Накануне парламентского голосования по кандидатуре будущего премьер-министра Виктор Янукович провел ряд встреч со всеми политическими силами. Ключевая беседа с Виктором Ющенко проходила за городом, где за столом переговоров встретились бывший и будущий премьер-министры со своими приближенными. В обмен за голоса «Нашей Украины» команда Януковича пообещала, что поддержит Виктора Ющенко на будущих президентских выборах. «А какие гарантии?» — поинтересовался Виктор Андреевич. Ответом на вопрос была протянутая рука Рината Ахметова: «Вот наша гарантия!». Эту историю я слышала как от ющенковцев, так и от донетчан. Смягченная формулировка комментариев первых звучит так: «Вот наивные, решили, что кто-то поверит в такую «гарантию»!». Комментарий вторых был таков: «Вот наивные, не поверили!».
Данная иллюстрация приведена исключительно для того, чтобы продемонстрировать психологическую разницу, существующую между политическими школами Донецка и Киева. Киевская тусовка — это летопись предательств, имеющая многовековую историю. Здесь мало весит слово, данное как в бизнесе, так и в политике. В Донецке несколько иная ситуация. «Кинуть лоха» — святое. Однако в касте, образованной политической и экономической элитой Донбасса, по отношению друг к другу принято держать слово. Иначе не по понятиям. Донетчане предполагали, что полученное ими место премьера автоматически приобщает их к общеукраинской властной касте, от чего излишне доверчиво отнеслись к авансам, выданным некоторыми представителями центральной власти. Попытка экспорта системы взаимоотношений из Донецка в Киев сослужила Виктору Януковичу неважную службу. Вкупе с политической неопытностью она крепко затормозила разворачивание системы защиты донецких интересов в столице. Виктор Янукович по-прежнему напоминает большой и мощный танк, внутри которого должен сидеть маленький и умный танкист. Прошло полгода. Танкиста Виктор Федорович так и не нашел. Но буксовать перестал и начал движение вперед.
Чуть-чуть об экономике
За истекшие шесть месяцев, не углубляясь особенно в детали, можно сказать, что Виктор Янукович как премьер сработал весьма приемлемо. В копилку плюсов можно занести выполнение и даже перевыполнение доходной части бюджета за первый квартал. Правда, злые языки клевещут, что 200 млн. в окончательной цифре взялись неизвестно откуда, но это придирки. Тенденция наполнения доходной части, обозначившаяся в начале второго квартала, в данный момент твердо позитивна.
Правительство Януковича смогло убрать камень преткновения с пути налоговой реформы, пойдя на существенные уступки, правда, в первую очередь владельцам крупных состояний, поскольку для них единая ставка налога в 13 процентов чрезвычайно выгодна. Впрочем, и для всех остальных 13 процентов — лучше, чем 40. Вместе с тем последние налогово-бюджетные решения, принятые парламентом по представлению Кабмина, незначительно, но увеличили налоговый пресс на производителей, зафиксировав повышение акцизов и рентной платы.
Виктор Федорович спас от неминуемой смерти вектор движения Украины в ВТО и неожиданно для многих вместе с Хорошковским отказал Банковой в настоятельных просьбах уступить россиянам, и если не отозвать подписанные Украиной протоколы, то хотя бы показать их московским коллегам. И дело здесь скорее не в политической позиции, а в реальной заинтересованности обоих вышеназванных политиков в расширении европейского рынка для сбыта украинского экспорта трубной и металлургической промышленности. Я, например, не вижу ничего предосудительного в том, что интересы собственников и лоббистов крупного промышленного капитала совпадают с интересами государства. Правда, так бывает не всегда.
Опять же не без участия премьера в переговорный процесс по созданию газового консорциума пропуск получила немецкая сторона. Что, во-первых, затормозило реализацию российских планов, а, во-вторых, дало некоторую надежду на то, что Украина сможет по-хозяйски распорядиться своей стратегической собственностью. Впрочем, до момента ясности в вопросе консорциума, как до Аргентины пешком. Гораздо ближе точка, в которой должна быть определена судьба единого экономического пространства в содружестве с Россией, Беларусью и Казахстаном. В этом вопросе правительство опять-таки заняло достаточно рациональную позицию, стараясь избегать громких рамочных заявлений, предпочитая их ответам на конкретно поставленные вопросы. Что почему-то раздражает неукраинских участников переговоров.
К достижениям Януковича-премьера несомненно можно отнести принятие Программы действий правительства беспрецедентным количеством парламентских голосов. Сама по себе программа представляет собой декларацию, где каждая политическая сила могла найти все, что хотела. Нет в ней только конкретных сроков исполнения и адресов, где бюджету брать деньги на реализацию обещанного. Но это детали, поскольку все отдавали себе отчет в том, что программа выносилась правительством на утверждение Верховной Рады с главной целью — вывести парламент из перечня факторов риска. Ведь теперь Верховная Рада год не сможет ставить вопрос о недоверии действующему премьеру и правительству.
Среди недоработок Виктора Федоровича можно отметить не столь блестящее, по сравнению с доходной частью, выполнение расходной части бюджета. Кривая зарплатной задолженности поползла вверх, и это как-то странно выглядит на фоне профицита бюджета за первый квартал. Напомним, что основными тезисами Януковича на момент его утверждения парламентом в должности премьера было повышение эффективности социальной политики, усиление экономических возможностей регионов. Однако с киевских Печерских холмов, по-видимому, все выглядит несколько иначе, чем при взгляде с донецкого террикона. Непримиримая позиция экономического блока правительства в отношении местных бюджетов, которым, в связи с повышением минимальной заработной платы, полагалось бы увеличить трансферты из центра, на самом деле ведет к обнищанию, в первую очередь, самых незащищенных. В стране полным ходом идет «оптимизация» (читай — сокращение) бюджетной сети: участковых больниц, поселковых библиотек, домов культуры и
т. д. и т. п.
Не смог Виктор Янукович одержать победу в противостоянии с министром транспорта, который решил повысить тарифы на транспортные перевозки, чем, по подсчетам экспертов, осложнил жизнь потребителям услуг более чем на миллиард гривен. Премьер было воспротивился столь непопулярному в бизнес-среде решению Георгия Кирпы, однако министра транспорта поддержал Президент, и Янукович вынужден был отступить. Один из его влиятельных соратников при этом заметил: «После такого я бы так хлопнул дверью, что лутки бы повылетали». Но Виктор Федорович дверью не хлопнул. Как не сделал этого в тот момент, когда Президент, уже после принятия бюджета, в декабре подписал популистский закон о поднятии минимальных зарплат и пенсий. Осторожно закрыл за собой дверь премьер и тогда, когда Президент запретил ему вмешиваться в ситуацию на Херсонском НПЗ, хотя объективно правительственное участие в этом вопросе стране бы не помешало. Не время нынче хлопать дверью, да и потом не для этого Виктор Янукович покорял Киев. Для премьера Кучмы, позволявшего себе подобные публичные демарши, власть была самоцелью, а все остальное — лишь производным от нее. Для Януковича власть — не самоцель, а инструмент. И если бы он и его команда могли продолжать решать свои вопросы и проблемы иным способом, то Виктор Федорович на высокое киевское кресло вряд ли стал бы метить. Однако он его занял, и практически сразу после этого обнажилось главное противоречие между Банковой и донетчанами: Президент и глава его администрации считают, что пригласили Януковича в Киев для того, чтобы донетчане тратились. Команда же Януковича убеждена, что пришла в Киев зарабатывать.
Виктор Янукович решил, что будет президентом. Об этом вполне открыто говорят не только члены его команды, но и сам премьер. Его заявление о том, что «центристские партии должны сгруппироваться вокруг «Партии регионов» и выдвинуть единого кандидата в президенты», говорит само за себя. Однако заявлениями Янукович не ограничился.
Прилив сил
Прежде всего он смог отвоевать в украинских верхах пространство, позволяющее решать вопросы, и тем самым множить количество сторонников. Павел Лазаренко в свое время сделал это гораздо быстрее. Уже через несколько дней после его прихода на пост первого вице, приемная Евгения Марчука опустела, а приемная Павла Ивановича оказалась набита битком. У Януковича с блицкригом не сложилось. Однако сейчас он уже достаточно четко пометил собственную территорию, и просители, в числе которых немало народных депутатов из того же большинства альтернативным ручейком потекли с Банковой на Грушевского. Янукович смог оказаться полезным не только лояльным к Президенту депутатам, но и оппозиции: результаты голосования по интересующим Кабмин вопросам зачастую обеспечивают то голоса социалистов, то коммунистов, то частично фракции Тимошенко…
В настоящий момент, похоже, премьер сбросил с плеч Медведчука гору, представляющую собой необходимость обеспечивать договоренности Банковой с парламентом. Почему Медведчук отдал это право Януковичу и не стал за него активно бороться, понятно. Во-первых, договорные игры с парламентом весьма затратны и хлопотны. Пусть тратятся те, кому некуда деньги деть. Во-вторых, реализовывать прихоти Президента на парламентском поле будет чем дальше, тем сложнее. К чему главе администрации принимать на себя Зевсов гнев, когда для этого существуют Литвин и Янукович? И третий момент. Медведчук осознал, что является фактором консолидации парламентских сил. Против него готовы дружить между собой депутаты всех цветов политической радуги. Подобная ситуация не устраивала ни Медведчука, ни Президента. Поэтому теперь Виктор Владимирович осуществляет контроль за тем, кто осуществляет контроль за парламентом. Янукович же, благодаря жесткой дисциплине собственной фракции, неисчерпаемому «аргументационному ресурсу» и возможности решать конкретные вопросы, заботящие депутатов вне зависимости от того, являются ли они мажоритарщиками или избраны по партийным спискам, смог действительно неоднократно эффективно работать с парламентом. Более того, в отдельных случаях парламент принимал решение вопреки команде Президента, как это было, например, с утверждением бюджета на заре премьерства Виктора Федоровича. Да и цифра 355, а именно столько голосов было отдано за программу правительства, насторожила Президента. Зато окрылила кандидата в президенты Януковича.
«На старість — як знахідка буде»
Многие, знающие свойственную Леониду Кучме «манию преследовать», с удивлением отмечают отсутствие публичной реакции Президента на то, что применительно к Евгению Марчуку называлось «созданием собственного имиджа». Если не считать президентский выпад в адрес свободных экономических зон в Донецком регионе, то можно сказать, что публичной критики правительства Президент избегал. И не важно, были для этого объективные основания или нет. Важно, что Кучма не прореагировал на то, за что просто стер бы с лица земли любого другого премьера. Объяснений необычности поведения Кучмы несколько.
Во-первых, Президент до сего момента пребывает в состоянии выбора стратегии собственной судьбы: пролонгация, преемник, парламентско-президентская республика? В каждой из трех схем ему могут понадобиться либо проценты электората, контролируемые Януковичем, либо находящиеся в таком же состоянии голоса в парламенте, либо финансовые ресурсы донетчан.
Периодически отвлекаясь от мыслей о пролонгации, Президент перебирает в уме кандидатуры преемников, не отбрасывая при этом вариант действующего премьера. Именно поэтому Кучма не подвергает премьера серьезной публичной критике. Однако при этом, не сделав своего выбора, Президент стремится к сохранению баланса внутри вида, где-то поощряя, а где-то урезонивая разгорающиеся конфликты между премьером и Медведчуком, либо Пинчуком и премьером. Президент пытается сделать так, чтобы каждый не имел возможности доминировать над другими, хотя для этого ему нужно прилагать все больше и больше усилий. Ведь кроме него мало кто сомневается в том, что в 2004 году в Украине будет либо новый президент, либо реальная парламентско-президентская республика.
Ставить Януковича на место Кучма пытается непубличными способами. О подписанном в пику Кабинету законе о повышении зарплат, уже много говорилось. Не дает Президент размахнуться Януковичу и в кадровом плане. В этой сфере на фюзеляже эсдеков звездочек гораздо больше. Первый зам в НАК «Нефтегаз Украины», первый зам в Госкомсвязи, глава ФГИ (слишком долго проживший в Киеве для того, чтобы отстаивать интересы одной силы) и глава наблюдательного совета «Ощадбанка» — вот перечень основных кадровых побед премьера. Хотя, что касается Эдуарда Прутника, ставшего первым лицом в «Ощадбанке», то его назначение состоялось вопреки кадровым рекомендациям Президента, желавшего, по некоторой информации, на этом месте видеть, например, Олега Демина — первого зама главы АП. Замечу также, что при всей лояльности премьер иногда позволяет себе игнорировать просьбы с Банковой: под козырек берет, но делает по-своему.
Весьма красноречив один из последних примеров обуздания Президентом чаяний главы исполнительной власти. Виктор Янукович несколько первомайских дней провел в Донецке с семьей в ожидании приглашения в Ялту на трапезу с Владимиром Путиным. Состав участников застолья был предварительно согласован протоколом. Но Президент посчитал нужным в последний момент уведомить российскую сторону о том, что вместо Януковича в обеде участие примет Георгий Кирпа. Примечательно, что российский президент отказался трапезничать с составом, в котором произошла несогласованная замена. Одним словом, Леонид Кучма все видит, периодически закипает, но не сбрасывает Януковича со счетов как фигуру, при помощи которой он хочет сыграть свою главную партию.
Не хочет он также, чтобы этой фигурой воспользовался в своей игре кто-то из конкурентов. Из-за этого и проистекает вторая причина беспрецедентной терпимости Президента. Леонид Кучма понимает, что руками парламента, в случае чего, Януковича с поста премьера убрать не сможет. Делать это самому означает нажить врага (а В.Ф. еще никому никогда ничего не забыл), способного со всем своим ресурсом стать серьезной подпоркой, например, для Ющенко. Вполне возможно, что Президенту сможет понадобиться премьерская стартовая площадка для другого кандидата. Но в этой ситуации ему придется интеллектуально максимально напрячься для того, чтобы сделать Януковичу и донетчанам альтернативное и адекватное по выгодности премьерской должности предложение. Пока что даже самые иезуитские умы не представляют, каким это предложение должно быть.
Третий момент заключается в том, что, в случае конфликта между Президентом и премьером, Леонид Кучма оказывается не в выигрышном положении. Донецкая группа слишком велика и мощна для того, чтобы Президент на излете своих полномочий смог, вступив с ней в конфликт, победить. С Лазаренко все было просто: у него забрали пост, убрали с бизнес-поля двух—трех человек, и империи не стало. С донетчанами намного сложнее в первую очередь потому, что они являются крупными собственниками. С людьми, имеющими собственность, в большинстве случаев законно оформленную и проверенную множеством аудитов, что-то сделать даже Президенту весьма сложно. Донецкие собственностью располагают в Крыму, Луганске, Днепре, Харькове и Запорожье. Но главная концентрация собственности — в Донецке, где они, практически, неуязвимы. Ведь в случае конфликта с Президентом, к которому, кстати, Янукович абсолютно не стремится, Леонид Кучма прибегнет к традиционным методам, ответственность за которые несет прокуратура, СБУ, МВД и налоговая. Можно смело предположить, что в региональных представительствах этих организаций клич эхом не отзовется, а работа варягов из центра будет просто саботироваться. Пойдут суды, коммерческий плюрализм которых не дает права быть уверенной в своей победе ни одной из сторон. По большому счету, Янукович для Президента в случае конфликта представляет большую опасность, чем Президент для Януковича. Виктор Федорович может потерять только должность, выше которой при любых раскладах ему не прыгнуть. А вот Леонид Кучма может потерять один из трех столпов самодержавия, явить миру беспрецедентный развал в команде и укрепить противника. Хотя справедливости ради надо заметить, что некоторые, имеющие возможность наблюдать за отношениями Президента и премьера, выражают уверенность в том, что Янукович никогда не позволит себе делать нечто, идущее вразрез со стратегической линией Президента. По мнению некоторых экспертов, существующий премьерский политический люфт — вопрос времени, и Кучма, определившись со стратегией, сможет легко и бесконфликтно направить активно нарабатываемые Януковичем ресурсы в нужное гаранту русло. Поживем — увидим: вступят ли в противоречие понятийные отношения с боссом и интересы крупнейшей финансово-промышленной группы?
Больше МакКлаудов — больше демократии
Вопрос единого кандидата от власти на президентских выборах еще достаточно долго будет оставаться открытым. Совершенно очевидно, что сами кандидаты между собой не договорятся. Но с другой стороны, можно было бы предположить, что это от них и не требуется, а требуется лишь самоотреченная поддержка того единственного, на кого укажет Президент. Однако не все так просто. Алиса выросла, и сказка лопнула. Точно так же с претендентами и сказкой о тотальной подконтрольности Президенту. Борьба, которая ведется сейчас, охарактеризована Владимиром Литвиным как «серпентарий единомышленников». Ведь президентское решение не рождается из воздуха, оно формируется, и в этом процессе брат идет на брата. Но даже в том случае, если Президент, выбрав вариант «приемник», окончательно определится с кандидатом, нельзя ожидать от проигравших в тендере самоотверженной отдачи. За примером далеко ходить не нужно: первые реальные деньги в штабе блока «За единую Украину!» появились в марте 2002 года. Поскольку каждый, убедившись в том, что у него нет возможности возглавить блок, решил устраниться от вопроса эффективной борьбы за результат.
Тратиться на чужую предвыборную кампанию, не имея перспектив контроля и ощутимого влияния на будущего президента, вряд ли кто-то будет с большим рвением. Дело в том, что одна из проблем у существующих пропрезидентских кандидатов — это герметичность систем, окружающих их. Большое влияние на главу государства конвертируется в большие прибыли, малое — в малые. Понимание этого украинского опыта и является сутью борьбы за победу собственного кандидата в президентском тендере. Насколько бурно будет развиваться бизнес донетчан, если первым человеком в стране станет Медведчук? Получат ли от жизни социал-демократы то, что хотят, если президентом велено будет избрать Тигипко? Сохранит ли свои объемы Виктор Пинчук, если Янукович займет место на Банковой? Каждый из этих кандидатов либо обязательствами привязан жестко к чьим-то интересам, как, например, Тигипко, либо имеет собственный набор кадров и схем, по мнению многих, вполне достаточный для того, чтобы занять ключевые посты в стране и взять под контроль основные потоки в случае прихода к власти своего представителя. Как ни странно, но с точки зрения герметичности систем, лучше смотрится Виктор Ющенко, который, по большому счету, окружен малоискушенными в больших играх людьми и если и лоббировал чьи-то интересы в высоких кабинетах, то только собственного брата. На сегодняшний день Виктора Андреевича в значительной части окружают люди, которые хотят быть не просто премьерами, главами администраций, помощниками Президента, а хотят быть Волковыми, Табачниками, Медведчуками и Кирпами. «Зачем Ющенко, в случае чего, копии, когда президентским вниманием могут быть обойдены оригиналы?» Именно так могут подумать те, в чью пользу не будет сделан выбор в конкурсе преемников.
На сегодняшний день Янукович лишь участник тендера, хотя, похоже, себя таковым Виктор Федорович не считает. Янукович крепко верит в свою победу на выборах, а не в какой-то там борьбе за право участвовать в них. Став премьером, он возглавил Партию регионов, он ищет контакты в Москве, присматривается к командам политтехнологов, стягивает группу политических поводырей в Киеве, готовится к поездке в Вашингтон, которую считает этапной на пути своего следования к президентской цели. Он борется с Ющенко как может, используя свои пока скудные медиа-ресурсы и блокируя бизнес членам фракции «Наша Украина». Он пытается договариваться с коммунистами, тратится на процесс кардинального увеличения собственной фракции и прикладывает немалые усилия для того, чтобы выполнить требования Президента и не допустить перехода холодной войны с социал-демократами в горячую. Президентский рейтинг Виктора Федоровича, по данным социологов, медленно, но уверенно растет, вполне возможно, что скоро премьер подвинет Симоненко на третью ступеньку. Янукович старается в меру возможностей играть по новым правилам, для того чтобы победить. Но вот дадут ли ему возможность сыграть на выигрыш или используют его как средство для победы — большой вопрос, который Виктор Федорович зря считает закрытым.
Еще раз о гарантиях
На сегодняшний день в парламенте вполне может сложиться ситуация, при которой окажется достаточно голосов для проведения реформы, превращающей Украину в парламентско-президентскую республику. Адам Мартынюк заявляет, что нужные триста голосов в парламенте найдутся и без «Нашей Украины». Мечта социал-демократов, социалистов и коммунистов имеет шанс реализоваться. Главным препятствием для этого может стать лишь один момент — внятное объяснение кем-то Президенту, что подобная система гарантий для него малоэффективна. Но вместе с тем, если выбор Леонида Кучмы, медленно склоняемого Медведчуком к принятию нужного решения, все-таки падет на парламентско-президентскую республику, то Виктора Януковича это тоже устроит. Президентство с нынешними полномочиями, как механизм достижения поставленных экономических целей — оптимален. Но путь к этому президентству лежит через тернии, которые танком вряд ли переедешь. А вот пропорциональный закон в системе парламентско-президентской республики — механизм более реальный и главное — дешевый. Партийные выборы сами по себе — толчок в политическом развитии страны. Но позитивные результаты, скорее всего, они дадут не сразу. Дело в том, что 300 миллионеров, которые, по словам Александра Мороза, заседают в парламенте, в своем большинстве делали ставки на мажоритарные округа, сквозь пальцы наблюдая за победами оппозиции в списочных баталиях. Если же партии станут безальтернативным проездным билетом в парламент, то основные средства и ресурсы будут выброшены на поле не имеющей средств и СМИ оппозиции. Главное будет — попасть в парламент максимальным числом представителей. Недостающие карточки для голосования можно будет докупить. Понимание того, что парламент купить дешевле, чем страну на президентских выборах — стало общим местом. Все те, кто сегодня претендует на власть президентскую, при первых выборах по партийным спискам будут себя чувствовать не менее комфортно. «Регионы», социал-демократы да и «трудовики» в первых рядах.
Но вот ведь дело в чем: Президент может отбросить как вариант преемника, так и вариант парламентско-президентской реформы, зациклившись на пролонгации полномочий путем принятия изменений в Конституцию о синхронизации выборов Верховной Рады и президента в 2007 году. Сегодня это все еще кажется утопией, поскольку 300 голосов для поддержки данной инициативы у Президента нет, и многие считают, что не будет. Однако находятся скептики, которые, реагируя на подобные заверения, спрашивают оппонентов: «А если такой-то оппозиционной фракции будут предложены 50 миллионов долларов, как она себя поведет? Если на поиск недостающих 80—100 голосов вбросят полмиллиарда, то что будет?». Оптимисты отвечают: «Да ничего не будет». Пессимисты же теряют остатки оптимизма... В этой связи было бы любопытно иметь ответ на следующий вопрос: «А если Президент поручит Виктору Януковичу за свой счет найти недостающие для пролонгации голоса, станет ли премьер этим заниматься?». Станет ли он собственными руками лишать себя призрачной надежды на президентство и реальной возможности на сильные позиции в парламентско-президентской республике? Что ему может за это пообещать Президент? Ответ напрашивается сам собой — премьерство до 2007 года. «А какие гарантии?» — спросит его Янукович. «Вот моя рука», — скажет Президент. И как на это должен реагировать донетчанин, вступивший в игру на киевской земле?