или Приватизация - друг, но Лановой дороже?
Теперь кажется: лучше бы воскресенье продолжалось вечно... Когда в понедельник, день для сессионных заседаний парламента неурочный, многие журналисты только подтягивались к зданию Верховной Рады, дело было уже процентов на 50 сделано. 227 голосами народные депутаты Украины приняли за основу - с перспективой последующей доработки - проект постановления, которым работа Фонда госимущества не просто признавалась неудовлетворительной. Фонду госимущества и его региональным отделениям запрещалось заключать договора купли-продажи, что по сути очень смахивало на мораторий. Или, если хотите, на мораторий-2, потому что похожее мы уже когда-то проходили - с 29 июля 1994 года в течение девяти месяцев. Но тогда все было откровеннее. Тогда схлестнулись идея (реформаторская) с идеей (коммунистической), а сейчас, есть подозрение, - один предвыборный денежный поток с другим (другими?). И никто не имел права уступать...
Верю - не верю
Как и все другие понедельники - причем не только в фантастических повестях - нынешний начинался в субботу. В том смысле, что именно в субботу, 1 ноября, Президент Украины Леонид Кучма встречался с журналистами и на их, журналистов, вопрос о шансах дальнейшего пребывания в должности нынешнего и.о. председателя Фонда госимущества ответил: «Я Лановому верю». А также далеко не лестно отозвался о возможных кандидатах на пост председателя ФГИ «от парламента», о чем телевизионщики в тот же день рассказали всей стране.
А парламент в большинстве своем Владимиру Лановому как не верил (в апреле), так и не верит (в октябре - ноябре). И уже вряд ли поверит. Однако, попавшись в собственную западню, прописав в Конституции Украины весьма хитроумную процедуру назначения многих должностных лиц, в том числе и председателя ФГИ, он не имеет никаких шансов поставить во главе Фонда своего или, по крайней мере, приемлемого для депутатского большинства кандидата. Конечно, ситуация, когда вчистую игнорируется мнение главнейшего в стране субъекта права государственной собственности, органа, которому Фонд госимущества (согласно закону о большой приватизации) и подчинен, и подотчетен, и подконтролен, может оцениваться по-разному. Но, кроме всего прочего, эта ситуация еще и по-человечески обидна: как-никак - депутаты. Как-никак - законодатели...
Вот на таком фоне и появляется в понедельник в проекте постановления по отчету ФГИ, подготовленном председателем контрольной комиссии по вопросам приватизации Александром Рябченко, пункт 9 о запрете договоров купли-продажи - «до назначения Президентом Украины председателя Фонда в соответствии с Конституцией Украины». И уже во вторник постановление поддерживается 257 голосами. Человек довольно либеральных экономических взглядов, Александр Рябченко соглашается, что постановление, конечно, «плохое», но ровно настолько, насколько плоха нынешняя нединамичная приватизация. Но в то же время утверждает, что это мягкая форма приостановки, причем не всей приватизации, а конкурсов, которые Фонд госимущества и так не проводит, и при желании Президента конфликт может быть улажен за месяц-полтора. Утверждает, что это меньшее из зол, чем если бы победила формулировка председателя парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Александра Кожушко, который сразу после отчета Фонда предлагал приостановить приватизацию вплоть до выводов специальной следственной комиссии по расследованию «причин негативных результатов проведения приватизации имущества государственных предприятий».
Что на это ответить? Нет слов... То, что с точки зрения журналиста кажется абсолютно недопустимым, - например, нанести ущерб имиджу страны на международной арене, повергнуть в недоумение западных инвесторов - все это, оказывается, ничто или просто ничтожно мало в политике, по сравнению с высокой депутатской целью - сместить Владимира Ланового. Сместить с тем, чтобы так и не одобрить - что весьма похоже на наш нынешний парламент - кандидатуру любого другого предложенного Президентом кандидата.
Впрочем, как мы уже успели узнать со слов руководителя президентской администрации Евгения Кушнарева, никакой другой кандидатуры «от Президента» не будет. В этом смысле исполняющий обязанности Владимир Лановой жил, жив и будет жить. А вот насколько живой ощущает себя приватизация, давно уже ставшая заложницей политиков и политических разборок, - это, конечно, вопрос...
Признаться, меня очень развеселили растиражированные коллегами заявления официальных лиц президентской администрации о главной заслуге Владимира Тимофеевича: оказывается, он «успешно проводит денежную приватизацию». Ну, куда бы еще ни шло - «успешно руководит разработкой нормативной базы» или «успешно борется с коррупцией в Фонде госимущества». Но чтоб хвалить ход приватизации за деньги... Одного общеизвестного факта - 65 млн. грн., перечисленных в госбюджет при запланированных в программе приватизации 500 млн. на год, - вполне достаточно, чтобы опровергнуть эту очевиднейшую натяжку.
Конечно, официальных лиц можно понять: критиковать Владимира Тимофеевича не положено. Его можно и должно поддерживать, особенно перед угрозой со стороны этих ужасных, преследующих корыстные цели народных депутатов (разумеется, за исключением представителей группы «Конституционный центр») и всяческой «буржуазной» прессы. Пример такой поддержки подал сам премьер-министр, в день отчета Фонда перед парламентом, в пятницу (см. «ЗН» от 25 октября с.г.) неожиданно резко раскритиковавший В.Ланового, а уже в понедельник столь же неожиданно его поддержавший. Надо думать, неспроста - наверное, за субботу и воскресенье денег от приватизации в бюджете резко прибавилось. Или конкурсы по продаже пакетов акций энергораспределительных компаний наконец объявили. Или международные тендеры, о которых руководитель Фонда говорит еще с начала августа, начались. Или центры сертификатных аукционов после нескольких месяцев полупростоя работой загрузили. Ведь не может же быть, что ничего не произошло, а премьерское мнение столь резко изменилось!
Конечно, произошло. Но не за два дня. И продолжает происходить. Две «приватизационные» истории я и хочу рассказать.
в мозгах у многих политиков, она поднята на щит борьбы с коррупцией и борьбы за наполнение бюджета. Так что - все на индексацию уставных фондов. Разбираться будут те, кто придет за нами!
Конечно, в походе за реальными деньгами и ценами в приватизационном ведомстве не забывают о «форточках». Через них к особо «вкусным» объектам смогут добраться те избранные, которых негоже томить в общей очереди за госимуществом, продаваемым через прозрачные конкурсы. Я, конечно, имею в виду тот пункт положения о конкурсах, который дает право расплачиваться за пакеты акций приватизационными и компенсационными сертификатами. По иронии судьбы, он будет касаться именно стратегически важных предприятий, что еще раз доказывает: борьба против коррупции в приватизации - дело исключительно тонкое и избирательное.
Караул, - сертификаты!
Но что это мы о деньгах да о деньгах? Давайте лучше поговорим о немодном, но таком вечном. Итак, история вторая - о сертификатной приватизации.
Прогнозировать сроки ее окончания давно стало дурным тоном. Гибрид пугала и лозунга, сертификатная приватизация в Украине уже, пожалуй, года два никого всерьез не интересует, продолжается все больше по инерции, безо всяких там новомодных концепций, но с явной тенденцией к замедлению.
Когда один авторитетный в приватизационных кругах человек сказал, что в 1997 году мы и с денежной приватизацией оконфузились, и в сертификатной не преуспели, собрав от финпосредников и граждан ваучеров в 2,5 раза меньше, чем в 1996-м, я, признаться, подумала, что это снова отзвуки политического театра, очередная напраслина на руководителя Фонда. Но информацию перепроверила. Оказалось, не все так печально, уважаемые читатели: мы просто скатились к уровню 1995 года. Тогда в ходе 11 аукционов система центров сертификатных аукционов (ЦСА) собрала 6,8 млн. ваучеров, а за 9 аукционов года 1997-го - 5,8 млн. С «урожайным» 1996-м (14,2 млн. за 12 аукционов) даже сравнивать неловко: тогда система порой аккумулировала до полутора миллионов сертификатов в месяц, а в отдельные месяцы нынешнего года данный показатель сокращался едва ли не втрое. Фонд «жадничал», упорно не замечая проблем УЦСА и не выставляя на аукционы мало-мальски привлекательные предприятия.
И, как оказалось, был абсолютно прав: если мы не хотим обвала - никаких привлекательных объектов! Потому что сертификатная приватизация готова остановиться уже сейчас, в ближайшие дни ноября 1997-го, не дожидаясь - о ужас! - разрешения парламента. Сертификаты больше девать некуда...
Я не шучу. И генеральный директор УЦСА Юрий Тараторин, и его первый зам Александр Леличенко не шутят. Из регионов идут «челобитные», одна другой жалостливее: Нацбанк не принимает у региональных ЦСА «отработанные» сертификаты. Сертификатами забиты все охраняемые помещения, в неохраняемых их держать нельзя - это все же ценные бумаги! Выход один - прием сертификатов прекратить...
Нацбанк понять можно: кто ж из банкиров будет работать себе в убыток? Деньги на оплату банковских услуг должны выделять региональные отделения ФГИ, в сумме это до 200 тыс. грн. в месяц. Денег нет. С 1 октября 1997-го сертификаты не принимают, например, у Харьковского ЦСА. К началу ноября в этом списке Хмельницкий, Сумы, Херсон, Севастополь... Руководители тамошних ЦСА бьют тревогу: что делать? А действительно, что? Что может посоветовать своим подчиненным руководство УЦСА, если от контактов с ним и.о. председателя Фонда всячески уклоняется, не то чтобы решать какой-либо вопрос?
Будущее сертификатной системы, в которую вбуханы огромные деньги, весьма и весьма туманно. Еще с начала июля завис проект приказа по ФГИ, которым системе ЦСА, во исполнение решений февральского совещания по вопросам приватизации в Кабинете министров, разрешается начать продажу пакетов акций открытых акционерных обществ за деньги. Хотя бы в «пилотном» варианте. Визы на бумагах есть, даже вице-премьера Сергея Тигипко. Может, ему телеграфировать? Или прямиком в Верховную Раду? Впрочем, нет, туда явно не надо: подход у депутатов крутой (отчет, мораторий), но, увы, политический, а не профессиональный...
Промежуточный итог?
Итак, пройдясь по заколдованному приватизационному кругу, мы вернулись к тому, с чего начали. К тому, о чем «ЗН» писало в феврале, марте, июле, октябре, - к приватизации как аргументу в политическом противостоянии. Противостояние приводит к политическим истерикам типа моратория, но ни к чему более плодотворному. Не дожидаясь, пока постановление от 4 ноября с.г. будет подписано, опубликовано и обретет силу, Владимир Лановой во всеуслышанье заявил, что «процесс заключения договоров купли-продажи шел и будет идти» и что «постановление является внутренним документом парламента». Хотя можно с уверенностью утверждать, что один-то его пункт он выполнять будет, причем с охотой. Это пункт 13 - об очередном продлении сроков выдачи и обращения приватизационных сертификатов, соответственно до 30 июня и 31 декабря 1998 года.
Что ж, двойной стандарт в нашем Отечестве не карается. Если речь идет о тех, кому верит сам Президент, двойной стандарт предпочитают просто не замечать...
Под знаменем реальных цен
Первая из них - об увеличении уставных фондов приватизируемых предприятий - столь же печальна, сколь и запутана. Нет, с популистской точки зрения все просто: если предприятие оценивается в Украине, скажем, в 300 млн. грн., тогда как на Западе аналогичное тянет миллиарда этак на три, но долларов, значит, имеет место грабеж средь бела дня и вообще уголовное преступление. Вывод: да таких приватизаторов сажать следует, чтоб неповадно было распродавать Родину по дешевке! А тех, кто придет на освободившиеся места, - срочно бросать на увеличение размеров уставных фондов акционерных обществ в соответствии с индексацией основных фондов по состоянию на 1.01.95.
Прочувствовав всю остроту момента, Владимир Лановой активно взялся за наведение порядка и сделал борьбу за повышение стоимости объектов настоящим лозунгом дня. Святое дело увеличения уставных фондов, в полном соответствии с июльским приказом по ФГИ, со скрипом, но продвигается. И это ничего, что практические работники приватизации да и вообще разумные экономисты прыскают в кулак, когда речь заходит об экономической целесообразности данного мероприятия, а потом сокрушенно машут рукой - мол, если мы не можем изменить действительность, давайте сменим тему разговора. Главное, дешевой продажи не будет. Хотя очень может статься, что не будет и никакой...
Попытаюсь объяснить по-простому, не углубляясь в методологические дебри. Начну с того, что уставный фонд объекта приватизации к его рыночной стоимости имеет отношение, мягко говоря, отдаленное. «Раздувать» его в надежде получить более высокую цену, на мой взгляд, столь же полезно, как и повышать качество продукции обувной промышленности путем дополнительного заколачивания в каждую пару туфель дополнительного количества гвоздей. Для пущей прочности. Даже если эти туфли вообще на клею сработаны. Захочет ли покупатель купить такую «сверхпрочную» обувку? И считал ли кто-то затраты на гвозди и оплату дополнительного труда?
Нечто похожее и в нашем случае. При продаже за сертификаты увеличение уставного фонда - далеко не в интересах государства: сертификаты-то с 1 января 1995 года индексировались в 50 раз, а основные фонды предприятий - только в 7-30 раз. Следовательно, путем льготной подписки можно будет получить имущества больше, чем прежде, - естественно, за счет сокращения государственной доли. Причем на предприятиях с большим удельным весом оборотных средств и высоким износом основных фондов - намного больше.
Но и это еще не все, ведь теперь у нас на повестке дня приватизация денежная. Естественно, рассчитывая на более крупные поступления средств, ФГИ как продавец госимущества столь же естественно сам себя загоняет в ловушку. Ведь если предприятие по «новой стоимости» продать не удастся (трудно даже представить, сколько таких есть и еще будет, не сплошная же у нас нефтепереработка с энергокомпаниями!), то обратной дороги фактически не существует. К большому сожалению, наш законодатель не разрешает первичную продажу акций по цене ниже номинальной, а количество полученных населением компенсационных сертификатов, за которые такая продажа возможна, столь мало, что не сможет образовавшуюся диспропорцию самортизировать.
В интересах ли государства сохранять за собой целую массу дорогих пакетов акций, которые невозможно продать? Не благоразумнее ли придерживаться испытанного метода экспертной дооценки всего того, что идет на продажу за деньги и компенсационные сертификаты? Мне кажется, Владимир Лановой уже знает ответ на данный вопрос. Потому о проблеме цен в приватизации в разных аудиториях он говорит по-разному: в парламенте одно, а, скажем, перед представителями региональной прессы - несколько иное. Но обратного пути и для руководителя ФГИ уже нет: идея увеличения уставных фондов прочно засела в мозгах у многих политиков, она поднята на щит борьбы с коррупцией и борьбы за наполнение бюджета. Так что - все на индексацию уставных фондов. Разбираться будут те, кто придет за нами!
Конечно, в походе за реальными деньгами и ценами в приватизационном ведомстве не забывают о «форточках». Через них к особо «вкусным» объектам смогут добраться те избранные, которых негоже томить в общей очереди за госимуществом, продаваемым через прозрачные конкурсы. Я, конечно, имею в виду тот пункт положения о конкурсах, который дает право расплачиваться за пакеты акций приватизационными и компенсационными сертификатами. По иронии судьбы, он будет касаться именно стратегически важных предприятий, что еще раз доказывает: борьба против коррупции в приватизации - дело исключительно тонкое и избирательное.
Караул, сертификаты!
Но что это мы о деньгах да о деньгах? Давайте лучше поговорим о немодном, но таком вечном. Итак, история вторая - о сертификатной приватизации.
Прогнозировать сроки ее окончания давно стало дурным тоном. Гибрид пугала и лозунга, сертификатная приватизация в Украине уже, пожалуй, года два никого всерьез не интересует, продолжается все больше по инерции, безо всяких там новомодных концепций, но с явной тенденцией к замедлению.
Когда один авторитетный в приватизационных кругах человек сказал, что в 1997 году мы и с денежной приватизацией оконфузились, и в сертификатной не преуспели, собрав от финпосредников и граждан ваучеров в 2,5 раза меньше, чем в 1996-м, я, признаться, подумала, что это снова отзвуки политического театра, очередная напраслина на руководителя Фонда. Но информацию перепроверила. Оказалось, не все так печально, уважаемые читатели: мы просто скатились к уровню 1995 года. Тогда в ходе 11 аукционов система центров сертификатных аукционов (ЦСА) собрала 6,8 млн. ваучеров, а за 9 аукционов года 1997-го -
5,8 млн. С «урожайным» 1996-м (14,2 млн. за 12 аукционов) даже сравнивать неловко: тогда система порой аккумулировала до полутора миллионов сертификатов в месяц, а в отдельные месяцы нынешнего года данный показатель сокращался едва ли не втрое. Фонд «жадничал», упорно не замечая проблем УЦСА и не выставляя на аукционы мало-мальски привлекательные предприятия.
И, как оказалось, был абсолютно прав: если мы не хотим обвала - никаких привлекательных объектов! Потому что сертификатная приватизация готова остановиться уже сейчас, в ближайшие дни ноября 1997-го, не дожидаясь - о ужас! - разрешения парламента. Сертификаты больше девать некуда...
Я не шучу. И генеральный директор УЦСА Юрий Тараторин, и его первый зам Александр Леличенко не шутят. Из регионов идут «челобитные», одна другой жалостливее: Нацбанк не принимает у региональных ЦСА «отработанные» сертификаты. Сертификатами забиты все охраняемые помещения, в неохраняемых их держать нельзя - это все же ценные бумаги! Выход один - прием сертификатов прекратить...
Нацбанк понять можно: кто ж из банкиров будет работать себе в убыток? Деньги на оплату банковских услуг должны выделять региональные отделения ФГИ, в сумме это до 200 тыс. грн. в месяц. Денег нет. С 1 октября 1997-го сертификаты не принимают, например, у Харьковского ЦСА. К началу ноября в этом списке Хмельницкий, Сумы, Херсон, Севастополь... Руководители тамошних ЦСА бьют тревогу: что делать? А действительно, что? Что может посоветовать своим подчиненным руководство УЦСА, если от контактов с ним и.о. председателя Фонда всячески уклоняется, не то чтобы решать какой-либо вопрос?
Будущее сертификатной системы, в которую вбуханы огромные деньги, весьма и весьма туманно. Еще с начала июля завис проект приказа по ФГИ, которым системе ЦСА, во исполнение решений февральского совещания по вопросам приватизации в Кабинете министров, разрешается начать продажу пакетов акций открытых акционерных обществ за деньги. Хотя бы в «пилотном» варианте. Визы на бумагах есть, даже вице-премьера Сергея Тигипко. Может, ему телеграфировать? Или прямиком в Верховную Раду? Впрочем, нет, туда явно не надо: подход у депутатов крутой (отчет, мораторий), но, увы, политический, а не профессиональный...
Промежуточный итог?
Итак, пройдясь по заколдованному приватизационному кругу, мы вернулись к тому, с чего начали. К тому, о чем «ЗН» писало в феврале, марте, июле, октябре, - к приватизации как аргументу в политическом противостоянии. Противостояние приводит к политическим истерикам типа моратория, но ни к чему более плодотворному. Не дожидаясь, пока постановление от 4 ноября с.г. будет подписано, опубликовано и обретет силу, Владимир Лановой во всеуслышанье заявил, что «процесс заключения договоров купли-продажи шел и будет идти» и что «постановление является внутренним документом парламента». Хотя можно с уверенностью утверждать, что один-то его пункт он выполнять будет, причем с охотой. Это пункт 13 - об очередном продлении сроков выдачи и обращения приватизационных сертификатов, соответственно до 30 июня и 31 декабря 1998 года.
Что ж, двойной стандарт в нашем Отечестве не карается. Если речь идет о тех, кому верит сам Президент, двойной стандарт предпочитают просто не замечать...