Визит первого замминистра иностранных дел Ирака Нури Аль-Вайса в Украину назывался рабочим и проходил совершенно официально, без помпы и в условиях полного информационного вакуума. Иракский дипломат встретился с председателем Верховной Рады, министром иностранных дел. Состоялись переговоры и в Министерстве промышленной политики. Своими планами и впечатлениями посланец Багдада эксклюзивно поделился с читателями «Зеркала недели».
- Господин Аль-Вайс, два месяца назад Багдад посетил ваш украинский коллега, сегодня вы в Украине. Означает ли это, что отношения между Украиной и Ираком активизируются? И если это так, то чего ожидает официальный Багдад от Киева и на что, в свою очередь, могла бы рассчитывать в случае активизации отношений украинская сторона?
- Исторически со времен Советского Союза отношения между Ираком и Украиной были очень тесными. Вспомните, сколько специалистов именно из Украины работало в Ираке. В некоторые годы их число достигало сорока тысяч. После обретения независимости Ирак признал Украинское государство, и наши страны установили дипломатические отношения. Наш посол в России стал одновременно и послом в Украине. В 1994 и 1996 годах наши страны подписали определенные договоренности, в том числе и об открытии посольств в Багдаде и Киеве. Но, к сожалению, с тех пор украинская сторона не предприняла никаких действий на этом направлении, равно как и по всем другим оговоренным в документах. Хотя за это время Украина открыла посольства во многих менее значимых странах, чем Ирак. Не развивалось наше сотрудничество в направлениях импорта нефти и сельском хозяйстве. То же самое можно сказать и о поставках строительных материалов, нефтяного оборудования, медикаментов.
Во время этого визита мы выразили стремление в кратчайшие сроки открыть посольство в Украине и украинское посольство в Багдаде. На переговорах в МИДе мы поставили этот вопрос, но на сегодняшний день не получили ответа, кроме того, что он изучается. Во второй день визита мы подпишем соответствующий протокол и продолжим наши консультации, в том числе и о подписании рамочного договора между двумя государствами. В первую очередь необходимо сделать акцент на торгово-экономических отношениях.
- Какой вы видите перспективу их развития?
- Перспективы сотрудничества очень широкие. Ирак может снабжать Украину нефтью, Украине это сотрудничество может быть чрезвычайно выгодно, но при этом есть один важный момент. Торгово-экономические отношения Ирака с другими странами в первую очередь определяются тем, насколько это государство оказывает политическую поддержку нашей стране. Тот, кто нас поддерживает, - является основным партнером в торговых операциях. Это прежде всего те страны, которые выступают против агрессии и за снятие санкций ООН против Ирака.
Ирак - очень богатая страна. Нам нужно экономически полнокровно развиваться, а для этого необходимо отменить резолюцию ООН, ведь Ирак выполнил все требования и обязательства, которые ООН перед ним ставила. Но есть проект Великобритании, которая предлагает продлить санкции по отношению к Ираку на неопределенное время. Это худшее, что может быть. Они стремятся поставить Ирак под полнейший контроль Совета безопасности и США, они хотят свергнуть наш политический режим и поэтому выступают за продление блокады. Исходя из этого мы обратились к Украине как к непостоянному члену Совета Безопасности ООН с просьбой поддержать наши позиции. Мы рассчитываем на то, что Украина - наш друг и с пониманием отнесется к ситуации в Ираке и поддержит снятие блокады.
Если это произойдет, то перед Украиной откроются огромные торгово-экономические перспективы сотрудничества с нашей страной. Тем более, что серьезные предпосылки для такого сотрудничества есть уже сейчас. Во-первых, связи, наработанные во время существования СССР. Во-вторых, необходимо знать, что в Ирак поступает огромное количество украинских товаров, но в основном это все идет через Россию, и Украина на этом очень много теряет. В настоящий момент сотрудничество Ирака с Украиной в торговой сфере просто минимально. Но в то же время мы с благодарностью оценили позицию России по поддержке Ирака, которую она заняла в Совете Безопасности ООН. В результате 40% всей экспортируемой из Ирака нефти достается России, остальные проценты делят между собой страны, также оказывающие нам политическую поддержку. Среди них Франция, Китай, Индия, Япония и многие другие. Но доля России в программе «Нефть на продовольствие» является самой крупной.
- Получили ли вы во время визита ответ на вопрос: будет ли Украина поддерживать Ирак в ООН?
- На переговорах нам сказали, что поддержат нас, если мы выполним все требования резолюции ООН. Мы сказали, что эти требования уже выполнены, а председатель украинского парламента Александр Ткаченко, с которым я сегодня встречался, выразил уверенность в том, что Украина поддержит Ирак.
- Можете ли вы назвать какие-нибудь цифры, которые могли бы охарактеризовать возможную прибыль Украины от участия в программе «Нефть на продукты»?
- Я бы не хотел называть цифры, они могут быть очень впечатляющими, но их масштаб зависит от Украины и от понимания поговорки «Друзья познаются в беде».
- Насколько Ирак самостоятелен в выборе торговых партнеров?
- Полностью самостоятелен. А ООН лишь одобряет и контролирует то, что мы подписываем.
- Если в нефтяной квоте значительная часть принадлежит России, то в квоте поставок нефтяного оборудования лидером является Франция. Как вы считаете, может ли украинская продукция в этой сфере быть интересной Ираку?
- Что касается оборудования, то оно приобретается в следствие проведения тендера. Но если Россия и Украина предложат оборудование по одинаковой цене, то мы закупим его у России. По той причине, что она нас политически поддерживает.
- На всякий случай, поинтересуюсь: проводили ли вы в Украине переговоры о военно-техническом сотрудничестве?
- Нет, об этом речи не было. Мы не нуждаемся в этой помощи и никакого интереса ни с одной из стран в сотрудничестве в данной сфере не проявляем.
- Какие последствия блокады сейчас ощущает на себе население Ирака?
- В первую очередь страдает здоровье людей, особенно стариков и детей. Для молодежи ухудшились условия обучения. Очень серьезны экологические последствия всего того, что случилось с Ираком. Но политически и с точки зрения безопасности, Ирак крепок, как всегда. Народ полностью поддерживает руководство страны. У нас проводился референдум о поддержке Саддама Хусейна, и вы знаете, он превратился в своеобразный международный карнавал, день солидарности. Ведь наблюдать за проведением референдума съехались люди со всех концов Земли. Азия и Америка не могут не признавать, что Саддам Хусейн - это исторический лидер, для многих он стал символом угнетенных народов.
- Какова оценка официальным Багдадом тех событий, которые сейчас разворачиваются внутри России - в Чечне?
- Когда мы наблюдаем действия Чечни, то видим, что они далеки от духа ислама. Их действия могут называться терроризмом. Мы уверены - не в интересах мусульман ослабление России как государства. Я подчеркиваю: истинных мусульман. За чеченскими террористами стоят арабские руководители, чьи страны полностью подконтрольны США.
- А каково отношение в Ираке к ваххабизму?
- Мы против ваххабизма, - это движение против ислама.
- Существует ли, по вашему мнению, в Украине мусульманское лобби и рассчитываете ли вы на его поддержку в отношении ожиданий Багдада от Киева?
- Нет, мы на лобби не рассчитываем. Мы рассчитываем на правительство Украины, ее парламент и в самой значительной степени - на украинский народ, а он состоит как из христиан, так и из мусульман. Мы рассчитываем на политическую поддержку и ваше умение делать прагматичные расчеты.
- Насколько я поняла, в отношении политической поддержки в Украине четкого ответа вы не получили. Мне известно, что в свое время Ирак пытался заручиться поддержкой Белоруссии. Что из этого вышло?
- Действительно, в июне этого года мы подписали с Белоруссией такие же договоренности, как несколько лет назад с Украиной. В результате на днях состоится открытие посольств. Но что примечательно - за шесть этих месяцев товарооборот между нашими странами составил более 20 млн. долларов. Думаю, что масштабы сотрудничества с Украиной могли бы быть несравненно большими, поскольку Ирак заинтересован в прямых поставках вашего зерна, подсолнечника, сахара, стройматериалов, оборудования, арматуры, металла, рельсов, медикаментов. Словом, мы уезжаем с надеждой.
P.S. Два года назад все было проще. Во-первых, потому, что система поставок гуманитарных товаров в Ирак под контролем ООН только налаживалась, равно как и система вывоза иракской нефти. Тогда еще государства и коммерсанты не стояли вокруг Ирака столь плотным кольцом. А во-вторых, в то время Ирак столь категорично и явно не выдвигал условия политической поддержки со стороны стран - торговых партнеров. Но - не сложилось, несмотря на то, что 70% советских специалистов, работавших в Ираке, были из Украины. Не сложилось, несмотря на то, что Украина явно нуждалась если не в иракской нефти, то в живых деньгах, которые можно выручить от ее продажи. Ведь ни для кого не секрет, что практически всю иракскую нефть, вывозимую Россией, Москва продает в турецком Джейхане в основном Соединенным Штатам.
Живой в том числе и реэкспортный доллар не помешал бы ни украинским бизнесменам, ни правительству. Не помешал бы он и тем предприятиям, которые исторически работали на иракский нефтяной и газовый комплексы. Ни аграриям, ни фармацевтам, ни металлургам. Но два года назад харьковские фирмы, почувствовавшие перспективы на иракском направлении, вздумали провезти в Ирак, мягко говоря, несанкционированный товар, и американские контролеры в зачатке похоронили их начинания. Этим бизнесом предлагали заняться концерну «Славутич», но в тот момент Григорий Суркис и Богдан Губский были заняты «спикериадой». Не срослось. Были и другие желающие, но они не смогли на тот момент сконцентрировать необходимый капитал (ведь если хочешь зайти с улицы без представления, то нужно заплатить за вход).
Не смогли полномасштабно развернуться на иракском рынке и украинские товаропроизводители. По некоторым данным, Черновицкий машиностроительный завод, согласно межгосударственному договору, должен был подготовить для Ирака оборудование на сумму в 20 млн. долларов. Выполнена была, примерно, четверть заказа. Но и она была поставлена в Ирак российскими посредниками, а новые хозяева завода за оборудование, произведенное до приватизации, получили копейки.
Через Россию шло в Ирак и украинское зерно. У нас его покупали по 60 долларов за тонну, на берегу Персидского залива оно стоило уже 110 долларов. Не воспользовалось украинское правительство и договоренностью с иракской стороной о разработке новых месторождений нефти. На наше место пришел «Лукойл», и после снятия санкций именно он будет контролировать новые фонтаны.
Но даже сегодня некоторые члены иракской делегации однозначно дали понять, что Украина может рассчитывать на объемы, мало чем уступающие российским, поскольку украинская составная в перечне товаров, направляемых Россией в Ирак, является определяющей. Ирак готов работать без посредников, но теперь он хочет за это политической поддержки.
На сегодняшний день объемы нефти, экспортируемой Ираком, оцениваются в 20 млрд. долларов. 30% от заработанных на ней денег ООН забирает в счет репарации и передает Кувейту. Небольшой процент, выливающийся в сумму $500 млн. идет на финансирование ООН и ООНовской комиссии по санкциям. Но тем не менее, не теоретики, а практики российско-иракского бизнеса говорят об очень высокой рентабельности торговых отношений с Ираком. Отношений хирургически четко регламентированных комиссией по санкциям. Об этой четкости можно судить хотя бы по одному моменту: все торговые операции по нефти, продуктам, медикаментам, стройматериалам и т.д. проходят через один счет банка Националь де Пари в Нью-Йорке. Мимо не должна пролететь муха.
Американцы действительно полностью контролируют ситуацию вокруг Ирака. Причем как в экономике, так и в политике. Украина в тонких местах всегда действовала с оглядкой на США. И сейчас, когда Ирак требует от Украины политической поддержки, только государство может принять решение относительно перспектив украино-иракского сотрудничества. С одной стороны, Украине, особенно в условиях угрозы дефолта, необходимы стабильные и доверительные отношения с США. С другой, - активное присутствие на иракском рынке таких идеологических партнеров США, как Франция и Япония, не говоря о более мелких - Венгрии и Польше, дают все основания украинскому правительству задать вопрос: «А почему же нам нельзя?» Уточним, что ряд крупных стран выступает за отмену санкций против Ирака и в этом вопросе Украина уже никак не попадет в авангард.
За историю украинской независимости МИД Украины дважды выступал с заявлениями относительно бомбардировок Ирака. В первом случае он их осудил. Во время второй войны - поддержал... Еще у всех свежи воспоминания как об отказе Украины от Бушерского (Иран) контракта, так и о «компенсации» последствий этого шага... В результате оборудование в Иран было поставлено теми, кто оказывал на Украину давление и их партнерами. Как все обернется на этот раз?