робертом Хупсом, дабы получить вразумительное пояснение. Но, увы, безуспешно. Терялись в догадках и эксперты. В свою очередь, польская Gazeta Wyborcza предположила: подобная разница в стоимости контракта «может означать, что соглашения на поставки определенного рода оснащения еще не подписаны».
Между тем выбор Пентагона вызывает много нареканий у других участников тендера. Многие эксперты отмечают, что малоизвестная компания ANHAM не имеет достаточного опыта работы в такой специфической сфере, как поставки военного снаряжения и техники. Однако проигравшие не спешат добиваться отмены его результатов.
Быть может, потому, что, с экономической точки зрения, условия, предложенные ANHAM, действительно более выгодные, нежели у других компаний. Тот же Bumar предложил американцам заплатить за поставляемое им оснащение 425 млн. долл., что на 166 миллионов больше.
Поляки, кстати, все же будут участвовать в этом контракте. По информации президента Bumar Романа Бачиньского, польская компания NAT Import-Export будет поставлять новой иракской армии полевые кухни и прицепы. Этот заказ оценивается в сумму 8—9 млн. долл.
Как отмечают в своих интервью представители ряда компаний, два элемента — низкая цена и сроки доставки продукции — были основными требованиями к участникам тендера. И ANHAM соответствовала этим критериям. Как сообщил Washington Post один из американских офицеров, снижение цены было достигнуто ANHAM за счет того, что она на 60% обновила пакет предложений, который был в феврале у Nour USA. По другой версии, эта разница возникла потому, что американцы изменили количество необходимого снаряжения: если во время первого тендера речь шла об оснащении 54 батальонов, то во втором — только 35.
Не последнюю роль в выборе Пентагоном компании ANHAM сыграли и предложенные последней сроки доставки техники и снаряжения: по условиям тендера, уже в августе в Ирак должна быть отправлена первая партия 573 внедорожников.
Роман Бачиньский назвал этот срок нереальным. И высказал предположение, что доставить оснащение в Ирак за такое короткое время можно лишь в том случае, если эта продукция находится где-то на военных складах, либо на складах около той страны, куда она должна быть доставлена. Кстати, одна из фирм, участниц тендера, могла быстрее, чем ANHAM, доставить снаряжение, но не была в состоянии доставить оружие в срок. Американо-арабское СП готово же начать отправку продукции уже с 15 июля.
Хотя с точки зрения цены и логистики предложения ANHAM и были наиболее оптимальными, эксперты не исключают и фактор «закулисья». Для таких подозрений существует серьезный повод. В частности, американская пресса пишет о том, что глава HAIFinance Corp. Худа Фарук, являющийся также совладельцем American International Services/Uni Trans, поддерживает очень тесные дружеские (и не только) связи с экс-членом распущенного Временного совета Ирака Ахмедом Чалаби. Так, в восьмидесятые годы г-н Фарук оказал финансовую помощь контролируемому Ахмедом Чалаби банку Petra Bank, оказавшемуся на грани разорения. Кстати, именно дружба Чалаби с владельцем компаний, входящих в Nour USA, и стала формальным поводом для аннулирования результатов первого тендера. Как видим, эта связь не помешала Nour—ANHAM во второй раз выиграть контракт.
С другой стороны, эксперты отмечают, что еще ни одна неамериканская компания не получила основные контракты в Ираке в качестве генерального подрядчика. И это тоже показатель: Вашингтон, вложивший в свержение Саддама Хусейна и восстановление страны немалые средства, напрямую заинтересован в том, чтобы заработали прежде всего американские компании.
Если долго мучиться, что-то да получится
В случае с контрактом, полученном ANHAM, очень трудно говорить о том, насколько решение привлечь украинские компании было продиктовано экономическими соображениями и насколько — политическими. Формально тендер — это конкуренция в условиях рынка. И представители Белого дома без устали повторяют, что вопрос участия Украины в восстановлении Ирака — это вопрос готовности украинских компаний к жесткой конкурентной борьбе. В этой связи вспоминается изрядно повеселившая многих фраза первого заместителя госсекретаря США Ричарда Армитаджа, произнесенная им во время его недавнего пребывания в Киеве: «Я думаю, что Украина послала своих солдат в Ирак не для того, чтобы получить контракты, а для того, чтобы внести свой вклад в войну против терроризма».
Но, с точки зрения интересов Белого дома, украинские компании получили свой первый контракт очень вовремя. Вашингтон не могло не тревожить то, что в Украине представители оппозиции — коммунисты, социалисты, БЮТ — активно выступают за вывод контингента из Ирака. Да и официальный Киев, в отличие от Варшавы, не проявляет необходимую твердость. Чего стоят хотя бы публичные высказывания премьер-министра Виктора Януковича, несколько раз повторившего, что Киев вправе вывести свой миротворческий контингент в случае, если украинские предприятия не будут допущены к восстановительным процессам в этой стране. Иначе, как шантаж, эти слова трактовать нельзя.
События в Украине, союзнице Соединенных Штатов по антитеррористической коалиции, развивались так, что оказалось, что в интересах Вашингтона, чтобы украинские компании получили хоть какой-то контракт на восстановление иракской экономики. Допустив украинцев к разделу «иракского пирога», нынешняя администрация Белого дома как бы получала долговременную гарантию: украинский контингент и далее будет находиться в составе стабилизационных сил. В условиях предвыборной президентской кампании в Штатах это имеет подчеркнуто важное значение для республиканца Джорджа Буша-младшего.
И вот первый контракт. На сегодняшний день достоверно известно, что компания ЗАО «АвтоКрАЗ» будет поставлять в рамках контракта W56HZV—04—D—0181 полторы тысячи тяжелых грузовиков «КрАЗ» различного назначения: самосвалы, бензовозы, водовозы и т.д. Именно на «АвтоКрАЗ» приходится львиная доля украинской части контракта: стоимость одной машины составляет около 40 тысяч долл. По информации «ЗН», контракт с Nour—ANHAM «АвтоКрАЗ» подписал еще в феврале. Кроме того, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) поставит новой иракской армии две тысячи внедорожников «УАЗ», собранных из комплектующих, поставляемых из России. Особо отметим, что исполнители контракта должны создать сервисные центры по обслуживанию техники, обучению водителей и обслуживающего персонала.
По некоторой информации, украинские предприятия поставят также противогазы и амуницию. Отдельные наши собеседники утверждают, что этим украинское участие в контракте W56HZV—04—D—0181 не ограничивается. Дескать, существуют соглашения, что наши компании также поставят новой иракской армии и боеприпасы. Более того, эта часть контракта уже фактически выполнена.
Хотя контракт получили компании, которые давно и активно работают на иракском рынке, нет сомнения, что при проведении переговоров по поставкам такой специфической продукции и заключению соглашений участвовали посредники. И здесь возникает вопрос: какая из украинских компаний выступила в роли посредника? Учитывая вышесказанное, таковых немного: это либо государственная компания по внешнеэкономическим связям Украины в афро-азиатском регионе «Атлас», либо госкомпании по экспорту-импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт» и ее дочерние компании.
Известно, что «Атлас», лелея честолюбивые планы, в последние месяцы активно работает как на иракском рынке, так и в Соединенных Штатах. Насколько известно, эта компания намеревается иметь своих представителей не только в Калифорнии при корпусе инженеров армии США, занимающемся распределением контрактов в нефтегазовом секторе, но и в столицах некоторых иракских провинций, дабы на местах отслеживать тендеры и готовить всю необходимую документацию. Примечательно и то, что сегодня в недрах Кабмина готовится довольно любопытное распоряжение — «О некоторых вопросах обеспечения представительства экономических интересов Украины в Республике Ирак». Как уверяли наши собеседники, оно будет принято уже в ближайшее время.
Среди прочего, в этом интересном документе говорится следующее: «Согласиться с предложением Минэкономики по возложению на государственную компанию по внешнеэкономическим связям Украины в афро-азиатском регионе «Атлас»…, выполнение функций по согласованию и координации действий предприятий Украины в центрально-южном регионе Республики Ирак, связанных с восстановлением или строительством объектов экономики этой страны, проведения другой внешнеэкономической деятельности, а также по обеспечению взаимодействия с военным представительством Вооруженных сил Украины в Коалиционном координационном центре при Объединенном центральном командовании вооруженных сил США по гражданским делам».
Учитывая реалии украинского бизнеса (прежде всего финансовую слабость многих украинских компаний, которая не позволяет им иметь своих представителей в Ираке), отсутствие группы поддержки местных правительств (Government Support Team, GST) в составе украинского контингента и информационный вакуум, в котором оказалось наше посольство в условиях гражданской войны, подобное решение позволяет иметь оперативную информацию о проводимых тендерах, а значит, увеличивает шансы наших компаний получить контракты.
Но означает ли подобная формулировка этого проекта распоряжения, что другие компании не смогут самостоятельно работать в Ираке? По всей видимости, да. По сути, после вступления в силу упомянутого документа Кабмина «Атлас» становится официальным и единственным посредником-монополистом для тех компаний, которые изъявят желание работать в этой нестабильной арабской стране. И в этом отношении распоряжение носит дискриминационный характер и не имеет ничего общего с принципами рыночной экономики и свободной конкуренции. А в украинских условиях это может иметь крайне негативные последствия…
Однако, как оказалось, «Атлас» не имеет отношения к контракту ANHAM. По нашей информации, посредником при заключении контракта украинских компаний с ANHAM выступил «Прогресс», дочерняя кампания «Укрспецэкспорта». Видимо, специфика бизнеса, когда не принято рапортовать об успехах на рынке торговли оружием и сопутствующей ему продукцией, и стала причиной нежелания спецэкспортера говорить об участниках контракта и его содержании. С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов и личностный фактор. Многие из тех, кто нынче работает в компаниях по торговле оружием, являются выходцами из спецслужб. А для этой организации характерна любовь к излишней секретности, которую даже бывшие офицеры сохраняют всю оставшуюся жизнь…
Теперь официальный Киев имеет серьезный аргумент в диалоге с противниками дальнейшего нахождения в Ираке украинского контингента. Ведь украинские политики неоднократно заявляли, что только пребывание в этой стране украинских солдат гарантирует получение нашими предприятиями контрактов. Но последствия украинского прорыва на иракский рынок может иметь куда более глубокие последствия.
Дело не только в том, что контракт с ANHAM демонстрирует реальность претензий украинских предприятий на участие в восстановлении Ирака. Он позволяет украинским компаниям завязать тесные контакты с американским частным бизнесом. А это тем более важно, что в ближайшие годы ближневосточный регион, при активном участии американского бизнеса, будет серьезно развиваться. Речь, конечно же, идет и об Ираке: в конце концов ситуация в этой стране должна стабилизироваться. И если украинским компаниям сегодня удастся наладить тесные деловые отношения с американцами, то у Украины появится шанс претендовать на долгосрочное экономическое присутствие в этом нефтеносном регионе.
При этом не следует забывать и поляков, с которыми Киев в середине апреля подписал «План украинско-польских действий в Ираке в период 2004—2005 года». По информации из польской прессы, поляки заинтересованы в том, чтобы поставить свои двигатели на собирающиеся на КрАСЗ «уазики». Так почему же не принять политическое решение и не пойти им навстречу? Ведь сегодня мы поможем полякам заработать немного денег, а завтра — они нам. Такова философия рынка…