Все годы независимости идет поиск ниш для нашей страны во всемирном разделении труда. Среди таких ниш часто называют машиностроение, под которым обычно подразумевается исключительно авиа- и судостроение...
Все годы независимости идет поиск ниш для нашей страны во всемирном разделении труда. Среди таких ниш часто называют машиностроение, под которым обычно подразумевается исключительно авиа- и судостроение. Однако эти питомцы ВПК — совершенно особый жанр. В то же время станков, экскаваторов, прессов, компрессоров, насосов, дробилок, тепловозов, угольных комбайнов, генераторов, оборудования для производства молока и конфет, подъемных кранов, роторных линий и прочего, всего того, что неплохо умели делать в Украине, пока никто не отменял. Надежное и производительное, неприхотливое в эксплуатации («кувалдоустойчивое» на инженерном жаргоне), такое оборудование было вполне конкурентоспособным. Частично его производство уцелело и, возможно, способно реанимироваться. Машиностроительному заводу значительно легче, чем, скажем, меткомбинату, подстроиться к рынку, изменить номенклатуру. Структура машиностроительной отрасли, включающая разнокалиберные заводы, конструкторские бюро, лаборатории, которые то конкурируют между собой, то участвуют в совместных проектах, хорошо соответствует самому духу рынка. Активная часть основных фондов в Украине, проще говоря, машины, установленные на предприятиях, изношены и устарели, давно не обновлялись. В этом одна из причин спада в машиностроении. Но в этом же — большой шанс для отечественной машиностроительной отрасли. Ввозимое в нашу страну оборудование: немецкое, английское, итальянское, финское, японское и т.п. — аккуратное, комплектное, часто «под ключ» и обычно прекрасно работает. Но в нем нет ничего такого особенного, чего бы не могли сконструировать и изготовить в нашей стране. Рецепты усиления инновационной составляющей в экономике страны уже как-то выкристаллизовались. Считается, что необходимо развивать и финансировать науку — как фундаментальную, так и прикладную. Кроме того, необходимо четко выстроить цепочку: фундаментальная наука — прикладная наука — разработки. И еще нужно поддерживать изобретателей, для чего, оказывается, уже имеется специальный департамент. Большую часть проблем конструктор может решить сам, за столом или компьютером. От ученых конструктору могут потребоваться три вещи: систематизированная информация, эксперимент и математический аппарат более мощный, чем у среднего инженера. Думается, что пресловутую цепочку следует перевернуть: рынок — конструктор — прикладные исследования. В машиностроении, как мне представляется, ключевая фигура в интеллектуальной составляющей — инженер-конструктор. Интересно, что, несмотря на глобализацию, специалист, как правило, с первого взгляда может различить продукцию наиболее мощных национальных школ. Так что национальная культура — это, оказывается, не только волынки, вышиванки или кожаные баварские шорты. Обычно подобные публикации завершаются конкретными предложениями. Каких-нибудь семь пунктов или пять шагов навстречу. В них, как правило, присутствуют два момента: дать больше бюджетных денег и предоставить налоговые льготы, которые, в конце концов, суть те же бюджетные деньги. По моему мнению, ничего этого не нужно. Все равно эта благодать достанется не тому, кому она предназначена. Машиностроение, если ему не мешать, способно прокормить и себя, и еще часть страны.